Духовное чтение на 22 февраля 2019 годаМир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Перед Вами календарь духовного чтения, посвященный 22 февраля 2019 года.

• Жития святых – Мученик Никифор, из Антиохии Сирской;
• Чтение Апостола – Первое послание Иоанна (глава 2, стихи 7-17);
• Евангелие дня – Святое Евангелие Марка (глава 14, стихи 3-9);
• Проповедь пастырей – Из проповеди протоиерея Димитрия Смирнова.

Жития святых 55

Мученик Никифор, из Антиохии Сирской

Дорогие братья и сестры! Сегодня Святая Церковь через святителя Димитрия Ростовского посылает нам одно очень поучительное житие. «В великой Антиохии Сирийской (в III веке), жили – некий пресвитер, по имени Саприкий, и простец, – гражданин Никифор. Они питали друг к другу такую любовь и так были дружны, что некоторые считали их родными братьями. После многих лет такой дружбы им позавидовал ненавидящий все доброе диавол и посеял в них такие плевелы вражды, что они не желали даже встречаться друг с другом на дороге: так они возненавидели друг друга; и насколько прежде между ними царили любовь и дружба, настолько после по действию сатаны воскипела у них друг к другу ненависть и вражда. Прожив в такой ненависти и вражде друг с другом довольно долгое время, Никифор, придя в себя и уразумев, что эту вражду сеет диавол, стал просить своих друзей и соседей, чтобы они отправились к пресвитеру Саприкию и умолили бы его простить его, кающегося, и возлюбить прежнею любовью; но пресвитер не захотел оставить своей вражды против него. Тогда Никифор снова послал других друзей с тою же просьбою, но пресвитер и их слушать не захотел. Он также отверг и в третий раз посланных и не послушал их моления, и, таким образом, не преклонился на милость, дабы простить брата, смиренно ищущего прощения. Наоборот, ожесточив сердце свое, он оставался неумолимым, забыв слова Господа нашего Иисуса Христа, сказавшего: прощайте, и прощены будете (Лк.6, 37); и еще: Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой […] Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный  (Мф. 5, 23–24; 6,14).

Тогда Никифор, видя, что Саприкий пресвитер не хочет принять ходатайства о нем, сам пошел к нему и, припав к его ногам, сказал ему: – Прости меня, отче, ради Господа прости. А Саприкий даже и не взглянул на него; он был человеком немилосердым и не имел ни любви, ни страха Господня; будучи христианином и пресвитером, он и без просьбы должен был простить брата своего. Не получив прощения, Никифор пошел от него посрамленным и отверженным». В это время императорами Валерианом и Галлиеном было воздвигнуто гонение на христиан, и одним из первых предстал пред судом пресвитер Саприкий. Он твердо исповедал себя христианином, претерпел истязания за свою веру и был приговорен к смерти через усечение мечом. Когда его вели на казнь, Никифор со слезами умолял о прощении, называя его святым мучеником, который скоро предстанет перед Господом и воспримет венец от Него. Но пресвитер Саприкий ожесточился сердцем и даже перед смертью не захотел простить своего брата-христианина. За это Господь удалил от Саприкия Свою благодать, укреплявшую его во время перенесения мучений, и он, уже почти достигнув блаженного конца своего подвига, вдруг устрашился смерти и согласился принести жертву идолам. Напрасно святой Никифор уговаривал со слезами Саприкия, чтобы он не губил себя отречением, стоя уже на пороге Царства Небесного. Тогда святой Никифор сказал палачам: «Я христианин и верую в Господа нашего Иисуса Христа, от Которого отвергся Саприкий. Казните меня вместо Саприкия». Тут же палачи донесли об этом правителю. Последовал приказ: Саприкия отпустить, а вместо него усечь мечом Никифора. Так воспринял мученический венец святой Никифор.

Братья и сестры, многие миряне думают, что священный сан соделывает человека если уж не святым, то иным, многим гораздо лучше прочих людей. Но прочитанное нами сегодня житие открывает другой ракурс: горделивый пресвитер и смиренный мирянин. Только вчера мы слышали в храме евангельское чтение о мытаре и фарисее, и вот по Промыслу Божию в этом году на следующий же день выпала память святого Никифора, который подобно мытарю, что взывал к Господу «Боже, милостив буди мне грешному», умолял своего друга, пресвитера: «Прости меня, отче, ради Господа прости». Мы всегда должны помнить, дорогие друзья, что наше с вами спасение зависит не от каких-либо званий и регалий, не от положения в обществе и даже не от священного сана, а от исполнения заповеди о любви к Богу и ближнему. Все внешние достижения перечеркиваются от начала и до конца, если в человеке нет любви. Апостол Павел писал об этом так: Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. (1 Кор. 13, 1–3) Так и мы должны понимать, любой дар Божий, будь то сан или какое-то положение, – это лишь дополнительная ответственность. А главная наша обязанность – умножать в себе и наших ближних любовь.

Святый мучениче Никифоре, моли Бога о нас!

Чтение Апостола, 55

 Первое послание Иоанна (глава 2, стихи 7-17)

Возлюбленные! пишу вам не новую заповедь, но заповедь древнюю, которую вы имели от начала. Заповедь древняя есть слово, которое вы слышали от начала. Но притом и новую заповедь пишу вам, что́ есть истинно и в Нем и в вас: потому что тьма проходит и истинный свет уже светит. Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме. Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна. А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза. Пишу вам, дети, потому что прощены вам грехи ради имени Его. Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала. Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого. Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца. Я написал вам, отцы, потому что вы познали Безначального. Я написал вам, юноши, потому что вы сильны, и слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого. Не люби́те мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек.

Евангелие дня, 55

Святое Евангелие Марка (глава 14, стихи 3-9)

И когда был Он <Иисус> в Вифании, в доме Симона прокаженного, и возлежал, — пришла женщина с алавастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного и, разбив сосуд, возлила Ему на голову. Некоторые же вознегодовали и говорили между собою: к чему сия трата мира? Ибо можно было бы продать его более нежели за триста динариев и раздать нищим. И роптали на нее. Но Иисус сказал: оставьте ее; что́ ее смущаете? Она доброе дело сделала для Меня. Ибо нищих всегда имеете с собою и, когда захотите, можете им благотворить; а Меня не всегда имеете. Она сделала, что могла: предварила помазать тело Мое к погребению. Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие, в целом мире, сказано будет, в память ее, и о том, что́ она сделала.

Наставление, 55

ИЗ ПРОПОВЕДИ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

… Мы все время забываем, мы не учитываем фактор Бога в своей жизни, мы его вообще исключаем, мы даже не думаем: «А как Господь в этот самый момент оценивает меня?» Мы все время забываем о Нем, бесконечно, на очень долгое время. Мы Его совершенно не учитываем, мы все хотим как-то по-человечески решить. И единственная для нас возможность трезвения — это опять и опять возвра­щаться к Нему, опять и опять Его просить, опять и опять честно стоять перед Ним, опять и опять искренно совершенно каяться. Не на словах, потому что на словах многие из нас хорошо этому научились, но из этого ничего как бы и не следует. А должно следовать, должна жизнь выпрямляться. В этом выпрямлении жизни, в постоян­ном устремлении к этому выпрямлению и есть, собствен­но, ученичество Христово. Это и есть, собственно, духов­ная жизнь, потому что понятно, что сам человек выпрямить себя не может. Нужно только постоянное устремление, и Господь, видя это устремление, Сам выпрямля­ет жизнь человека и Сам по этим прямым стезям приходит в его сердце.

35

Духовное чтение на 22 февраля 2019 года

Духовное чтение на 22 февраля 2019 года