Духовное чтение на 7 февраля 2019 годаМир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Перед Вами календарь духовного чтения, посвященный 7 февраля 2019 года, состоящий из следующих духовных и молитвенных рубрик:

• Жития святых – Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской;
• Чтение Апостола – Послание Иакова (глава 4, стихи 7-17; глава 5, стихи 1-9);
• Евангелие дня – Святое Евангелие от Марка (глава 11, стихи 27-33);

• Толкование Евангелия — Сщмч. Григорий (Лебедев);
• Проповедь пастырей – Из наставлений протоиерея Димитрия Смирнова.

Духовное чтение на 7 февраля 2019 года

Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской

Дорогие братья и сестры! Сегодня Святая Церковь постановила, чтобы все мы молитвенно прославляли весь сонм новомучеников и исповедников Российских. Почему же именно сегодня установлена эта память? Совершенно неслучайно. 5 апреля 1918 года Поместный Собор Православной Российской Церкви в Москве издал определение «О мероприятиях, вызываемых происходящим гонением на Православную Церковь», в котором в том числе постановил «установить во всей России ежегодное молитвенное поминовение в день 25 января, или в следующий за сим воскресный день (вечером) всех усопших в нынешнюю лютую годину гонении исповедников и мучеников». Дата 25 января (по старому стилю) была выбрана как дата расстрела митрополита Киевского Владимира (Богоявленского).

Как пишет православный публицист Андрей Десницкий: «Владыка Владимир (Богоявленский) не был первым «церковником», погибшим от рук новой власти: уже 31 октября 1917-го, через шесть дней после переворота, в Царском Селе отряд красногвардейцев убил протоиерея Иоанна Кочурова, были и другие жертвы в других местах. Но это убийство стало знаковым: митрополит Владимир был почетным председателем Поместного собора, да и вообще одним из известнейших иерархов Русской Церкви. Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси, так отозвался об этом событии: «Конечно, судя по человечески, ужасною кажется эта кончина, но нет ничего напрасного в путях Промысла Божия, и мы глубоко верим, что эта мученическая кончина Владыки Владимира была не только очищением вольных и невольных грехов его, которые неизбежны у каждого, плоть носящего, но и жертвою благовонною во очищение грехов великой матушки-России»».

После окончания гражданской войны открытое поминовение за богослужением имtн убиенных за веру практически прекратилось. Вызвано это было тем, что деятельность всех убитых в предыдущие годы православных христиан стала признаваться, как правило, контрреволюционной. Но, несмотря на это, память о новомучениках и исповедниках российских хранилась в церковном народе. Многие священники и епископы поминали их имена за проскомидией.

Вместе с тем за рубежом шла работа по сбору данных о пострадавшем от репрессий духовенстве. В 1949 году Русская зарубежная церковь опубликовала первый том книги протопресвитера Михаила Польского «Новые мученики Российские»,  в 1957 году увидел свет второй том. Это было первое систематизированное собрание сведений о русских мучениках и исповедниках веры. Канонизация некоторых новомучеников и исповедников состоялась в преддверии 1000-летия крещения великого князя Владимира и Киевской Руси. А 25 марта 1991 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял определение «О возобновлении поминовения исповедников и мучеников, пострадавших за веру Христову, установленного Поместным Собором».

В 90-е годы прошлого века шла подготовка к массовой канонизации новомучеников и исповедников Церкви Русской и многие святые были прославлены как местночтимые. И вот наконец Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 года были прославлены многие как известные, так и неизвестные нам мученики и исповедники веры. Чин канонизации 20 августа совершил патриарх Московский и всея Руси Алексий с епископатом Русской Церкви и предстоятелями Поместных Православных Церквей. Было прославлено 813 новомучеников и исповедников Российских, свидетельства о подвигах которых были получены из 35 епархий. Кроме того, в Собор новомучеников и исповедников Российских были внесены для общецерковного почитания имена 112 ранее прославленных местночтимых мучеников и исповедников. Также было определено, что в состав Собора будут включаться святые по решению Священного Синода Русской Православной Церкви. В Соборе новомучеников и исповедников Российских XX века на 1 января 2011 года поименно было канонизовано уже 1774 человека. И Собор новомучеников дополняется по мере обнаружения и изучения сведений до сих пор.

