Духовное чтение на 12 февраля 2019 года

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Перед Вами календарь духовного чтения, посвященный 12 февраля 2019 года.

• Жития святых – Святитель Григорий Богослов;
• Чтение Апостола – Послание к Евреям (глава 13, стихи 7-16);
• Евангелие дня – Святое Евангелие от Матфея (глава 5, стихи 14-19);
• Толкование Евангелия – Свт. Иоанн Златоуст;
• Проповедь пастырей – Из наставлений протоиерея Димитрия Смирнова.

Жития святых, 52

Святитель Григорий Богослов

Дорогие братья и сестры! Сегодня Святая Церковь призывает нас прославить сразу трех святителей, чтобы примирить тех, кто некогда особо возвеличивал одного выше двух других. Один из них с титулом Великий, другой прославлен с редким званием Богослова, подобно евангелисту Иоанну, а третий — любимый нами Златоуст. Но о Василии Великом мы рассказывали в январе, о святителе Иоанне Златоусте говорили во вторник, а из-за того, что память святителя Григория Богослова совпала с прославлением Собора новомучеников и исповедников Российских, мы упустили разговор о достославных делах этого дивного святителя. Именно поэтому о нем мы и поведем наш сегодняшний разговор.

Григорий родился около 329 года, близ Назианза Каппадокийского. Его родителями были Григорий (будущий епископ Назианзский) и святая Нонна. В семье кроме Григория был его брат Кеса́рий и сестра Горго́ния. У Григория и Нонны долго не было детей, и еще до рождения сына святая обещала посвятить первенца Богу. Впоследствии святитель Григорий очень ценил воспитание, полученное от матери. При выдающихся способностях святитель Григорий получил прекрасное образование: он учился в школах Кесарии Палестинской, где была богатая библиотека, в Александрии, где изучал творения Оригена, и, наконец, в Афинах, где сблизился со святителем Василием Великим, дружбу с которым считал полезнее самой высшей школы. Но только завершив свое обучение, в возрасте уже 26 лет святитель Григорий принял крещение.

После возвращения на родину Григорий долгое время уклонялся от занятия какой-либо общественной должности. Размышление о Боге, молитва, чтение слова Божия, писание вдохновенных слов и песней — вот что было идеалом его церковного служения. Некоторое время он провел с другом своим Василием в его пустыне, но отец его, бывший уже епископом, нуждаясь в помощнике, вызвал сына из Васильевой пустыни в Назианз и рукоположил в пресвитера. Священный сан тяготил Григория высотой и тяжестью сопряженного с ним общественного служения, от чего он снова удалился в пустыню. Но успокоившись и раскаявшись в том, что оставил родителя одного, он вернулся к отцу и принял на себя священнические обязанности.

Между тем друг его Василий Великий уже достиг высокого сана архиепископа. Ситуация в епархии святителя Василия была сложная, и он нуждался в поддержке близких ему людей. Желая иметь преданного и просвещенного помощника в управлении одной из областей, Василий предложил Григорию место епископа. В 372 году под давлением отца состоялась епископская хиротония святителя Григория, и взамен созерцания и «философской» жизни он оказался вовлеченным в локальный церковно-политический конфликт. Это был один из самых тяжелых эпизодов его жизни, о котором он не мог вспоминать без глубокого сожаления и некоторой обиды на своего друга Василия. Не пожелав вступать в борьбу с иерархами, и в принципе не желавший архиерейства Григорий недолго пробыл в Сасимах и, не совершив там ни одной службы и не рукоположив ни одного клирика, вернулся домой, чтобы помогать отцу в делах в Назианзе. Впоследствии святитель так вспоминал о Сасимской кафедре: «На большой дороге, пролегающей через Каппадокию, есть место обычной остановки проезжих, где одна дорога делится на три, место безводное, не произращающее и былинки, лишенное всех удобств, селение ужасно скучное и тесное. Там всегда пыль, стук от повозок, слезы, рыдания, собиратели налогов, орудия, пытки, цепи, а жители — чужеземцы и бродяги. Такова была церковь в моих Сасимах! Вот какому городу (подлинно это великодушие!) отдал меня тот, кому было мало пятидесяти хорепископов».

