Духовное чтение на 23 февраля 2019 года

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

В сегодняшний субботний день предлагаем Вам к духовному прочтению следующие рубрики, включающие в себя:

• Жития святых – Священномученики Петр Грудинский и Валериан Новицкий, пресвитеры;
• Чтение Апостола – Второе послание к Тимофею (глава 3, стихи 1-9);
• Евангелие дня – Святое Евангелие от Луки (глава 20, стихи 45-47; глава 21, стихи 1-4);
• Поучение – Из наставлений протоиерея Димитрия Смирнова.

Жития святых, 56

Священномученики Петр Грудинский и Валериан Новицкий, пресвитеры

Дорогие братья и сестры! Сегодня очень хочется успеть поговорить сразу о двух священномучениках: святом Петре Грудинском, 1877 года рождения, и святом Валериане Новицком, 1897 года рождения. Хотя возрастом они разнились, их объединяет и место происхождения – Минская губерния, и место заключения – Слуцкая тюрьма, и день вынесения приговора – 23 февраля 1930 года. Возможно, их даже похоронили вместе, потому что есть свидетельство от одного из палачей, как ему пришлось в тот день вести троих приговоренных к расстрелу в лес. Двое из них были священниками, и один из них точно был отец Валериан. Перед расстрелом священникам в очередной раз предложили отказаться от веры в Бога и от сана. После того как они отвергли это предложение, им приказали собственноручно вырыть себе могилу, а затем расстреляли. Промыслительным оказалось и то, что краткие жития этих двух святых объединяет одна очень характерная особенность – их переписка с собственными женами накануне казни. Только вот письма жен священников отличаются до полной противоположности.

Итак, вот горькая и печальная переписка отца Петра Грудинского с его супругой. Она писала ему в тюрьму: «Прошу тебя […] если ты жалеешь меня, откажись от своих ничего никому не дающих убеждений. Я тебя неоднократно просила об этом и раньше. За эти восемь лет, вспомни, сколько, чуть ли не ежедневно, было скандалов между нами на почве религии! Для тебя я кривила душой, надевала маску в силу привязанности к тебе. Теперь же нет уже сил, я устала терпеть из-за того, во что не верю. И я в последний раз спрашиваю тебя: кого ты предпочитаешь – меня ли, существующую, – своей, как ты говоришь, идее?! Если согласишься со мной, я поеду с тобой хоть на край света, не боясь нужды. Но при мысли продолжать быть попадьей я вся содрогаюсь – не могу. Ответь мне, как быть?»

«Дорогая Ирочка, – писал из тюрьмы отец Петр в ответ на это письмо, – твое письмо ошарашило меня более ареста, и только сознание, что оно продиктовано горем и нуждою, несколько успокоило меня. Вот уже скоро двадцать четыре года, как мы живем вместе, и ты, родная, имела возможность убедиться, что я всегда старался быть честным и справедливым, что я никогда на сделки со своей совестью не шел. Ты хорошо знаешь, что я врагом советской власти никогда не был… и преступником себя ни в какой мере не считаю. Посему особенно беспокоиться нечего. Если же судьбе угодно послать мне испытание, то покориться ему так или иначе нужно. Я никогда не стеснял своей совести, – зачем же ты, пользуясь тяжелыми обстоятельствами, толкаешь меня на бесчестный поступок, зная мою религиозность, не напускную, а внутреннюю?! Отречься от веры во Христа, Который составляет смысл всей моей жизни, от Которого я видел столько благодеяний, и оставить Его в то время, когда я приближаюсь к могиле?! Я не могу, и не сделаю этого даже ради тебя, которую всегда любил и люблю. Дорогая моя, возьми себя в руки и не давай ходу черным мыслям […] Пришли мне гребень, он в теплом подряснике. Сам я здоров, чувствую себя хорошо и только часто думаю про тебя, что тебе так трудно. Крепко обнимаю тебя, целую и молюсь, чтобы Господь подкрепил тебя, сохранил от зла».

Теперь послушайте очень краткую, но такую характеризующую переписку супругов Новицких. Супруга отца Валериана – Доминика Игнатьевна поехала навестить мужа в тюрьму, но свидания ей не дали и ей удалось лишь получить от мужа записку: «Мне для сохранения жизни предложили отречься от Бога и от священнического сана. Я отказался. Как ты справишься одна с детками?» В ответ она лишь написала ему: «Не отрекайся ни от Бога, ни от священнического сана. Мне поможет Господь».

