Духовное чтение на 21 февраля 2019 годаМир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Перед Вами календарь духовного чтения, посвященный 21 февраля 2019 года, состоящий из следующих духовных и молитвенных рубрик:

• Жития святых – Священномученик Александр Абиссов, пресвитер;
• Чтение Апостола – Первое послание Иоанна (глава 1, стихи 8-10; глава 2, стихи 1-6);
• Евангелие дня – Святое Евангелие от Марка (глава 13, стихи 31-37; глава 14, стихи 1,2);

• Толкование Евангелия — Свт. Афанасий Великий;
• Проповедь пастырей – Из наставлений протоиерея Димитрия Смирнова.

Духовное чтение на 21 февраля 2019 года

Священномученик Александр Абиссов, пресвитер

Дорогие братья и сестры! Сегодня мы вспоминаем трудный жизненный путь священномученика Александра Абиссова. Согласно описанию игумена Дамаскина (Орловского) священномученик Александр родился 19 февраля 1873 года в селе Мормужино Пошехонского уезда Ярославской губернии в семье священника Афанасия Евграфовича Абиссова и его супруги Клавдии Николаевны. Первоначальное образование Александр получил в Угличском духовном училище, а затем, окончив в 1896 году Ярославскую духовную семинарию, был законоучителем в церковноприходских школах.

В 1907 году Александр Афанасьевич женился на Надежде, дочери священника, служившего в селе Заболотье Романово-Борисоглебского уезда, Алексея Воскресенского; она тоже была учительницей церковноприходской школы. 19 февраля 1908 года тогда еще архиепископ Ярославский, будущий патриарх Тихон (Белавин) рукоположил Александра Афанасьевича во диакона ко храму Усекновения главы Иоанна Предтечи в селе Ивановское Мышкинского уезда, а 24 февраля того же года – во священника к тому же храму, где он прослужил до своего ареста в 1937 году. В 1915 году отец Александр был назначен благочинным 4-го округа Мышкинского уезда.

Изрядные познания в области крестьянского хозяйства делали отца Александра помощником пастве не только в духовной области, но и в практической: он знал, каким образом лучше всего хранить пшеницу, чтобы она не гнила; он убедил крестьян заводить пасеки и научил, как нужно ухаживать за пчелами.

В 1934 году, на 61-м году жизни отец Александр был арестован, обвинен в хищении колхозной собственности и приговорен к двум годам ссылки; вторично батюшка был арестован 3 ноября 1937 года по обвинению в антиколхозной агитации и распространении провокационных клеветнических слухов по адресу советской власти. Он был перевезен в тюрьму в Ярославле.

5 ноября, через 2 дня после ареста, тройка НКВД приговорила отца Александра к десяти годам заключения в исправительно-трудовой лагерь. Лишь 15 января 1938 года этап, в котором находился отец Александр, прибыл на станцию Тайшет Иркутской области, где располагалось управление НКВД Озерлага. После медицинского освидетельствования священник был признан инвалидом, не годным к физическому труду, и отправлен в Бушуйский отдельный лагерный пункт, где содержались инвалиды. Прибыв на место, он был зачислен чернорабочим в штабную строительную команду Бушуйского отдельного лагерного пункта Амурского ИТЛ, в котором заключенные занимались строительством вторых путей Транссибирской магистрали.

После двух лет нахождения в заключении отец Александр написал жалобу на неправый приговор, которая была переправлена на рассмотрение в то же самое управление НКВД Ярославской области; священнику в освобождении было отказано, и он был отправлен еще дальше – в город Свободный Амурской области.

1 июля 1939 года священник был помещен в лагерную больницу и до 14 февраля 1941 года состоял рабочим при больнице. В это время состояние его здоровья стало настолько тяжелым, что по свидетельству врача священник сам «нуждался в постороннем уходе». 19 февраля 1942 года отец Александр, как тяжело больной, был помещен в лагерную больницу. Священник Александр Абиссов скончался в больнице лагеря в городе Свободный 21 февраля 1942 года и 24 февраля был погребен на лагерном кладбище.