В 374 году скончался престарелый родитель Григория, а вслед за ним – и мать его. Святой Григорий продолжал некоторое время труд отца по управлению Назианзской церковью, но сильно заболел. Выздоровев, он удалился в уединенную обитель, где в посте и молитве пробыл около трех лет. Святителя Григория ждал сложный период его Константинопольского служения. От столичных православных прозвучал призыв о помощи и поддержке. К тому моменту город уже в течение сорока лет был в руках ариан, которым принадлежали почти все храмы, включая Святую Софию. С момента приезда в столицу Григорий подвергся преследованию со стороны ариан, начались даже попытки физической расправы. Но в ноябре 380 года в Константинополь прибыл новый православный император Феодосий, который своим приказом передал в руки православных кафедральный храм Двенадцати Апостолов и Святую Софию. Григорий принял управление Константинопольской кафедрой, но для утверждения на кафедре и решения вопросов, связанных с ересями, был созван церковный собор, получивший название второго Вселенского. Нельзя сказать, что собор проходил гладко. Сперва утвержденный на кафедре святитель Григорий был свергнут с нее завистниками и богословскими оппонентами. Выразив сожаление о том, что вместо высоких материй споры на Соборе зашли о его персоне, святитель удалился  с него.

Григорий вернулся в родной Назианз, где по просьбе городских клириков вновь возглавил епархию. Он перестал ездить на церковные соборы, говоря «соборам и собеседованиям кланяюсь издали с тех пор, как испытал много дурного». В конце 383 года здоровье Григория ухудшилось, и он был освобожден от управления кафедрой. После чего Богослов смог удалиться на покой в свое фамильное имение и полностью посвятить себя литературному труду. В этот период Григорий, кроме богословских сочинений, пишет свою подробную автобиографию. Важно отметить, что обширное литературное и богословское наследие святителя Григория состоит из 245 посланий, 507 стихотворений и 45 «Слов». В богословской науке он стяжал славу непререкаемого авторитета и эталона. Скончался святитель Григорий Богослов 25 января 389 года в Назианзе, где и был похоронен.

Святителю отче Григорие, моли Бога о нас!

Чтение Апостола, 52

Послание к Евреям (глава 13, стихи 7-16)

ратия!> Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их. Иисус Христос вчера и сегодня и вовеки Тот же. Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими. Мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии. Так как тела животных, которых кровь для очищения греха вносится первосвященником во святилище, сжигаются вне стана, — то и Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат. Итак, выйдем к Нему за стан, нося Его поругание; ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего. Итак, будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его. Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу.

Евангелие дня, 52

Святое Евангелие от Матфея (глава 5, стихи 14-19)

казал Господь Своим ученикам:> Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного. Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном.

Духовное чтение на 12 февраля 2019 года

Свт. Иоанн Златоуст

Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы

Вслед за тем Христос переходит к другому, высшему сравнению: «вы есть», говорит Он, «свет мира». Опять — «мира», не одного народа, не двадцати городов, но всей вселенной; свет духовный — подобно, как и соль духовная, — который превосходнее лучей видимого солнца. Сперва Он назвал их солью, а потом светом, чтобы ты знал, сколько выгод от строгих слов, и сколько пользы от чистого учения. Оно обуздывает и не позволяет рассеиваться, но, направляя к добродетели, делает внимательным. «Не может укрыться город, стоящий на верху горы». И, «зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике» (Мф. 5:15). Этими словами Христос опять побуждает учеников Своих к строгой жизни, научая их быть осторожными, так как им надлежало явиться перед лицом всех и подвизаться на поприще целого мира. Не смотрите, говорит, на то, что мы сидим теперь здесь, что мы находимся в самой малой частичке мира. Нет, — вы так будете приметны всем, как город, стоящий на верху горы, как светильник, поставленный на подсвечнике и светящий всем, находящимся в доме.

Где теперь неверующие в могущество Христово? Пусть услышат это и, подивившись силе пророчества, благоговейно поклонятся Его могуществу! Подумай, в самом деле, сколько обещано было тем, которые были неизвестны даже в своем городе! Земля и море узнает их, и слава о них распространится до пределов вселенной, или — лучше, — не слава, а самые их благодеяния, — потому что не громкая слава сделала их везде известными, но величие самых дел. Они, как птицы, пронеслись через всю вселенную быстрее солнечного луча, распространяя повсюду свет благочестия. Здесь Христос, по моему мнению, старается в учениках Своих поселить еще смелость, потому что словами: «не может укрыться город, стоящий на верху горы» ясно выражает Свое могущество. Как такой город не может укрыться, так и благовествованию невозможно утаиться и остаться в неизвестности. Так как прежде Христос говорил о гонениях, злословии, наветах и вражде, то, чтобы ученики не подумали, что все это может воспрепятствовать их проповеди, Он, ободряя их, говорит, что благовествование не только не останется в неизвестности, но и просветит всю вселенную, а через это и сами они станут славными и знаменитыми. Итак, здесь Христос показывает Свое могущество, а в последующих словах требует смелости от Своих учеников.