Братья и сестры, конечно же, знакомство с подвигами наших новомучеников нужно начать с изучения истории начала XX века. А с другой стороны, именно чтение житий святых, пострадавших в лютую годину гонений, создает по-настоящему четкое представление о той действительности, в которой приходилось выживать нашим православным соотечественникам. Если преподобные отцы первых веков и многие святители учат нас деланию духовному: покаянию, молитве, милосердию, то наши исповедники отрезвляют нас, лишают иллюзий о теплом и комфортном месте в обществе и Церкви. Слова апостола Павла в силе: Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной (Еф. 6, 11–12).

Святые новомученики и исповедники Российские, молите Бога о нас!

Духовное чтение на 7 февраля 2019 года

Послание Иакова (глава 4, стихи 7-17; глава 5, стихи 1-9)

озлюбленные,> покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас. Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные. Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость — в печаль. Смиритесь пред Господом, и вознесет вас. Не злословьте друг друга, братия: кто злословит брата или судит брата своего, тот злословит закон и судит закон; а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья. Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого? Теперь послушайте вы, говорящие: «сегодня или завтра отправимся в такой‐то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль»; вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий. Вместо того чтобы вам говорить: «если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое», — вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло. Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех. 5. Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас. Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью. Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровище на последние дни. Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа. Вы роскошествовали на земле и наслаждались; напитали сердца ваши, как бы на день заклания. Вы осудили, убили Праведника; Он не противился вам. Итак, братия, будьте долготерпеливы до пришествия Господня. Вот, земледелец ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний. Долготерпи́те и вы, укрепите сердца ваши, потому что пришествие Господне приближается. Не сетуйте, братия, друг на друга, чтобы не быть осужденными: вот, Судия стоит у дверей. В пример злострадания и долготерпения возьмите, братия мои, пророков, которые говорили именем Господним.

Духовное чтение на 7 февраля 2019 года

Святое Евангелие от Марка (глава 11, стихи 27-33)

ришел Иисус> в Иерусалим. И когда Он ходил в храме, подошли к Нему первосвященники и книжники, и старейшины и говорили Ему: какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал власть делать это? Иисус сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном, отвечайте Мне; тогда и Я скажу вам, какою властью это делаю. Крещение Иоанново с небес было, или от человеков? отвечайте Мне. Они рассуждали между собою: если скажем: «с небес», — то Он скажет: «почему же вы не поверили ему?» А сказать: «от человеков» — боялись народа, потому что все полагали, что Иоанн точно был пророк. И сказали в ответ Иисусу: не знаем. Тогда Иисус сказал им в ответ: и Я не скажу вам, какою властью это делаю.

Духовное чтение на 7 февраля 2019 года

Сщмч. Григорий (Лебедев)

Ст. 27-33 И когда Он (Христос) ходил в храме, подошли к Нему первосвященники, и книжники, и старейшины и говорили Ему: какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал власть делать это? Иисус сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном, отвечайте Мне; тогда и Я скажу вам, какою властью это делаю. Крещение Иоанново с небес было, или от человеков? отвечайте Мне. Они же рассуждали между собою: если скажем: с небес, — то Он скажет: почему же вы не поверили ему? а сказать: от человеков — боялись народа, потому что все полагали, что Иоанн точно был пророк. И сказали в ответ Иисусу: не знаем. Тогда Иисус сказал им в ответ: и Я не скажу вам, какою властью это делаю

