Духовное чтение на 5 февраля 2019 года

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Перед Вами календарь духовного чтения, посвященный 5 февраля 2019 года.

• Жития святых – Преподобный Саламан молчальник;
• Чтение Апостола – Послание Иакова (глава 3, стихи 1-10);
• Евангелие дня – Святое Евангелие от Марка (глава 11, стихи 11-23);
• Толкование Евангелия – Блж. Феофилакт Болгарский;
• Проповедь пастырей – Из наставлений протоиерея Димитрия Смирнова.

Жития святых, 52

Преподобный Саламан молчальник

Дорогие братья и сестры! Сегодня мы с вами поговорим о святом угоднике Божием, который буквально последовал завету святого Игнатия Богоносца. «Лучше молчать и быть, нежели говорить и не быть», – говорил священномученик I века. Житие преподобного Саламана молчальника в переложении святителя Димитрия Ростовского звучит так:

«Сей преподобный отец наш Саламан происходил из селения Каперсана, расположенного на западном берегу Евфрата. Возлюбив уединение, он отыскал на другом берегу реки маленькую хижину и затворился в ней, заложив наглухо дверь и окно; раз в год он выходил наружу через подкоп под стеною и запасался пищей. Местный епископ, узнав о добродетельном житии преподобного, пожелал удостоить его священства. Прибыв с сею целью к жилищу святого, архипастырь приказал разобрать часть его стены, после чего и вошел в келию. По рукоположении преподобного Саламана во пресвитера, епископ преподал ему наставление о благодати священства; во все время пребывания своего в келии святитель не услышал от преподобного молчальника ни одного слова и удалился, приказав снова заложить разобранную часть стены. Жители того селения, из которого происходил преподобный Саламан, желая иметь человека Божия в своей среде, однажды ночью перешли реку в брод, взяли святого, который не спорил, не сопротивлялся, но не выражал и согласия, и отвели на свою сторону; здесь поселяне построили для преподобного хижину, подобную прежней, и затворили его там; святой Саламан продолжал хранить молчание, никто не слышал от него ни одного слова. Вскоре жители селения, расположенного на другом берегу, где ранее спасался преподобный, пришли ночью к новому его жилищу и услышали, что он творит такую молитву: «Господи, Иисусе Христе, помилуй меня и всех служащих имени Твоему и поклоняющихся Тебе, Истинному Богу нашему». Поселяне разобрали келию и отвели святого к себе, блаженный молчальник и на этот раз нисколько не противился и не требовал, чтобы его оставили. В такой высокой степени, как никто другой, умертвив в себе плотского человека, блаженный Саламан до конца совершил свой подвиг и, ликуя, переселился в небесные обители около 400 года».

Братья и сестры, сколько бед в нашей жизни мы устраиваем себе сами из-за нашего языка? И ведь в Священном Писании столько сказано об этом малом члене нашего тела. Вот как писал об этом святой апостол Иаков: Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело. Вот, мы влагаем удила в рот коням, чтобы они повиновались нам, и управляем всем телом их. Вот, и корабли, как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направляются, куда хочет кормчий; так и язык — небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает! … Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим, а язык укротить никто из людей не может: это — неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда. Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть»  (Иак. 3, 2–10). Но еще в Ветхом Завете люди прекрасно понимали, что от нашего языка зависит очень многое, вот и премудрый Соломон писал: «Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою» (Притчи 21, 23).

Братья и сестры, очень часто мы по своей гордыне ищем каких-то особых христианских подвигов. Хочется взять на себя пост сверх положенного или же объездить с паломничеством всю Россию, а можно и далее. Но при этом никто из нас не избегает простых и печальных ссор с нашими близкими дома, с коллегами на работе и прочими людьми. А ведь и преподобный старец Серафим Саровский говорил: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи». Да и в основе исихазма, умного делания, лежит вовсе не Иисусова молитва, а молчание. Мы призваны нести мир этому миру. И вовсе не так, как это делают сектанты, «бомбардирующие» каждого встречного свой искусственной радостью. Мы должны сперва пресечь в себе источник зла, раздражительности, сварливости. Хочешь сказать замечание – промолчи, хочешь поругать – помолчи. Хочешь дать наставление, а сможешь ли донести суть? Может быть, лучше молча улыбнуться, сделать что-то доброе, помочь. Сперва дело, а потом уже слово. Мы должны всегда в себе иметь маркер — душевный мир. И перед тем, как что-либо сказать мы должны прислушаться к себе и подумать: сказав это, не потеряю ли я мир? А что значит – «не потеряю ли мир»? А значит – не отойдет ли от меня благодать Святого Духа, не отгоню ли я от себя своего Ангела Хранителя? Не бесы ли лукавые тянут меня за язык, чтобы своими благими намерениями вымостить еще пару метров дороги совсем не туда, куда бы хотелось? Вернемся к словам священномученика Игнатия: «Лучше молчать и быть, нежели говорить и не быть».

Преподобне отче Саламане, моли Бога о нас!

