Духовное чтение на 3 февраля 2019 года

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Поздравляем Вас с праздником Воскресного дня!

В сегодняшнее воскресенье предлагаем Вам к духовному и молитвенному прочтению:

Жития святых – Преподобный Максим Исповедник;
• Чтение Апостола – Первое послание к Тимофею (глава 1, стихи 15-17);
• Евангелие дня – Святое Евангелие от Луки (глава 18, стихи 35-43);
• Поучение – Из наставлений протоиерея Димитрия Смирнова.

Жития святых, 57

Преподобный Максим Исповедник

Дорогие братья и сестры! Сегодня на примере одного из святых первого тысячелетия мы узнаем, что такое быть одним православным среди заблуждающихся. Будущий преподобный Максим Исповедник родился в Константинополе около 580 года и вырос в благочестивой христианской семье. В юности он получил разностороннее образование: изучил философию, грамматику, риторику, был начитан в древних авторах и в совершенстве владел богословской диалектикой. Когда преподобный Максим поступил на государственную службу, знания и добросовестность позволили ему стать первым секретарем императора Ираклия, который правил с 611 по 641 год. Но придворная жизнь тяготила его, и он удалился в Хрисопольскую обитель, где принял иноческий постриг. Своим смиренномудрием он вскоре приобрел любовь братии и был избран игуменом монастыря, но и в этом сане по своей необыкновенной скромности он, по собственным его словам, «оставался простым монахом».

В 633 году по просьбе одного богослова, будущего святителя Иерусалимского патриарха Софрония, преподобный Максим оставил обитель и уехал в Александрию. Святой Софроний стал известен к тому времени как непримиримый противник монофелитской ереси. После того, как IV Вселенский Собор в 451 году осудил монофизитов, исповедовавших только одну –Божественную – природу в Господе Иисусе Христе, еретиками-монофелитами был начат спор о волях природ в Спасителе. Через этот спор они фактически возвращались к отвергнутому монофизитскому лжеучению. Монофелитство нашло многочисленных сторонников в Армении, Сирии, Египте. Ересь, усиливаемая национальной враждой, стала серьезной угрозой церковному единству Востока. Борьба православия с ересями особенно осложнилась тем, что к 630 году три патриарших престола на православном Востоке оказались заняты монофизитами: Константинопольский – Сергием, Антиохийский – Афанасием, Александрийский – Киром.

Путь преподобного Максима из Константинополя в Александрию лежал через Крит, где и началась его проповедническая деятельность. Там он столкнулся с епископатом, придерживавшимся еретических взглядов Севира и Нестория. В Александрии и ее окрестностях преподобный провел около шести лет. В 638 году император Ираклий вместе с патриархом Сергием, стремясь уменьшить вероисповедные разногласия, издал указ, так называемый «Экфесис» – «Изложение веры», который окончательно повелевал исповедовать учение об одной воле при двух природах Спасителя. Защищая православие, преподобный Максим обращался к людям различных званий и сословий, и беседы эти имели успех.

В конце 638 года умер патриарх Сергий, а в 641 году – император Ираклий. Императорский престол занял жестокий и грубый Констанс II, откровенный сторонник монофелитов. Усилились нападки еретиков на православие. Преподобный Максим ушел в Карфаген и проповедовал в нем и окрестностях еще 5 лет. Когда туда прибыл преемник патриарха Сергия патриарх Пирр, покинувший Константинополь из-за придворных интриг, по убеждениям монофелит, между ним и преподобным Максимом в июне 645 года произошел открытый диспут, на котором Пирр всенародно признал свои заблуждения и пожелал даже вручить папе Феодору письменное отречение от них. Преподобный Максим вместе с Пирром отправились в Рим, где папа Феодор принял покаяние бывшего патриарха и восстановил его в сане.