Опять вопрос искушения и лукавства (ср. Мк. 8:11-12): фарисеи же прекрасно знали, какою силою и властью действует Христос! Сами фарисеи уже признали власть Христа, когда они беспрекословно приняли изгнание торгующих из храма и не останавливали Христа, оспаривая Его полномочия. Они тогда молчали! Фарисеи прекрасно знают, какою властью действует Христос! О Его власти громко и открыто свидетельствовал пророк и предтеча Иоанн, когда называл Христа «Приходящим свыше», «Приходящим с небес», Который «выше всех» (Ин. 3:31), «Агнцем Божиим» (Ин. 1:29) и, наконец, «Сыном Божиим» (Ин. 1:34). Свидетельство Иоанна было авторитетно и для фарисеев, потому что все почитали Иоанна за пророка Божия. И вот, обходя очевиднейшее свидетельство, обходя очевиднейшие факты необычайных явлений жизни Христа, фарисеи, прикидываясь объективными искателями истины, ставят Христу вопрос: «Какою властью действуешь Ты?» Разве это не лукавство? Это опять плохо прикрытая человеческая самость, не желающая считаться с Божиими велениями в жизни, фальшиво ищущая какой-то особой исключительной ориентировки для себя, а в действительности желающая оставить себя хозяйкой жизни и не трогаться со своего эгоистического самоласкательного пути. Так бывает всегда. Лукавая человеческая совесть, питающаяся эгоизмом и самостью, никак не хочет расстаться с фальшивыми путями жизни, на которых она ласкается как умная распорядительница всего. Когда веления Бога стучатся в жизнь и трещат гнилые устои жизни, лукавство все же не отказывается от них, потому что с ними так тепло и привычно. И веления Бога обходятся, как будто их и нет, как будто их не понимают. Для собственного самоутверждения лукавство ищет обходных опор: то кидаясь в сторону отрицания Божиего вмешательства в жизнь, а то, напротив, требует для себя больших и явных чудес, чтобы мнимо отдаться послушанию Бога. Господь изобличает лукавство спрашивающих и не удостаивает удовлетворения фальшивое искательство, как Он в другой раз отказывает в просьбе «знамения с неба» (Мк. 8:12). Так и душа, опирающаяся на самость, когда она фальшивит с Божиими законами, обращенными к ней, представляется самой себе и всем случайностям своих кривых путей. И она тоже уже не слушает голоса Бога. «Ты умна, и ты всегда права, и ищешь опору в себе, отвергая Мое вмешательство. Пусть так и будет отныне, и Я ничего не скажу вам»… Берегись! Бойся такой оставленности.

 

Духовное чтение на 7 февраля 2019 года

ИЗ ПРОПОВЕДИ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

Духовное чтение на 7 февраля 2019 года

… Хотя, конечно, хочется что-то на земле сделать, хочется здесь нечто такое устроить, но не это важно, а важно свою душу подго­товить к вечности и к встрече с Богом. Потому что когда мы с Богом встретимся вот так лицом к лицу на суде, и когда Он на нас посмотрит Своими кроткими очами, и когда мы вспомним всю нашу жизнь и все то, что Он для нас сделал, как Он нам всегда, слов­но самый последний слуга, во всем помогал, о чем бы мы Его ни просили, нам будет ужас­но стыдно. И чтобы уменьшить этот стыд, нам надо все-таки стараться совершать такие поступки и таким образом жизнь свою про­водить, чтобы мысленно соотноситься всегда с Ним: вот то, что я сейчас буду делать, порадует ли это Его или опечалит? И если мы будем так свою жизнь устроять, тогда мы преуспеем на том поприще, которое назы­вается жизнью духовной. Это единственный путь добра.
Что мы увидим на этом пути? Ничего, кроме злобы. Вся злоба поднебесная будет против избранного нами пути. На нас будут восставать помыслы, нас будут не понимать и ненавидеть родственники, нам будут препятствовать окружающие нас люди, даже стихии земные, и ветер, и буря, и град, и наводнение, и пожары, будут обяза­тельно нам препятствовать, чтобы ввести нас в уныние, чтобы у нас опустились руки, чтобы мы свернули с этого пути. Дьявол обязательно будет устроять всякие соблазны, чтобы мы чем-то в этом мире увлеклись, чтобы мы отвлеклись от этого пути, ушли на другую сторону, вернулись бы к своей прежней жизни.
Да, это все нам придется преодолеть. Поэтому жизнь христианская трудна, но зато она дает то искомое счастье, которое называется блаженством. Поэтому если мы хотим быть учениками Христовыми, мы будем блаженны. Блаженство это состоит в Богообщении. Если бы грудной младенец мог говорить и у него спросили: «Миленький, что для тебя блаженство?» — он сказал бы: «Когда меня мама берет на ручки и прикладывает к своей груди». А каждый человек есть дитя Божие. И если бы мы действительно носились на руках Господних и припадали к груди матери Церк­ви, которая питает нас своими благодатными Таинствами, тогда мы бы постепенно ощутили, что есть истинное блаженство пребывания в Боге.

Заглавие, окончание 33

Духовное чтение на 7 февраля 2019 года

Духовное чтение на 7 февраля 2019 года