Духовное чтение на 11 февраля 2019 года

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Перед Вами календарь духовного чтения, посвященный 11 февраля 2019 года. На его страницах Вы можете подкрепиться следующей духовной пищей:

• Жития святых – Перенесение мощей священномученика Игнатия Богоносца;
• Чтение Апостола – Первое послание Петра (глава 2, стихи 21-25; глава 3, стихи 1-22);
• Евангелие дня – Святое Евангелие от Марка (глава 12, стихи 13-27);
• Проповедь пастырей – Из поучений протоиерея Димитрия Смирнова.

Жития святых, 51

Перенесение мощей священномученика Игнатия Богоносца

Дорогие братья и сестры! Сегодня мы обратимся к памяти священномученика Игнатия Богоносца. Трудно говорить об этом замечательном святителе, потому как по очень многим моментам его жизни у церковных ученых нет единого мнения. Церковная наука относит его к разряду «мужей апостольских», тех святых учи́телей Церкви, что по времени следовали сразу после апостолов. Вероятнее всего, он родился в первой половине I века в Антиохии. Возможно, он был учеником апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Так же возможно, что в юности Игнатий мог видеть и слышать в Антиохии святых апостолов Петра и Павла. Хотя в самих его посланиях нет данных о том, что он был непосредственным учеником кого-то из апостолов. Святитель Иоанн Златоуст в «Похвальном слове Игнатию» пишет, что священномученик Игнатий «близко общался с апостолами и от них почерпал духовные струи», «с ними воспитывался и везде при них находился, имел общение с ними и в речах и в неизреченном». Но нужно понимать, что святитель Иоанн писал свои слова почти через 300 лет после жизни святого Игнатия.

Но есть факты, которые являются для нас первостепенными и о которых мы можем говорить с полной уверенностью. Историк рубежа III–IV веков Евсевий, епископ Кесарийский, вслед за Оригеном свидетельствует, что святой Игнатий Богоносец был вторым епископом Антиохийским после святого апостола Петра, то есть третьим по порядку после апостолов Петра и Евода. Хотя есть мнение, что он был епископом на кафедре вместе со святым Еводом, то есть сразу за апостолом Петром. О мученической кончине святителя Игнатия Богоносца в Риме свидетельствуют Ориген, Евсевий и позднейшие церковные писатели.

Вот, что писал Евсевий: «Рассказывают, что он был отправлен из Сирии в Рим и отдан на съедение зверям за исповедание Христа. Проходя по Асии под надзором строжайшей охраны, он в городах на остановках укреплял верующих беседой и увещаниями, уговаривал прежде всего беречься ересей, тогда только что явившихся на свет Божий, и убеждал крепко держаться апостольского Предания, которое он, идя на мученичество, счел необходимым закрепить письменно». Историк Евсевий имеет в виду семь посланий, которые отправил из своего длительного крестного пути священномученик. Святой Игнатий был первым крупным христианским писателем нееврейского происхождения и из нееврейской среды, то есть первым послеапостольским автором, не укорененным в ветхозаветной традиции.

Вот как сам святой расценивал свой подвиг: «И для чего же я сам себя предал на смерть, в огнь, на меч, на растерзание зверям? Нет, кто подле меча – подле Бога, кто посреди зверей – посреди Бога; только бы что было во имя Иисуса Христа. Чтобы участвовать в Его страданиях, я терплю все это, о Он укрепляет меня, потому что соделался человеком совершенным». (Послание к Смирнянам, 4).

Почему же святой зовется Богоносцем? Он сам себя так называет в начале каждого послания. Но и не только себя. В послании к Эфесянам он пишет: «Потому все вы спутники друг другу. Богоносцы и Храмоносцы, святоносцы, во всем украшенные заповедями Иисуса Христа».

Одним из самых важных аспектов, которые подчеркивает в своих посланиях святой Игнатий, является участие верных христиан в Евхаристии, Божественной литургии: «Итак, старайтесь чаще собираться для Евхаристии и славословия Бога. Ибо, если вы часто собираетесь вместе, то низлагаются силы сатаны, и единомыслием вашей веры разрушаются гибельные его дела. Нет ничего лучше мира, ибо им уничтожается всякая брань небесных и земных духов». (Послание к Эфесянам). Вообще, конечно, стоит только поражаться стойкости и мужеству епископа Игнатия: он не просто добровольно пошел на смерть, но к тому же использовал сам путь к своей мученической кончине как источник авторитета, как возможность проповедовать Христа.

На своей кафедре святой епископ пробыл около 30–40 лет. Время ареста и осуждения святого Игнатия Богоносца на мучительную казнь большинством исследователей датируется примерно серединой правления императора Траяна и началом правления императора Адриана, то есть где-то между 107 и 118 годами. Это было время непродолжительного, но жестокого гонения на христиан. Но и сама дорога в Рим не была для святителя отдыхом. Вот как он писал о ней и о своем стремлении к мукам за Христа: «На пути из Сирии до Рима, на суше и на море, ночью и днем я уже борюсь со зверями, будучи связан с десятью леопардами, то есть с отрядом воинов, которые от благодеяний, им оказываемых, делаются только злее. Оскорблениями их я больше научаюсь, но этим не оправдываюсь. О, если бы не лишиться мне приготовленных для меня зверей! Молюсь, чтобы они с жадностью бросились на меня. Я заманю их, чтоб они тотчас же пожрали меня, а не так, как они некоторых побоялись и не тронули. Если же добровольно не захотят, — я их принужу. Простите мне; я знаю, что мне полезно. Теперь только начинаю быть учеником. Ни видимое, ни невидимое, ничто не удержит меня придти к Иисусу Христу».

