Духовное чтение на 10 февраля 2019 года

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Поздравляем Вас с праздником Воскресного дня!

В сегодняшнее воскресенье предлагаем Вам к духовному и молитвенному прочтению:

Жития святых – Преподобный Ефрем Сирин;
• Чтение Апостола – Первое послание к Тимофею (глава 4, стихи 9-15);
• Евангелие дня – Святое Евангелие от Луки (глава 19, стихи 1-10);
• Поучение – Из наставлений протоиерея Димитрия Смирнова.

Жития святых, 57

Преподобный Ефрем Сирин

Дорогие братья и сестры! Сегодня мы говорим о редком церковном писателе – преподобном в сане иеродиакона. Преподобный Ефрем Сирин, учитель покаяния, родился в начале IV века (год его рождения точно неизвестен) в Месопотамии, в городе Низибии, в христианской семье бедных земледельцев. Родители воспитали сына в благочестии. Но, отличаясь с детства вспыльчивым, раздражительным характером, он в юности часто ссорился, совершал необдуманные поступки, даже сомневался в Промысле Божием, пока не получил от Господа вразумление, направившее его на путь покаяния и спасения. Однажды его несправедливо обвинили в краже овец и посадили в темницу. В ней он услышал во сне голос, призывавший его к покаянию и исправлению жизни. Он был оправдан и освобожден.

В Ефреме пробудилось очень глубокое покаяние. Юноша удалился в окрестные горы и стал отшельником. Среди отшельников особенно выделялся знаменитый аскет, проповедник христианства и обличитель ариан епископ Низибийской Церкви святой Иаков (память 13 января). Преподобный Ефрем стал одним из его учеников. Под благодатным руководством святителя преподобный Ефрем стяжал христианскую кротость, смирение, покорность Промыслу Божию, дающую силу безропотно переносить различные искушения. Святитель Иаков знал высокие достоинства своего ученика и использовал их на благо Церкви: поручал ему читать проповеди, обучать детей в училище, взял его с собой на I Вселенский Собор в Никее в 325 г. Преподобный Ефрем был в послушании у святителя Иакова 14 лет, до самой его кончины.

После взятия Низибии персами в 363 году преподобный Ефрем покинул пустыню и поселился в монастыре близ города Едессы. Здесь он увидел много великих подвижников, проводивших жизнь в молитвах и псалмопении. Пещеры были их единственным убежищем, питались они одними растениями. Особенно он сблизился с подвижником Иулианом, который был с ним одного покаянного духа. Преподобный Ефрем сочетал с подвижническими трудами непрестанное изучение Слова Божия, черпая в нем умиление и мудрость для своей души. Господь дал ему дар учительства, и к нему начали приходить люди, ждавшие услышать его наставления, которые особенно действовали на души потому, что он начинал их с обличений самого себя.

Преподобный и устно, и письменно учил всех покаянию, вере и благочестию, обличал арианскую ересь, волновавшую тогда христианское общество. Язычники, слушая проповеди преподобного, обращались в христианство. Немало потрудился он и в истолковании Священного Писания – объяснении Пятикнижия Моисея. Им написано много молитв и песнопений, обогативших церковное богослужение. Известны молитвы к Пресвятой Троице, ко Второй Ипостаси — Сыну Божию, Пресвятой Богородице. Он написал для своей Церкви песнопения на дни двунадесятых Господних праздников, погребальные песнопения. Всем известная его покаянная молитва «Господи и Владыко живота моего» читается Великим постом и призывает христиан к духовному обновлению. Церковь с древних времен высоко ценила труды преподобного Ефрема: его творения читались в некоторых церквах на собраниях верных после Священного Писания. И ныне по Уставу Церкви некоторые его поучения положено читать в дни поста. Духовная опытность сделала его наставником иноков и помощником едесских пастырей. Преподобный Ефрем писал по-сирийски, но его творения очень рано были переведены на греческий и армянский языки, а с греческого – на латинский и славянский.

«Если Сын Божий в тебе, то и царство Его в тебе. Вот Царство Божие – внутри тебя, грешник. Войди в самого себя, ищи усерднее и без труда найдешь его. Вне тебя – смерть, и дверь к ней – грех. Войди в себя, пребывай в сердце своем, ибо там – Бог».  Стяжать жизнь вечную, по учению преподобного Ефрема, не значит перейти из одной области бытия в другую, а значит обрести «небесное» духовное состояние. Преподобный Ефрем, по своему смирению считая себя ниже и хуже всех, в конце своей жизни отправился в Египет, чтобы увидеть подвиги великих пустынников. Он был принят там как желанный гость и сам получил большое утешение от общения с ними. На обратном пути он посетил святителя Василия Великого, который пожелал посвятить его во пресвитера, но преподобный счел себя недостойным иерейства и по настоянию святителя принял лишь сан диакона, в котором пребывал до смерти. Впоследствии святитель Василий приглашал преподобного Ефрема на кафедру епископа, но святой представился юродивым, чтобы отклонить от себя эту честь.

По возвращении в свою Едесскую пустынь преподобный Ефрем хотел конец жизни провести в уединении. Но Промысл Божий еще раз вызвал его на служение ближним. Жители Едессы страдали от свирепствовавшего голода. Сильным словом преподобный побудил богатых оказывать помощь неимущим. На приношения верующих он построил богадельню для нищих и больных. Затем преподобный удалился в пещеру под Едессой, где и остался до конца своей жизни.

Преподобне отче Ефреме, моли Бога о нас!

Чтение апостола, 57

Первое послание к Тимофею (глава 4, стихи 9-15)

адо Тимофей!> Слово сие верно и всякого принятия достойно. Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живого, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных. Проповедуй сие и учи. Никто да не пренебрегает юностью твоею; но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте. Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением, учением. Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства. О сем заботься, в сем пребывай, дабы успех твой для всех был очевиден.

Евангелие дня, 57

Святое Евангелие от Луки (глава 19, стихи 1-10)

… Иисус вошел в Иерихон и проходил через него. И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее. Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошел и принял Его с радостью. И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку; Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.

Проповедь пастырей, 57

ИЗ ПРОПОВЕДИ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

Духовное чтение на 10 февраля 2019 года

… Что «отлучит нас от любви Божией», от причастия? Только дисциплина церковная, когда нам на исповеди говорят: «Нет, голубчик, тебе еще рано, еще получше подготовься». Тогда да, тогда еще усердствуй, чтобы вновь и вновь приступить. А то ишь какой судия нашелся, ишь какой умный, сам решает, готов или не готов, еще какие-то у него соображения. А вдруг этой ночью ты умрешь?
Еще неизвестно, что хозяева нашей жизни нам дальше устроят. Может быть, и этот год-то не все переживут. Так чего же тут ждать? Поэтому надо как-то проснуться, надо как-то опомниться, надо стараться свои долги Богу запла­тить, не откладывать на потом.

37, красный

Духовное чтение на 10 февраля 2019 года

 

Духовное чтение на 10 февраля 2019 года