Духовное чтение на 8 февраля 2019 года

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Перед Вами календарь духовного чтения, посвященный 8 февраля 2019 года.

• Жития святых – Мученик Иоанн Попов;
• Чтение Апостола – Первое послание Петра (глава 1, стихи 1-12; глава 2, стихи 6-10);
• Евангелие дня – Святое Евангелие от Марка (глава 12, стихи 1-12);
• Проповедь пастырей – Из проповеди протоиерея Димитрия Смирнова.

Жития святых 55

Мученик Иоанн Попов

Мученик Иоанн – человек свободный, глубокий, истинно верующий – был ярким светильником Христовой истины. Будучи мирянином, он сподобился участия в самых важных и ключевых событиях жизни гонимой Церкви своего времени. Житие святого в полном варианте каждый может найти на православном интернет ресурсе «Азбука Веры». И мне кажется, это житие относится к числу тех, что должны быть прочитаны каждым в обязательном порядке.

Мученик Иоанн родился 17 января 1867 года в городе Вязьме Смоленской губернии в семье священника Воскресенской церкви города Вязьмы. 19 января он был крещен в Спасо-Преображенской церкви города Вязьмы своим дедом протоиереем Михаилом Поповым. В 1888 году Иван Васильевич окончил Смоленскую духовную семинарию, в 1892  – Московскую духовную академию и был оставлен на год для приготовления на вакантную преподавательскую должность. В 1897 году Иван Васильевич защитил магистерскую диссертацию и был утвержден в должности доцента академии; в 1898 году назначен экстраординарным профессором по кафедре патристики. В 1901–1902 годах Иван Васильевич был направлен за границу для прослушивания лекций по богословию в Берлине и Мюнхене. Вернувшись из-за границы, Иван Васильевич в 1903 году был назначен на должность редактора «Богословского вестника» и пробыл им до 1906 года. С 1907 года состоял приват-доцентом историко-филологического факультета Московского университета по кафедре истории Церкви. В 1917 году он защитил докторскую диссертацию «Личность и учение блаженного Августина», которая явилась фундаментальным трудом на эту тему.

Один из исследователей историко-богословского наследия Ивана Васильевича Попова, характеризуя его как человека, отличавшегося «кристальной честностью и высокой религиозно-нравственной настроенностью», пишет, что он «был человеком больших дарований и исключительного трудолюбия. В своих патрологических трудах он умело сочетал богословский и философский анализ с исторической демонстрацией». В 1917 году Иван Васильевич был избран членом Поместного Собора от Московской Духовной академии и заместителем председателя по отделу Духовной академии. После окончания деятельности Поместного Собора Иван Васильевич преподавал в Московской духовной академии и в Московском университете. В 1919 и в 1920 годах на время каникул Иван Васильевич уезжал в село Самуйлово Гжатского уезда Смоленской губернии, где претерпевал все ужасы разрухи в сельской жизни постреволюционной России. Но и там он не оставлял своих научных трудов.

После закрытия в 1920 году Духовной академии Иван Васильевич продолжал до 1923 года преподавать в Московском университете на кафедре философии древних веков. В связи с обновленческим расколом, возникшим в 1922 году, и с тем, что часть архиереев вернулась в православие, а часть осталась в обновленчестве, некоторыми церковными людьми стали составляться списки архиереев — православных и находящихся в обновленческом расколе. Список этот оказался далеко не полон, и Иван Васильевич, как человек, хорошо знавший церковную жизнь, стал его дополнять. Конечно же, это привлекло особое внимание советской власти.

10 декабря 1924 года Иван Васильевич был арестован и заключен в тюрьму ОГПУ в Москве. Следователь попросил профессора изложить свою позицию относительно советской власти. Иван Васильевич ответил: «Я, как христианин, не сочувствую в современном порядке вещей антирелигиозному и аморальному уклону; последний, может, отчасти вытекает из первого. Кроме этого, в советском государстве мне не нравится отсутствие некоторых институтов, имеющихся в других государствах, как-то: свободы слова, неприкосновенности личности и так далее; вообще, я принципиальный противник какой бы то ни было диктатуры».

