Духовное чтение на 24 февраля 2019 года

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Поздравляем Вас с праздником Воскресного дня!

В сегодняшнее воскресенье предлагаем Вам к духовному и молитвенному прочтению:

• Жития святых – Праведная Феодора, царица Греческая;
• Чтение Апостола – Первое послание к Коринфянам (глава 6, стихи: 12-20);
• Евангелие дня – Святое Евангелие от Луки (глава 15, стихи: 11-32);
• Толкование Евангелия – Свт. Григорий Палама;
• Поучение – Из наставлений протоиерея Димитрия Смирнова.

Жития святых, 57

Праведная Феодора, царица Греческая

Дорогие братья и сестры! Сегодня мы поразмышляем о праведности православных императоров, особенно тех, что были прославлены в лике святых. Можно ли сравнивать праведность простого человека с праведностью императора, облеченного колоссальной властью? Ответить на этот вопрос нам поможет жизненный путь святой праведной Феодоры, византийской императрицы, жены императора-иконоборца Феофила, игравшей впоследствии роль регента при своем сыне императоре Михаиле III в период с 842 по 856 год.

Феодора родилась около 815 года в Пафлагонии (на севере Малой Азии) в городе Эви́ссе в семье военного командира — друнгария Марина и Феоктисты. Семья Феодоры имела армянское происхождение. Родители были сторонниками иконопочитания и воспитали свою дочь очень набожной. Феодора стала женой императора Феофила, который выбрал ее на смотре самых красивых девушек империи, проведенном по указанию его мачехи Евфросинии. Венчание Феодоры и Феофила состоялось в 831 году. После брака вся семья Феодоры была приглашена ко двору; быструю карьеру при дворе сделали ее братья Петрон и Варда. В браке у Феодоры родилось пять дочерей и два сына — старший Константин, утонувший в детстве, и младший Михаил, ставший в 842 году императором. Вместе с Феодорой в императорской иконоборческой семье появилось тайное иконопочитание. Ее супруг продолжал политику своего отца императора Михаила II в области иконоборства. Феодора, хотя и пыталась оказывать поддержку своим друзьям-единомышленникам, но сама была вынуждена скрывать иконы от мужа и придворных. Она прятала их под одеждой, а также во множестве ларцов на своей половине дворца. К иконопочитанию втайне от императора приучали и его детей, которые часто бывали в доме их бабки Феоктисты, матери Феодоры. Император не наказывал Феоктисту, которой одной по праву родства дозволяли осуждать иконоборчество, но в конце концов запретил возить детей к бабке.

На смертном одре в январе 842 года Феофил провозгласил Феодору регентшей при своем двухлетнем сыне Михаиле до совершеннолетия юного монарха. Империей в период регентства вместе с Феодорой управлял Совет, состоящий из логофета Феоктиста, Варды, брата Феодоры, и магистра Мануила, дяди Феодоры, которые были, как и императрица, сторонниками иконопочитания.

Восстановление иконопочитания было произведено Феодорой сразу после смерти императора Феофила. На сороковой день его кончины в Константинополе для этой цели был созван церковный собор. Первым делом необходимо было сменить патриарха-иконоборца Иоанна Грамматика. Сперва императрица направила Иоанну письмо с просьбой оставить патриарший престол, но тот не подчинился и был свергнут церковным собором. