Духовное чтение на 20 февраля 2019 годаМир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Перед Вами календарь духовного чтения, посвященный 20 февраля 2019 года, состоящий из следующих духовных и молитвенных рубрик:

• Жития святых – Преподобный Лука Елладский;
• Чтение Апостола – Второе послание Петра (глава 3, стихи 1-18);
• Евангелие дня – Святое Евангелие от Марка (глава 13, стихи 24-31);
• Толкование Евангелия — Блж. Феофилакт Болгарский;
• Проповедь пастырей – Из наставлений протоиерея Димитрия Смирнова.

Жития святых 53

Преподобный Лука Елладский

Святой Лука родился в июле 896 года, он был третьим из семи детей. Родители его бежали из Эгины во время нашествия арабов в IX веке и поселились в местечке Касторион (ныне это Кастри, недалеко от Дельф). Будущего святого крестили с именем Стефан. Уже в детстве он стал отказываться от мяса, яиц и фруктов, питаясь исключительно овощами и хлебом.

Его юношеское благочестие выражалось в удивительной щедрости и забвении себя. Он раздавал нуждающимся все, что имел, и часто возвращался домой полураздетый и замерзший, из-за чего домашние его постоянно ругали. Когда ему было четырнадцать лет, в деревню по пути из Рима зашли двое монахов. Их пример зажег в юноше желание принять постриг и жить иноческой жизнью. Он тайно ушел с ними, а впоследствии поступил в один из афинских монастырей, посвященный Божией Матери.

Его мать, к тому времени уже вдова, день и ночь умоляла Бога вернуть ей сына. Она была благочестивой женщиной и не имела намерения воспрепятствовать сыну в осуществлении его призвания, сама в свое время учила его ставить службу Господу превыше всего. Но она не ожидала, что Стефан покинет ее в таком юном возрасте, и его исчезновение повергло ее в отчаяние. Господь услышал ее молитвы. Три ночи подряд настоятеля афинского монастыря беспокоил один и тот же сон: он видел, как мать Стефана молит Бога о возвращении сына. В конце концов настоятель позвал Стефана и в резкой форме велел ему возвращаться домой и вести тихую жизнь в каком-нибудь другом месте.

Юноша вернулся домой, но спустя четыре месяца ушел снова (на этот раз с благословения матери) в область под названием Ионица, где находилась усыпальница с телами святых бессребреников Космы и Дамиана. Он жил там какое-то время в уединении, изнуряя плоть постом, бдениями и трудом. Развел сад и стал отдавать плоды своего труда соседям и прохожим. Строго ограничивая в удобствах самого себя, он был приветлив и гостеприимен со всеми, кто проходил мимо. Как-то раз на пути в Рим у него остановились двое монахов-паломников. Они и постригли его с именем Лука.

В 917 году на Южную Грецию напали болгары, и угодник Божий вместе с деревенскими жителями нашел прибежище на соседнем острове. Луке тогда шел всего двадцать второй год, но его подвижническая жизнь и близость к Богу позволили ему заранее предвидеть это нападение. Однако окружающие, услышав предсказание из уст совсем еще молодого человека, не восприняли его всерьез и не стали готовиться к обороне. Болгары же, разорив юг континентальной Греции, набросились на острова.

Юному иноку удалось спастись. Он добрался вплавь до континента вместе с несколькими крепкими мужчинами. Все остальные были убиты. Набеги в этих краях не прекращались, и Лука со своей семьей и друзьями перебрался в Коринф, а потом поселился у одного столпника в местечке под названием Земена недалеко от побережья Коринфского залива. Десять лет Лука служил келейником у этого подвижника, таскал дрова и воду, готовил и рыбачил.

Когда в его родных местах вновь воцарился мир, Лука вернулся туда и стал жить в области, которая тогда называлась Каламион. Потом на остров опять напали, на этот раз арабские пираты с острова Крит, и Лука нашел временное пристанище на острове Ампелос в Коринфском заливе. Наконец в 946 году, в возрасте сорока девяти лет, он поселился в Стирисе, на том месте, где сейчас стоит его монастырь. Построил келью, небольшой храм и разбил рядом садик. К святому сразу стали приходить люди, образовалась община, в которую входили трое иноков, отличавшихся добродетельной жизнью и особым благочестием – Григорий, Панкратий и Феодосий.

В житии святого Луки часто упоминается имя его сестры Кали, которая также была монахиней-подвижницей и, по-видимому, жила неподалеку, помогая брату в делах его общины. Житие святого Луки составлено в основном по тем сведениям, что сообщила Кали. Вероятно, брат и сестра виделись ежедневно. В конце жизни преподобный начал воздвигать большой храм в честь святой Варвары, но до окончания строительства не дожил. Святой Лука отошел ко Господу 7 февраля 953 года.

Святой Лука прожил пятьдесят шесть лет. Слава целителя и пророка, в основании которой лежала добродетельная, полная добровольных лишений жизнь, принесла ему всеобщую любовь. Богатые купцы, бедные крестьяне, военачальники, епископы и правители – все видели в нем избранный сосуд Духа Святого. Он заранее назвал точный день своей кончины и за двадцать лет до самого события предсказал победу греков над арабами с острова Крит в 961 году.