В 647 году преподобный Максим вернулся в Африку. Там на соборах епископов монофелитство осуждалось как ересь. В 648 году вместо «Экфесиса» вышел новый указ, составленный Константинопольским патриархом Павлом, – «Типос», или «Образец веры», который запрещал всякие рассуждения равно как об одной, так и о двух волях при признании двух природ Господа Иисуса Христа. Тогда преподобный Максим обратился к сменившему папу Феодора римскому папе Мартину I с просьбой вынести вопрос о монофелитстве на соборное обсуждение всей Церкви. В октябре 649 года был собран Латеранский Собор, на котором присутствовало 150 западных епископов и 37 представителей православного Востока, среди которых находился и преподобный Максим Исповедник. Собор осудил монофелитство, а его защитники были преданы анафеме. Когда Констанс II получил определение Собора, он приказал схватить и папу Мартина, и преподобного Максима. Этот приказ был выполнен через пять лет, в 654 году. Преподобного Максима обвинили в измене отечеству и заключили в тюрьму. В 656 году он был сослан во Фракию, а затем снова привезен в константинопольскую тюрьму. Преподобного вместе с двумя его учениками подвергли жесточайшим пыткам а затем сослали в Колхиду – район Грузии, где он умер в изгнании в возрасте 82 лет 13 августа 662 года.

Преподобный Максим Исповедник оставил Церкви очень большое письменное богословское наследие. Например ему принадлежать такие слова: «Писание не отнимает у нас ничего, данного нам от Бога для употребления, но обуздывает неумеренность и исправляет безрассудность. То есть оно не запрещает ни есть, ни рождать детей, ни иметь деньги и правильно их расходовать; но запрещает чревоугодничать, прелюбодействовать и прочее». Или он же говорил: «Три есть начала, побуждающих нас на зло: страсти, демоны и злое произволение».

Преподобне отче Максиме, моли Бога о нас!

Чтение апостола, 57

Первое послание к Тимофею (глава 1, стихи 15-17)

адо Тимофей!> Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый. Но для того я и помилован, чтобы Иисус Христос во мне первом показал все долготерпение, в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной. Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков. Аминь.

Евангелие дня, 57

Святое Евангелие от Луки (глава 18, стихи 35-43)

Когда… подходил Он <Иисус> к Иерихону, один слепой сидел у дороги, прося милостыни, и, услышав, что мимо него проходит народ, спросил: что это такое? Ему сказали, что Иисус Назорей идет. Тогда он закричал: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня. Шедшие впереди заставляли его молчать; но он еще громче кричал: Сын Давидов! помилуй меня. Иисус, остановившись, велел привести его к Себе: и, когда тот подошел к Нему, спросил его: чего ты хочешь от Меня? Он сказал: Господи! чтобы мне прозреть. Иисус сказал ему: прозри! вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошел за Ним, славя Бога; и весь народ, видя это, воздал хвалу Богу.

Проповедь пастырей, 57

ИЗ ПРОПОВЕДИ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

Духовное чтение на 3 февраля 2019 года

… Ко мне подошла бабуш­ка за восемьдесят: «Батюшка, третий раз со­бираюсь причаститься и все никак не могу. Вот начинаю поститься, а так живот режет, что возьму и поем творога». Да неужели творог является препятствием к причастию? По уставу Церкви разрешает­ся ослаблять пост старому, больному, кормящей, беремен­ной, тому, кто в тяжелых работах и в пути. Ешь на здоро­вье творог, не может творог быть препятствием на пути к Богу. Одно дело здоровый лоб тридцатилетний, которо­му поменьше есть только на пользу, другое дело старень­кая бабушка, которой хоть минимальный пост соблюсти, хотя бы мяса не есть. Если не можешь молитвенное правило ко Святому Причащению прочитать, попроси внука. Не хочет — отдай ему свою пенсию: на тебе, внучок, деньги и почитай мне правило. За деньги любой внук почитает, это лучше, чем чужие машины мыть где-то на пе­рекрестке. Он почитает, а ты послушаешь, вот и хорошо, и ему будет польза, и тебе. Все можно сделать, только на­до захотеть. Душа-то, она важней всего на свете. Вот так и будем стараться.

37, красный

Духовное чтение на 3 февраля 2019 года

 

Духовное чтение на 3 февраля 2019 года