Ивана Васильевича ждал целый ряд ссылок вплоть до дня его мученической кончины в 1937 году. Это были и Соловки, и Сургут, и Красноярский край. При этом он всегда был в самой гуще жизни репрессируемой Церкви. 9 октября 1937 года он был в последний раз арестован и заключен в тюрьму в Енисейске. В енисейской тюрьме Иван Васильевич встретил день своего рождения, ему исполнился семьдесят один год. 5 февраля 1938 года тройка НКВД приговорила Ивана Васильевича к расстрелу, который состоялся 8 февраля в 9 часов вечера.

Свидетель пребывания Ивана Васильевича на Соловках протоиерей Михаил Польский писал о нем: «Иван Васильевич был учителем школы грамотности при Соловецком лагере […] Говорить об учено-богословской работе Ивана Васильевича Попова – особая отдельная задача. Во всяком случае, в России патрология, как наука, впервые создана им […]». Братья и сестры, его житие не пересказать, его нужно прочесть.

Святый мучениче Иоанне, моли Бога о нас!

Чтение Апостола, 55

Первое послание Петра (глава 1, стихи 1-12; глава 2, стихи 6-10)

Петр, Апостол Иисуса Христа, пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии, избранным, по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа: благодать вам и мир да умножится. Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время. О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений, дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа, Которого, не видев, лю́бите, и Которого доселе не видя, но веруя в Него, радуетесь радостью неизреченною и преславною, достигая наконец верою вашею спасения душ. К сему‐то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати, исследуя, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу. Им открыто было, что не им самим, а нам служило то, что ныне проповедано вам благовествовавшими Духом Святым, посланным с небес, во что желают проникнуть Ангелы. 2. Ибо сказано в Писании: «вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится». Итак, Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих — камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна, о который они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены. Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы.

Евангелие дня, 55

Святое Евангелие от Марка (глава 12, стихи 1-12)

казал Господь притчу сию:> некоторый человек насадил виноградник и обнес оградою, и выкопал точило, и построил башню, и, отдав его виноградарям, отлучился. И послал в свое время к виноградарям слугу — принять от виноградарей плодов из виноградника. Они же, схватив его, били и отослали ни с чем. Опять послал к ним другого слугу; и тому камнями разбили голову и отпустили его с бесчестьем. И опять иного послал: и того убили; и многих других то били, то убивали. Имея же еще одного сына, любезного ему, напоследок послал и его к ним, говоря: «постыдятся сына моего». Но виноградари сказали друг другу: «это наследник; пойдем, убьем его, и наследство будет наше». И, схватив его, убили и выбросили вон из виноградника. Что же сделает хозяин виноградника? — Придет и предаст смерти виноградарей, и отдаст виноградник другим. Неужели вы не читали сего в Писании: «камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла: это от Господа, и есть дивно в очах наших»? И старались схватить Его, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал притчу; и, оставив Его, отошли.

Наставление, 55

ИЗ ПРОПОВЕДИ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

… Нужно заставлять себя молиться, нужно за­ставлять себя постить­ся, нужно заставлять себя хо­дить в храм, нужно заставлять себя причащаться, нужно за­ставлять себя читать Еванге­лие, нужно заставлять себя де­лать добро, нужно заставлять себя прощать, нужно застав­лять себя непрестанно рабо­тать, чтобы ни минуты не бы­ло праздной, — нужно все вре­мя себя понуждать, понуждать. Только так. «Царствие Небесное нудится». Если мы хотим приумножить те таланты, которые дал нам Бог, мы должны непрестанно трудиться и душой, и телом, и духом. И кто употребляет это усилие, тот и входит в жизнь вечную, тот и достигает. Большинство же не достигают. Очень много ходит в храм людей, абсолютно чуждых Богу, потому что живут для себя и Бог им нужен только как средство об­легчить свою жизнь. Бог добр, и человек нагло пользуется Его добротой. «Господи, Ты мне дай» — выпрашивает то одно, то другое. И Господь дает по Своей милости. А чего человек просит? Человек не просит небесного, он просит земного и так с земным и остается, потому что небесное не нужно, не интересно, потому что небесное достигает­ся большим трудом, а трудиться не хочется.

35

Духовное чтение на 8 февраля 2019 года

Духовное чтение на 8 февраля 2019 года