Духовное чтение на 9 февраля 2019 года

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

В сегодняшний субботний день предлагаем Вам к духовному прочтению следующие рубрики, включающие в себя:

• Жития святых – Перенесение мощей святителя Иоанна Златоуста;
• Чтение Апостола – Первое послание к Фессалоникийцам (глава 5, стихи 14-23);
• Евангелие дня – Святое Евангелие от Луки (глава 17, стихи 1-10);
• Поучение – Из наставлений протоиерея Димитрия Смирнова.

Жития святых, 56

Перенесение мощей святителя Иоанна Златоуста

Жил святитель в IV веке в Антиохии, а затем нес служение в Константинополе. Он является автором огромного количества богословских и аскетических трудов. Также его авторству мы приписываем чин Евхаристического канона Божественной литургии, которую совершаем в храмах почти каждый день. Святитель претерпел много скорбей и гонений, но Господь укреплял подвижника и подавал ему силы не покладая рук трудиться на поприще проповеди слова Божия.

Итак, о чем писал и проповедовал святитель Иоанн? Перечислять его труды у нас не хватит времени программы, поэтому можно говорить лишь об основных темах. Святой Златоуст вел полемику с еретиками, он написал толкования на Ветхий и Новый Заветы, у него есть пастырские и катехизические творения, нравственные, аскетические труды, проповеди, слова и беседы, похвальные слова святым угодникам Божиим, есть даже автобиографические произведения.

Темы, которых касался святитель, тоже были самыми разнообразными. Вот например его цитата из «Беседы о браке»: «Послушай Павла, который говорит: но во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Так, две цели, для которых установлен брак: чтобы мы жили целомудренно и чтобы делались отцами; но главнейшая из этих двух целей — целомудрие. После того, как появилась похоть, введен и брак, пресекающий неумеренность и побуждающий довольствоваться одною женою. А рождение детей, конечно, происходит не от брака, но от слов, сказанных Богом: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю (Быт.1, 28); это доказывают те, которые, вступив в брак, не делались отцами. Таким образом, главная цель брака — целомудрие, особенно теперь, когда вся вселенная наполнилась нашим родом».

Под целомудрием, святитель, конечно, подразумевает здесь не воздержание супругов друг от друга, а образ любви. Вот что он пишет здесь же: «Как невозможно, чтобы человек целомудренный презирал свою жену и когда-нибудь пренебрег ею, так невозможно, чтобы человек развратный и беспутный любил свою жену, хотя бы она была прекраснее всех. От целомудрия рождается любовь, а от любви бесчисленное множество благ».

Часто возникает вопрос о том, как помогать нуждающимся, кому нужно жертвовать,  а кому нет. Святитель Иоанн оставил нам свои рассуждения и на эту тему: «Как Господь твой, не смотря на то, что премногие оскорбляют Его нечестивыми словами, блудодействуют, крадут, разбойничают, раскапывают могилы и делают множество зла, не прекращает своих ко всем благодеяний, но, по своему человеколюбию, всем посылает солнечные лучи, дожди и плоды земные, — так поступай и ты, и, когда будет время для милости и человеколюбия, облегчай бедность, прекращай голод, избавляй от скорби, и ничего больше не разыскивай. Если мы станем исследовать образ жизни (нуждающихся), то не окажем милости ни одному человеку, но из-за такой неуместной пытливости останемся бесплодными, никому не подадим помощи, и будем трудиться без всякой пользы и напрасно. Поэтому прошу вас, оставив эту неуместную пытливость, подавайте (милостыню) всем нуждающимся, и делайте это с великой щедростью, чтобы и нам самим удостоиться в тот день (будущего суда) великой милости и снисхождения от Бога, которое и да получим все мы, по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа». Конечно, это не строгое и прямое указание. Слова святителя Иоанна мы тоже должны применять не буквально. В наше время, когда некоторые попрошайки являются членами совершенно определенных преступных группировок, нам надо быть аккуратными и вспоминать слова другого древнего христианского памятника Дидахе  (Учения двенадцати апостолов): «пусть запотеет милостыня твоя в руках твоих, прежде чем ты узнаешь, кому даешь». Во всем нужна золотая середина.