Вот такая колоссальная разница может быть в браке. Дорогие братья и сестры, нельзя недооценивать важность вопроса о единстве религиозных взглядов в семье. Конечно, апостол Павел пишет: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим (1 Кор. 7, 12–14). Но когда приходят трудности и испытания, особенно когда приходят гонения, тогда, как сказал Господь, в мир приходит меч. Слова Спасителя будут актуальны до конца времен: Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным. Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку — домашние его (Мф. 10, 32–36). Поэтому в семье нам в первую очередь необходимо всем вместе постоянно размышлять о вопросах духовных, чтобы семья была единомышленна в вере, как одно тело. Чтобы, когда придут времена испытаний, нам не оказаться врагами друг другу, как в семье отца Петра, а быть поддержкой, какой стала матушка отца Валериана.

Святии мученицы Петре и Валериане, молите Бога о нас!

Чтение Апостола, 56

Второе послание к Тимофею (глава 3, стихи 1-9)

адо Тимофей!> Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся. К сим принадлежат те, которые вкрадываются в дома и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями, всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины. Как Ианний и Иамврий противились Моисею, так и сии противятся истине, люди, развращенные умом, невежды в вере. Но они не много успеют; ибо их безумие обнаружится перед всеми, как и с теми случилось.

Евангелие дня, 56

Святое Евангелие от Луки (глава 20, стихи 45-47; глава 21, стихи 1-4)

…Сказал <Господь> ученикам Своим: остерегайтесь книжников, которые любят ходить в длинных одеждах и любят приветствия в народных собраниях, председания в синагогах и предвозлежания на пиршествах, которые поядают до́мы вдов и лицемерно долго молятся; они примут тем большее осуждение. 21. Взглянув же, Он увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу; увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты, и сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила; ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела.

Поучение, 56

ИЗ ПРОПОВЕДЕЙ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

Духовное чтение на 23 февраля 2019 года

… Поскольку мы сориентированы дьяво­лом на то, чтобы все себе, все для себя, чтобы всех вокруг подчинить, то мы терпим фиаско, все время получается не так, как мы хотим. Хорошо, если кто хоть к старости опомнится, но лучше бы прямо с самого начала жить нор­мально. А что значит нормально? Норма — это святость. В Евангелии написано, как должен жить нормальный человек. Конечно, мы воспитаны в другом, мы не знаем, как это делать, мы все идем на ощупь. Может быть, мы сами и не достигнем, но, если детей бу­дем в этом воспитывать, они смогут стать на­стоящими христианами. И тогда будет совсем другое поколение, будет другой народ, они уже смогут всю жизнь устраивать свято, вер­нуться к прежнему, к христианскому образу жизни. Вот тогда все, конечно, изменится, тогда человек не будет стремиться к тому, чтобы все только себе, а, наоборот, раз ро­дился на свет Божий — то для труда, для того, чтобы дело Божие продолжать. Господь на нас всех, хотя мы люди грешные, и слабые, и часто неразумные, но Он на нас очень надеется. Для этого Он нас всех избрал, собрал нас всех в храм, хочет нас научить любви, хочет нас всех объединить, чтобы мы были как одна семья, чтобы мы друг друга знали, любили, заботились друг о друге, помогали, чтобы мы составили вот этот новый народ. И если это получится, Господь даст жить и нашим детям, Господь продлит существование этого мира. А если мы окажемся ни на что не способными, все это разрушится. Господь как сказал: если соль потеряет силу, соленость свою, ну зачем она нужна? Вот представим, купили мы в магазине пачку соли, попробовали, а она ни сладкая, ни соленая, нейтральная, как мел. Ну куда ее деть? Только на помойку, больше ее никуда не употребишь.
Так и мы с вами. Вот мы живем, солнечные лучи нас греют, воду мы пьем, растения и животных поедаем. А какой с нас толк? Ни телесного, ни душевного, ни духовного — никакого толку нет. А должен быть. Господь на нас надеется. По­этому каждый из нас в свою силу, в меру разумения своего и горения своего сердца должен так жить, чтобы в нашей жизни был хоть малый, но толк.

36, желтый 2

Духовное чтение на 23 февраля 2019 года

Духовное чтение на 23 февраля 2019 года