Он был известен как пророк, целитель, способный исцелять болезни и изгонять из людей бесов, и духовный наставник, хотя и не имел священнического сана. После кончины святого Луки его мощи начали мироточить, и братья поспешили закончить строительство церкви святой Варвары (впоследствии переименованной в честь Пресвятой Богородицы), чтобы было, где хранить мощи. Этот храм вскоре стал известным местом паломничества, а мощи мироточили еще несколько столетий.

В 1011 году рядом с церковью святой Варвары построили большой храм в честь святого Луки в форме креста. Мощи перенесли в новый храм, где они покоились до 1204 года, когда эти земли захватили франки. Захватчики увезли в Рим и мощи, и другие церковные сокровища. В 1986 году Ватикан вернул монастырю мощи, и теперь они снова покоятся в том храме святого Луки, из которого их некогда забрали.

Преподобне отче Луко, моли Бога о нас!

Чтение Апостола, 53

Второе послание Петра (глава 3, стихи 1-18)

Это уже второе послание пишу к вам, возлюбленные; в них напоминанием возбуждаю ваш чистый смысл, чтобы вы помнили слова, прежде реченные святыми пророками, и заповедь Господа и Спасителя, преданную Апостолами вашими. Прежде всего знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям и говорящие: «где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, всё остается так же». Думающие так не знают, что вначале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою: потому тогдашний мир погиб, быв потоплен водою. А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков. Одно то́ не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день. Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят. Если так всё это разрушится, то какими до́лжно быть в святой жизни и благочестии вам, ожидающим и желающим пришествия дня Божия, в который воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают? Впрочем, мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда. Итак, возлюбленные, ожидая сего, потщитесь явиться пред Ним неоскверненными и непорочными в мире; и долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания. Итак, вы, возлюбленные, будучи предварены о сем, берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения, но возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Ему слава и ныне и в день вечный. Аминь.

Евангелие дня 53

Святое Евангелие от Марка (глава 13, стихи 24-31)

казал Господь Своим ученикам:> в те дни, после скорби той, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются. Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силою многою и славою. И тогда Он пошлет Ангелов Своих и соберет избранных Своих от четырех ветров, от края земли до края неба. От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето. Так и когда вы увидите то́ сбывающимся, знайте, что близко, при дверях. Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как всё это будет. Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут.

Духовное чтение на 20 февраля 2019 года

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 27-31 И тогда Он пошлет Ангелов Своих и соберет избранных Своих от четырех ветров, от края земли до края неба. От смоковницы возьмите подобие: когда ветви се становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето. Так и когда вы увидите то сбывающимся, знайте, что близко, при дверях. Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как всё это будет. Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут

Видишь ли, что и Сын посылает Ангелов, как и Отец? Где же те, кои говорят, что Он не равен Богу и Отцу? Ангелы же придут тогда для того, чтобы собрать избранных, которые, быв восхищены на облаках, должны будут таким образом встретить Господа. А что Я говорю, — продолжает Господь, — это можете уразуметь из примера смоковницы. Как смоковница, покрывшаяся листьями, показывает, что близко жатва, так и после скорбного времени антихристова непосредственно последует второе пришествие Христово, которое для праведных будет точно как жатва после зимы, а для грешных — зима после жатвы. «Истинно говорю вам: не прейдет род сей», то есть род верных или христиан, «как всё это будет» — все сказанное о Иерусалиме и пришествии антихриста. Господь говорит здесь не о роде апостольском, ибо апостолы не продолжат жить до кончины мира: многие из них не дожили и до разрушения Иерусалима. Значит, родом сим именует здесь род христианский, утешая таким образом апостолов. Дабы они не подумали, что при столь тяжких бедствиях вера, может быть, совершенно оскудеет. Господь говорит: дерзайте, не прейдет род верных и не оскудеет. Скорее прейдут небо и земля, эти непоколебимые, по-видимому, стихии, нежели слова Мои в чем-либо не исполнятся, ибо все, что Я сказал, будет.

 

 

Наставление, 53

ИЗ ПРОПОВЕДИ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

Духовное чтение на 20 февраля 2019 года

… Можно ли себе представить Серафима Саровского, смотрящего телевизор? Совершенно дикая карти­на. Конечно же, нет. Он в монастырь сперва пошел, но и монастыря ему было мало, он еще в пустыню забрался. И этого мало оказалось, он еще тропинку забаррикадировал, чтобы никто не мешал ему Богу молиться. Вот это любовь к Богу! А Евангелие читал?! Каждую неделю он весь Новый Завет прочитывал — каждую неделю на протяжении всей жизни. А спал только два часа, остальное время молился, читал святых отцов. Вот это жизнь! Вот это любовь к Богу! Поэтому он и Серафим Саровский, величайший угодник Божий. Можем мы так? Конечно, нет. Но ведь что-то мы можем? И вот в ту меру, в которую мы можем, мы должны делать. А в противном случае наша жизнь будет пуста — пуста в смысле духовном: мы никогда не достигнем святости, мы никогда не достигнем Царствия Небесного.

Заглавие, окончание 33

Духовное чтение на 20 февраля 2019 года

Духовное чтение на 20 февраля 2019 года