Братья и сестры, святой Александр получил свой первый срок в 61 год. Дальнейшие 8 лет его жизни прошли в тяжелых ссыльных трудах. Пожилой человек, образованный и воспитанный. Неужели в глазах мучителей, охранников, служащих лагерей он не вызывал сострадания? Ведь любой пожилой человек достоин уважения даже просто за то, что он прожил свои годы, за то, что пережил тяготы и невзгоды самых разных времен. Наверное, это показатель упадка всего общества в целом, когда старики забыты, когда больной и пожилой человек вызывает желание отвернуться, а не помочь и поддержать. Мы очень часто живем так, как будто все происходящее вокруг нас – нормально. Возможно, это нормально для мирского общества, но для христианина ничего нормального в происходящем в мире нет. Отношение к старикам, отношение к детям, семье, окружающей среде, в том числе подъезду дома, в котором живешь, – все это не соответствует идеалу христианской жизни. Мы привыкли к жалким старушкам, что считают мелочь у кассы или продают вязаные варежки, чтобы заработать себе на хлеб. Мы привыкли к ссорам в семье, к повышению голоса на детей, привыкли к тому, что мало кто доносит мусор до урны, и молодые люди плюются как верблюды. Мы даже не обращаем внимания на то, что в наших домах расцарапаны стены и лифты, а то и хуже… а ведь это наши дома. А человек, живущий по заповедям, настоящий христианин, не должен воспринимать это как норму. Да, мы не можем делать замечания всем на каждом углу, и не этого хочет от нас Господь. Господь хочет, чтобы мы были светом этому миру, чтобы мы стали образцом и являли любовь к людям на деле. Чтобы наши старики были любимы нами, а наши дети были ухожены и всегда веселы, чтобы каждый из нас мог бы взять тряпку с ведром и вымыть грязный заплеванный лифт, раз уж коммунальные службы у нас работают через раз. Вот в этом и есть христианство.

Священномучениче Александре, моли Бога о нас!

Духовное чтение на 21 февраля 2019 года

Первое послание Иоанна (глава 1, стихи 8-10; глава 2, стихи 1-6)

озлюбленные!> Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и сло́ва Его нет в нас. 2. Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, праведника; Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира. А что мы познали Его, узнаём из того, что соблюдаем Его заповеди. Кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины; а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаём, что мы в Нем. Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал.

Духовное чтение на 21 февраля 2019 года

Святое Евангелие от Марка (глава 13, стихи 31-37; глава 14, стихи 1,2)

казал Господь Своим ученикам:> небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут. О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец. Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время. Подобно как бы кто, отходя в путь и оставляя дом свой, дал слугам своим власть и каждому свое дело, и приказал привратнику бодрствовать. Итак, бодрствуйте, ибо не знаете, когда придет хозяин дома: вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру; чтобы, придя внезапно, не нашел вас спящими. А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте. 14. Через два дня надлежало быть празднику Пасхи и опресноков. И искали первосвященники и книжники, как бы взять Его хитростью и убить; но говорили: только не в праздник, чтобы не произошло возмущения в народе.

Духовное чтение на 21 февраля 2019 года

Свт. Афанасий Великий

О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец

Господь неба и земли, «Имже вся быша» (Иоан. 1:3), судится ими [еретиками] «о дни и часе», всеведущее Слово обвиняется ими как не знающее о дни, ведающий Отца Сын именуется не знающим часа во дни. Можно ли кому сказать что – либо малосмысленнее этого? Или какое безумие можно сравнить с их безумием? Словом произведено все: и годы, и времена, и ночь, и день, и вся тварь, и Зиждитель именуется не знающим создания! Сама связь речи в представленном месте показывает, что Сын Божий знает «час» и «день», хотя ариане и претыкаются о неведение. Сказав: «ни Сын», описывает ученикам предшествующее дню, говоря: будет то и то, «и тогда… кончина» (Матф. 24, 14). Но Кто говорит о предшествующем дню, Тот, конечно, знает и день, который явится после предсказанного. А если бы не знал «часа», не мог бы означить и предшествующего часу, не зная, когда будет час сей. Как если кто иной, желая не знающим обозначить дом или город, опишет то, что перед домом или городом; обозначив же все это, скажет: «Потом вскоре и город или дом», – то, без сомнения, обозначающий знает, где этот дом или город, а если бы не знал, то не стал бы обозначать то, что перед ними, чтобы по незнанию или слушающих не завести куда далеко, или самому, говоря это, не ошибиться и не обмануться в обозначении, так Господь, говоря о предшествующем «дню» и «часу», в точности знал и не может не иметь ведения о том, когда настанет сей «час» и «день».