Чтение Апостола, 52

Послание Иакова (глава 3, стихи 1-10)

Братия!.. не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению, ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело. Вот, мы влагаем удила в рот коням, чтобы они повиновались нам, и управляем всем телом их. Вот, и корабли, как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направляются, куда хочет кормчий; так и язык — небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает! И язык — огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны. Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим, а язык укротить никто из людей не может: это — неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда. Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть.

Евангелие дня, 52

Святое Евангелие от Марка (глава 11, стихи 11-23)

И вошел Иисус в Иерусалим и в храм; и, осмотрев всё, как время уже было позднее, вышел в Вифанию с Двенадцатью. На другой день, когда они вышли из Вифании, Он взалкал; и, увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней; но, придя к ней, ничего не нашел, кроме листьев, ибо еще не время было собирания смокв. И сказал ей Иисус: отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек! И слышали то ученики Его. Пришли в Иерусалим. Иисус, войдя в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул; и не позволял, чтобы кто пронес через храм какую‐либо вещь. И учил их, говоря: не написано ли: «дом Мой домом молитвы наречется для всех народов»? А вы сделали его вертепом разбойников. Услышали это книжники и первосвященники, и искали, как бы погубить Его, ибо боялись Его, потому что весь народ удивлялся учению Его. Когда же стало поздно, Он вышел вон из города. Поутру, проходя мимо, увидели, что смоковница засохла до корня. И, вспомнив, Петр говорит Ему: Равви́! посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла. Иисус, отвечая, говорит им: имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: «поднимись и ввергнись в море», и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, — будет ему, что ни скажет.

Духовное чтение на 5 февраля 2019 года

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 11-14 И вошел Иисус в Иерусалим и в храм; и, осмотрев всё, как время уже было позднее, вышел в Вифанию с двенадцатью. На другой день, когда они вышли из Вифании, Он взалкал; и, увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней; но, придя к ней, ничего не нашел, кроме листьев, ибо еще не время было собирания смокв. И сказал ей Иисус: отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек! И слышали то ученики Его

Иисус вошел в храм и скоро опять вышел из него, показывая чрез это, что Он уже оставляет его на запустение и расхищение. Он уходит в Вифанию, что значит дом послушания, ибо, оставляя непокорных и жестокосердных, идет теперь с учениками к послушным Ему. Но рассмотрим и повествование о смоковнице, ибо здесь является, по-видимому, нечто странное и жестокое. Во-первых, Иисус взалкал рано; во-вторых, Он требует плода, когда еще не наступило время для смокв, а еще и то, что наказывает бесчувственное дерево. Ибо в том, что Он здесь говорит и делает, было особенное смотрение. Доселе часто Иисус творил чудеса, но только на благодеяние людям. Но ученики еще не видели, чтобы Он сделал кому-либо зло. Теперь, дабы показать ученикам, что Он может и казнить, и что, если захочет, может в один час погубить намеревающихся распять Его, Он являет Свою силу над бесчувственным деревом. И чудо было поистине велико тем, что дерево, столь сочное, иссохло вдруг; ибо смоковница сочнее почти всех дерев. А что Он алчет рано утром, это Он попустил плоти Своей по особенному смотрению; и плода преждевременно ищет на смоковнице с той целью, чтобы, как я выше сказал, показать ученикам, что Он может и наказывать. А смоковница эта была вместе и образом синагоги иудейской, которая имела только листья, то есть Закон, доставлявший одну тень, а плода они вовсе не имели. Но Иисус взалкал их спасения. Он говорит: «Моя пища есть творить волю Пославшего Меня», а эта воля Божия состоит в том, чтобы обращать согрешающих. Поскольку же синагога не имела плода, то она проклята и иссохла, не имея (более у себя) ни пророков, ни учителей.

 

Проповедь Пастырей, 52

ИЗ ПРОПОВЕДИ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

Духовное чтение на 5 февраля 2019 года

… Однажды кто-то в присутствии Макария Оптинского посетовал, что вот, мол, все беды русских от того, что кругом одни дураки: смотришь, что ни начальник, то дурак, и все из-за этого плохо идет. А Макарий говорит: нет, кабы так, это было бы неплохо; очень много умных, вот в чем беда. Каж­дый знает, как надо, и каждый старается по своему разумению делать. Этот говорит: туда иди; другой говорит: нет, вот туда. Туда, туда, туда… А дело стоит. Вместо того чтобы работать, все только говорят, что надо делать, а никто не делает. Вот в этом-то вся и беда. Апостол Павел как нас учил: «Оставайся в том звании, в котором призван». Тебя Господь поставил поваром — вот и трудись на своем месте, старайся, чтобы все было честно, чтобы все было вкусно, чтобы все было доброкачественно. Господь тебе дал детей — вот на этом поприще и старайся, трудись, делай как можно лучше на своем месте. И если бы каждый человек так к этому подходил, то все бы у нас расцветало.

32

Духовное чтение на 5 февраля 2019 года

Духовное чтение на 5 февраля 2019 года