Духовное чтение на 1 февраля 2019 года

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Перед Вами календарь духовного чтения, посвященный 1 февраля 2019 года.

• Жития святых – Преподобный Макарий Великий;
• Чтение Апостола – Послание Иакова (глава 2, стихи 1-13);
• Евангелие дня – Святое Евангелие от Марка (глава 10, стихи 23-32);
• Проповедь пастырей – Из проповеди протоиерея Димитрия Смирнова.

Жития святых 55

Преподобный Макарий Великий

Дорогие братья и сестры! Сегодня мы продолжим знакомство с великими святыми нашей Церкви. На этот день приходится память преподобного Макария Великого. Родился он в Египте в селении Птинапор около 301 года. В раннем возрасте по желанию родителей вступил в брак, но рано овдовел. После смерти жены святой Макарий углубился в изучение Священного Писания. С любовью и усердием он послужил своим родителям в старости, исполняя заповедь о почитании отца и матери, и по их кончине сделался совершенно свободным от житейских забот.

Под руководством опытного старца-инока преподобный Макарий стал проходить безмолвное иноческое житие и рукоделие. Проезжавший через Птинапор местный епископ рукоположил будущего подвижника в диакона к местной церкви, однако Макарий, тяготившийся полученным саном, оставил селение и удалился в полном одиночестве в пустыню. Сначала он поселился в пустынном месте недалеко от родного селения, а потом перешел на Нитрийскую гору в Фаранской пустыне.

Прожив три года в пустыне, он пошел к преподобному Антонию Великому, отцу египетского монашества, о котором слышал еще живя в миру, и горел желанием его видеть. Авва Антоний с любовью принял Макария, который сделался его преданным учеником и последователем. С ним преподобный Макарий жил долгое время, а затем, по совету святого аввы, удалился в Скитскую пустыню (в северо-западной части Египта) и там столь просиял своими подвигами, что его стали называть «юношей-старцем», так как он, едва достигнув тридцатилетнего возраста, проявил себя опытным, зрелым иноком. Здесь подвижнику приходилось бороться с бесами день и ночь, и они вопили, что не могут победить его, потому что он имеет великое оружие – смирение.

Когда святому исполнилось 40 лет, он был посвящен в сан священника и поставлен настоятелем (начальником или аввой) иноков, живших в Скитской пустыне. В эти годы преподобный Макарий часто посещал Антония Великого, получая от него наставления в духовных беседах. Вместе с двумя другими учениками преподобного Антония святой Макарий сподобился присутствовать при его блаженной кончине.

Как некое богатейшее наследие он получил посох преподобного Антония, которым тот поддерживал в дороге свое немощное тело, удрученное старостью и постническими подвигами. Вместе с этим посохом преподобный Макарий принял сугубо и дух Антония Великого, как некогда воспринял таковой пророк Елисей после Илии пророка. Силой его духа преподобный Макарий сотворил многие дивные чудеса. Однажды святой Макарий разговаривал с черепом главного языческого жреца, который рассказывал о своих мучениях и о более тяжких и лютых, постигших тех, кто познал имя Божие, но отверг Его и не соблюдал Его заповеди.

По причине множества приходившего к нему народа преподобный Макарий имел мало времени, чтобы в удалении предаваться богомыслию. Поэтому преподобный выкопал под своей кельей глубокую пещеру длиной около 100 метров, куда и скрывался от постоянно приходящих к нему и нарушающих его богомыслие и молитву. Святой подвижник достиг такого дерзновения в хождении перед Богом, что по его молитве Господь воскрешал умерших. Несмотря на высоту достигнутого богоподобия, он продолжал сохранять необыкновенное смирение.