Почему же, зная, не сказал тогда ученикам явно? Никто не должен допытываться, о чем сам Он умолчал. «Кто бо разуме ум Господень, или кто советник Ему бысть?» (Рим. 11, 34). Почему же, зная, сказал, что не знает и Сын? Известно, думаю, всякому верующему, что и это сказал не по иному чему, но как человек по причине плоти. Не есть это недостаток Слова, но человеческому естеству свойственно и не знать. И это опять вполне можно уразуметь, если кто с благою совестью исследует время, когда и кому сказал это Спаситель. Итак, сказал Он это не тогда, как приведено Им в бытие небо, не тогда, как Слово устрояло все у Самого Отца, и не прежде того, как сделалось человеком, но когда «Слово плоть бысть». Поэтому и все, что Слово, после того, как сделалось человеком, говорит по – человечески, справедливо относить к человечеству. Ибо Слову свойственно знать сотворенные вещи и не иметь неведения о начале и конце их, потому что твари – Его дело. И Слово знает, сколько тварей произвело Оно, и долго ли существовать им. Зная же начало и конец каждой твари, без сомнения, знает решительный и общий конец всего. Говоря в Евангелии о Себе по человечеству: «Отче, прииде час: прослави Сына Твоего» (Иоан. 17, 1), конечно, как Слово знает и час общего конца, не знает же как человек, потому что человеку свойственно не знать, особливо сего не знать. Но и это незнание усвоено Спасителем по человеколюбию, ибо когда Господь сделался человеком, не стыдится по причине не знающей плоти говорить о Себе: не знаю, желая показать, что, ведая как Бог, не знает по плоти. Не сказал: не знает и Сын Божий, чтобы не оказалось не ведущим Божество, но говорит просто «ни Сын», чтобы неведение относилось к Сыну человеческому.

Посему, говоря об ангелах, не простирается выше и не «сказал ни Дух Святый», но умолчал, делая тем двоякое указание, что если знает Дух, тем паче как Слово, знает Слово, от которого и Дух приемлет (Иоан. 16, 14), и что, умолчав о Духе, делает явным то, что о человеческом Своем служении сказал: «ни Сын».

В доказательство же того, что сказанное «ни Сын… весть»относится к человечеству, показывает вместе, что по Божеству ведает Он всё. Ибо о том же Сыне, о Котором сказал, что не знает дня, говорит, что знает Он Отца. «Ни Отца, – сказано, – кто знает, токмо Сын» (Матф. 11, 27). Всякий же, кроме ариан, согласится, что Знающий Отца, тем паче знает все касающееся твари, а в числе всего и конец ее. И если день и час определены уже Отцом, то явно, что определены чрез Сына, и Сын знает определенное чрез Него. Ибо нет ничего, что пришло бы в бытие и определено было не чрез Сына. Следовательно, Сын, будучи Творцом всего, знает, какими, в каком числе и надолго ли по изволению Отца получили бытие твари, в чем и когда будет их изменение. Еще же, если все, что принадлежит Отцу, принадлежит и Сыну, (как это сказал Сам Сын – (Ин. 16, 15) ), а Отцу принадлежит знать день, то явно, что знает и Сын, и это имея собственно принадлежащим Себе от Отца. И еще, если Сын во Отце и Отец в Сыне, Отец же знает день и час, то явствует, что и сущий во Отце Сын и ведущий, что во Отце, Сам знает день и час. Если также Сын есть истинный Образ Отца, а Отец знает и день, и час, то явно, что и Сын знанием сего уподобляется Отцу.

Когда ученики спрашивали Его о конце, то слова Иисуса о том, что и Сын не знает [о дне и часе] (ср. Мф. 24:36), следует понимать как произнесенные в отношение плоти: с целью показать, что, как человек, Он не знает, потому что неведение свойственно людям. Однако поскольку Он вместе с тем и Слово, и Грядущий, и Судия, и Жених, то Он знает, когда и в какой час придет. Подобно тому, как, став человеком, Он вместе с людьми испытывает голод, жажду и боль (ср. Мф. 4:2, Мк. 8:31, Лк. 24:46, Ин. 19:28), так вместе с людьми Он так же не знает, как человек. Но по Божеству, как во Отце сущее Слово и Премудрость, Он знает, и нет ничего такого, о чем Он не ведает

 

Духовное чтение на 21 февраля 2019 года

ИЗ ПРОПОВЕДИ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

Духовное чтение на 21 февраля 2019 года

… Ни один человек на земле за две тысячи лет не нашел ни одного слова неправды в словах Христа. А искали очень упорно, через лупу рассматри­вали, в чем бы найти какой изъян в Его учении, к чему бы только при­драться. Никто ничего не смог, истина абсолютно безукоризненная. Все философские учения с годами разбивались в пух и прах более умными, более широко видящими философами, но против Христа сказать нечего, это истина абсолютная.

Однако мы видим: любой дьявольщине открыты везде дороги, а Хри­сту — везде препятствия. Истине — препятствия, потому что истина сокру­шительна, против нее ничего нельзя сказать. Никакие диспуты с правосла­вием просто невозможны, потому что победа будет абсолютна. И конечно, дьявол никогда на прямой вызов не пойдет, он может только действовать исподтишка, обманом, воспользовавшись невежеством человека. Когда человек невежественен, делай с ним что хочешь, но и тогда Христа можно только оклеветать, а победить нельзя.

Заглавие, окончание 33

Духовное чтение на 21 февраля 2019 года

Духовное чтение на 21 февраля 2019 года