Если мы обратимся к слову Иоанна Златоуста «О сокрушении», то найдем много полезного для подготовки к таинству Исповеди: «Когда мы помыслим о множестве прежних грехов своих, тогда познаем чрезмерность милости Божией, тогда преклоним голову, тогда смиримся; потому что чем более тяжки грехи, в которых мы виновны, тем более мы будем сокрушаться. Так Павел вспоминал и о прежних грехах своих, а мы не хотим вспоминать и о сделанных нами после крещения, угрожающих опасностью и подвергающих нас ответственности за них; но если когда и придет у нас мысль о каком-либо таком грехе, мы тотчас устраняем ее и не хотим опечалить душу воспоминанием (о нем) и на краткое время. А от этой безполезной нежности происходит для нас множество зол, потому что, находясь в таком состоянии самодовольства и изнеженности, мы не можем и исповедаться в прежних грехах своих (как это возможно, когда мы приучаем себя не допускать и воспоминания о них?), и легко впадаем в последующие. Если у нас всегда живо это памятование и душу безпокоит страх, то с удобством можно искоренить изнеженность ея и безпечность».

Святитель писал, конечно же, о покаянии ежедневном, сокрушении внутри себя. В то время еще не было исповеди в привычном для нас виде. Да и по сей день в Греческой Православной Церкви и во многих других таинства Исповеди и Причастия не связаны друг с другом, каждый исповедуется, когда ему это нужно, а причащаются на каждой Литургии. Ну а для нас, членов Русской Православной Церкви, важно соблюсти послушание своему священноначалию и приступать ко Святому Причащению после таинства Покаяния. Но у верного прихожанина может быть и благословение своего духовника поступать и иначе: исповедоваться отдельно от Божественной литургии, автором которой был святитель Иоанн, наш безценный Златоуст.

Святителю отче Иоанне, моли Бога о нас!

Чтение Апостола, 56

Первое послание к Фессалоникийцам (глава 5, стихи 14-23)

Умоляем… вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем. Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем. Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе. Духа не угашайте. Пророчества не уничижайте. Все испытывайте, хорошего держитесь. Удерживайтесь от всякого рода зла. Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа.

Евангелие дня, 56

Святое Евангелие от Луки (глава 17, стихи 1-10)

казал Господь:> Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему; и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: «каюсь», — прости ему. И сказали Апостолы Господу: умножь в нас веру. Господь сказал: если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: «исторгнись и пересадись в море», то она послушалась бы вас. Кто из вас, имея раба па́шущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: «пойди скорее, садись за стол»? Напротив, не скажет ли ему: «приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам»? Станет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? не думаю. Так и вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: «мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что́ должны были сделать».

Поучение, 56

ИЗ ПРОПОВЕДЕЙ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

Духовное чтение на 9 февраля 2019 года

… Евангелие о Марфе и Марии рассказывает о том, как между двумя сестрами произошел разлад, потому что Марфа сочла поведение Марии неправильным. Человеку, который делает нечто руками, часто кажется, что, если в результате деятельности другого человека не виден какой-то материальный плод, значит, он ничего не делает. Например, Петр Вели­кий запретил молодым мужчинам поступать в монастыри, потому что они там, мол, ниче­го не делают; только отслужившие срок сол­даты, которые уже ни на что не годны, пусть в монастыре отдыхают после ратных трудов. То есть у Петра не было понимания, что ду­ховное делание — это тоже труд. Но быва­ет крен и в другую сторону. Человек оставляет все свои земные попечения и занимается, как ему кажется, только своей душой: старается устроить себе спокойную молитвенную жизнь, а на земные дела ему не хватает времени.
И вот Господь, Который пришел, чтобы лю­дям открыть жизнь духовную, на этом примере показывает, что Мария совсем не без­дельница, но и Марфу Он не укоряет за ее труды. Господу угодно, чтобы мы эти два подвига христианских — внутренний, духовный, и внешний, деятельной любви, — так в своей жизни осуществляли, чтобы в каждом из нас Марфа и Мария пришли в гар­моническое сочетание.
Естественно, предпочтение должно быть отдано духовному, это благая часть. Но и земных забот нам оставить никак нельзя. Апостол Павел говорит: «Кто о своих и, особенно, о домашни, не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного». Как со­четать это попечение о домашних с тем, что они часто эту любовь даже не в состоянии воспринять? Это можно сделать только одним образом: если мы достигнем внутренней гармонии между Марфой и Марией. В достижении этой гармонии и единства меж­ду Марфой и Марией, пребывающими в нашем сердце, и состоит правильное духовное устроение и подлинная христианская жизнь.

36, желтый 2

Духовное чтение на 9 февраля 2019 года

Духовное чтение на 9 февраля 2019 года