В годы царствования императора Валента арианина с 364 по 378 годы преподобный Макарий Великий вместе с преподобным Макарием Александрийским подвергся преследованию со стороны арианского епископа Луки. Обоих старцев схватили и, посадив на корабль, отвезли на пустынный остров, где жили язычники. Там по молитвам святых получила исцеление дочь жреца, после чего сам жрец и все жители острова приняли Святое Крещение. Узнав о случившемся, арианский епископ устыдился и разрешил старцам возвратиться в свои пустыни.

Кротость, смирение и милосердие преподобного преображали души человеческие. 60 лет святой Макарий провел в мертвой для мира пустыне. Более всего времени преподобный проводил в беседе с Богом, часто пребывая в состоянии духовного восхищения. Свой обильный подвижнический опыт авва претворил в глубокие богословские творения. 50 бесед и 7 подвижнических слов остались драгоценным наследием духовной мудрости преподобного Макария Великого. Высшее благо и цель человека – соединение души с Богом, –  вот основная мысль творений святого.

Преподобный дожил до 97 лет. Незадолго до кончины, около 390 года, ему явились преподобные Антоний и Пахомий, сообщившие радостную весть о его близком переходе в блаженные небесные обители. Угодник Христов начал готовиться к своей смерти. Через девять дней преподобному Макарию явился херувим со множеством ангелов. Когда святая душа была взята херувимом и вознеслась им на небо, некоторые из отцов мысленными очами видели, что воздушные бесы в отдалении стояли и вопили, что преподобный Макарий Великий избежал их. Скончался святой в 391 году в основанном им монастыре.

Преподобне отче Макарие, моли Бога о нас!

Чтение Апостола, 55

Послание Иакова (глава 2, стихи 1-13)

Братия!.. имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, невзирая на лица. Ибо, если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде, и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: «тебе хорошо сесть здесь», а бедному скажете: «ты стань там» или «садись здесь, у ног моих», то не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями? Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его? А вы презрели бедного. Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды? Не они ли бесславят доброе имя, которым вы называетесь? Если вы исполняете закон царский, по Писанию: «возлюби ближнего твоего, как себя самого», — хорошо делаете. Но если поступаете с лицеприятием, то грех делаете и перед законом оказываетесь преступниками. Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем‐нибудь, тот становится виновным во всем. Ибо Тот же, Кто сказал: «не прелюбодействуй», сказал и: «не убей»; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона. Та́к говорите и та́к поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы. Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом.

Евангелие дня, 55

Святое Евангелие от Марка (глава 10, стихи 23-32)

казал Господь:> Как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! Ученики ужаснулись от слов Его. Но Иисус опять говорит им в ответ: дети! как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие! Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие. Они же чрезвычайно изумлялись и говорили между собою: кто же может спастись? Иисус, воззрев на них, говорит: человекам это невозможно, но не Богу, ибо всё возможно Богу. И начал Петр говорить Ему: вот, мы оставили всё и последовали за Тобою. Иисус сказал в ответ: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или зе́мли, ради Меня и Евангелия, и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной. Многие же будут первые последними, и последние первыми. Когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе.

Наставление, 55

ИЗ ПРОПОВЕДИ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

… Надо обязательно думать все время над своей жизнью, читать слово Божие, изучать его. Телевизор выкинуть, что­бы не отвлекал. Надо душу спасать. Скоро будем умирать, все как один. Скоро будет Страшный суд, а мы всё теле­визор смотрим. Не безумцы ли мы? Хватить есть, пить, надо уже думать и о своей душе. Многие уже смертель­но больны, многие в следующем году умрут, многим два года осталось — все равно это очень мало. Надо заду­маться, задуматься скорее. Мир лежит во зле. Мы его с вами не спасем, людям сейчас ничего не объяснишь, никто слушать не будет все равно. Ты отвечаешь только за себя перед Богом. Ты пойдешь на суд. Поэтому надо обязательно задумываться: успею ли я в грехах покаяться или так у телевизора оставшуюся жизнь и просижу?

35

Духовное чтение на 1 февраля 2019 года

Духовное чтение на 1 февраля 2019 года