 

Проповедь Пастырей, 52

ИЗ ПРОПОВЕДИ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

Духовное чтение на 12 февраля 2019 года

… Путь к Царствию Небесному, к благодати Божией очень долог. Это все равно, что научиться какому-то трудному ремеслу. Чему-то обучиться можно легко: например, машину водить можно научиться за месяц. А вот сапоги шить — это уже дольше. А чтобы хорошо готовить, надо еще больше вре­мени. А чтобы играть на фортепиано более-менее сносно, нужно десять лет потратить. А чтобы живописи научиться, нужно потратить лет пятнадцать. А есть еще такие вещи, которым вообще никак не научишься, потому что нужен талант, дар от Бога. Сколько ни учись во всех институтах, педагогом хорошим ты не станешь. Ты можешь стать честным, добросовестным, отдаю­щим всю свою душу, но если тебе от Бога не дано, то ты хоть лоб расшиби.

И каждое дело требует обязательно труда: чтобы чему-то научиться, надо обязательно вложить силу, время и веру. Вот так же и спасение души, которое святые отцы называли наукой всех наук и искусством всех искусств. Это сложней и музыки, и живописи, и кулинарии, и чего угодно, сложнее даже воспитания детей, которое тоже есть высочайшее искусство. Много ли в Москве людей, которые могут сказать: да, мои дети прекрасно воспи­таны? Может быть, полтора десятка и найдется на десять миллионов чело­век, а может быть, и меньше, потому что какие-то изъяны сразу видны — и значит, не хватило искусства, мастерства, терпения.

А спасение своей души — это еще сложнее. Поэтому Господь на спа­сение души отводит нам всю жизнь. Но пока мы не поверим, что в результате этого подвига, в результате этих трудных усилий мы достигнем спасения, мы, конечно, не сможем ничего сделать. Если человек не верит, что он когда-нибудь станет художником,— сколько он ни занимайся, ничего не выйдет. Так же и здесь. Если мы не верим своему спасению, не верим, что Господь спасает нас от грехов; если мы больше верим в то, что нам кто-то что-то сделал и, значит, он сильнее нашего Бога, который нас отдал на растерзание всяким колдунам и чародеям, всяким негодяям; если мы забываем о том, что Бог во­обще всем управляет: каждым процессом и во Вселенной, и в нашем орга­низме,— если мы забываем, перестаем в это верить, то сразу начинаем тонуть.

Бог нам Отец. Поэтому как ребенок на руках отца чувствует себя спокойно, так и мы должны. Мы должны быть очень спокойны, нам нечего бояться, если мы Богу верны. Если мы непослушны, если мы капризны, если мы машем ручкой: «Уйду от тебя, плохой ты», тогда, конечно, мы лишаемся благорасположения Отца. Как капризный ребенок: ему говорят, а он не хочет слушать, и в результате он ссорится с родителями, его ругают, ставят в угол, ему говорят: «Отстань, ты мне надоел». Конечно, Господь так не по­ступает. Он долготерпелив, Он каждого зовет, но Он никого не заставляет. Он предоставляет каждому из нас полную свободу. Евангелие есть? Есть. Сын Божий на землю приходил? Приходил. Церковь создал? Создал. С помощью таинств крещения, а потом покаяния, причащения ты можешь соединяться с Богом? Можешь. Ты можешь свою душу очищать от греха и возвращать себе подобие Божие, чтобы действительно войти как принц в Царствие Небесное. А если не хочешь — не надо, никто тебя заставлять не будет. Нам нужно быть очень твердыми, терпеливыми и мужественными, потому что другого пути нет. И каждый шаг на этом пути — это шаг веры.

Верь! Каждый раз, когда вечером или утром встаешь на молитву — хо­чется тебе молиться или не хочется, спешишь ты или не спешишь, — постой секундочку и подумай: ведь ты с Богом разговариваешь. Верь, что Он тебя слышит. И как только ты проникнешься этой мыслью, ты уже не сможешь читать шаляй-валяй и лишь бы как, тебе будет стыдно. Потому что Господь за тебя кровь пролил, а тебе, видишь ли, некогда, у тебя, оказывается, на земле есть какие-то еще дела. Так же и с храмом: плохо себя чувствуешь, хо­рошо ли, можешь идти, не можешь, в гости ли тебя позвали — тоже хорошо сходить в гости, но встреча с Богом, она же все-таки важней всяких гостей, она же дороже папы и мамы, она дороже детей и жены, она дороже люби­мой работы. Всего дороже должна быть встреча с Богом, потому что это — соединение с самым любимым, самым желанным, самым ожидаемым.

32

Духовное чтение на 12 февраля 2019 года

Духовное чтение на 12 февраля 2019 года