Братья и сестры, нам, наверное, пока не вместить слова святого Игнатия о муках, но будем стараться следовать его заветам о Евхаристии.

Священномучениче Игнатие, моли Бога о нас!

Чтение Апостола, 51

Первое послание Петра (глава 2, стихи 21-25; глава 3, стихи 1-22)

озлюбленные!> Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его. Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его. Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному. Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились. Ибо вы были как овцы, блуждающие [не имея пастыря], но возвратились ныне к Пастырю и Блюстителю душ ваших. 3. Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие. Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом. Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям. Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином. Вы — дети ее, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха. Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах. Наконец будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры; не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение. Ибо, кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей; уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и стремись к нему, потому что очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их, но лицо Господне против делающих зло, [чтобы истребить их с земли]. И кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго? Но если и страдаете за правду, то вы блаженны; а страха их не бойтесь и не смущайтесь. Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением. Имейте добрую совесть, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены порицающие ваше доброе житие во Христе. Ибо, если угодно воле Божией, лучше пострадать за добрые дела, нежели за злые; потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды. Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа, Который, взойдя на небо, пребывает одесную Бога и Которому покорились Ангелы и власти и силы.

Евангелие дня, 51

Святое Евангелие от Марка (глава 12, стихи 13-27)

ервосвященники и старейшины иудейские посылают к Иисусу> некоторых из фарисеев и иродиан, чтобы уловить Его в слове. Они же, придя, говорят Ему: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив и не заботишься об угождении кому‐либо, ибо не смотришь ни на какое лицо, но истинно пути Божию учишь. Позволительно ли давать по́дать кесарю или нет? давать ли нам или не давать? Но Он, зная их лицемерие, сказал им: что искушаете Меня? принесите Мне динарий, чтобы Мне видеть его. Они принесли. Тогда говорит им: чье это изображение и надпись? Они сказали Ему: кесаревы. Иисус сказал им в ответ: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. И дивились Ему. Потом пришли к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения, и спросили Его, говоря: Учитель! Моисей написал нам: «если у кого умрет брат и оставит жену, а детей не оставит, то брат его пусть возьмет жену его и восстановит семя брату своему». Было семь братьев: первый взял жену и, умирая, не оставил детей. Взял ее второй и умер, и он не оставил детей; также и третий. Брали ее за себя семеро и не оставили детей. После всех умерла и жена. Итак, в воскресении, когда воскреснут, которого из них будет она женою? Ибо семеро имели ее женою. Иисус сказал им в ответ: этим ли приводитесь вы в заблуждение, не зная Писаний, ни силы Божией? Ибо, когда из мертвых воскреснут, тогда не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут, как Ангелы на небесах. А о мертвых, что они воскреснут, разве не читали вы в книге Моисея, как Бог при купине сказал ему: «Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова?» Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых. Итак, вы весьма заблуждаетесь.

Проповедь пастырей 51

ИЗ ПРОПОВЕДИ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

Протоиерей Димитрий Смирнов

… В евангельской притче о злых виноградарях речь Свою Господь обращал к иудеям, и «первосвященни­ки и фарисеи поняли, что Он о них говорит, и старались схватить Его, но побоялись народа, потому что Его по­читали за Пророка». Они прекрасно поняли, о ком идет речь, хотя впрямую это и не говорилось. Да, действительно, виноград — это Израиль, который Господь оградил заповедями Божиими от всего остального мира. Но когда Господь хотел собрать плоды правед­ности, то оказалось, что их нет, потому что делатели ока­зались недостойными. Более того, пророков, которых посылал Господь Своему народу, они убивали, побивали камнями, а когда пришел Сын Человеческий, с Ним поступили так же.
У этой притчи есть и второй план, он касается всей Церкви. Две тысячи лет назад Господь насадил на земле Свой виноград — Церковь Божию. И что же? Люди, которые приняли святое крещение и через это стали членами народа Божия, нового Израиля, в большинстве своем также не приносят плодов покаяния, не приносят плодов жизни. Более того, большинство крещеных людей (а их сотни миллионов во всем мире) не только не луч­ше язычников или носителей иной веры, но часто много хуже их. Господь так же, как и прежде, посылает угодников Божиих, для того чтобы они взывали к совести людей. И если мы рассмотрим жизнь пророков Божиих уже нового времени, то уви­дим, сколько им пришлось натерпеться от соплеменников, от людей крещеных, которые должны были бы возгораться духом от присутствия этих святых в мире. Но нет, мы видим зло, гонения, всякие издевательства и убийства без числа.
Поэтому притча о виноградарях и вызвала у первосвященников, архиереев иудей­ских, и фарисеев такую злобу, ненависть ко Христу. Всякая правда о человеке вызывает в нем злобу и ненависть. Почему? Потому что у него два пути: он либо должен не принимать эту правду и попытаться как-то оправдаться, а если источник этих слов продолжает существовать, то его надо убить. Либо он должен эту прав­ду принять и сам измениться, исправиться, то есть покаяться. А покаяться очень тяжело. Покаяться — это значит делать все не так, как хочется, а переламывать себя, ущемлять, проявлять самоотречение. Но эгоизм этому мешает. Поэтому многие люди сами вокруг себя ад создают, в нем живут, к нему привыкают и очень органично вместе со смертью потом переходят в преисподнюю на веки вечные.

35

Духовное чтение на 11 февраля 2019 года

Духовное чтение на 11 февраля 2019 года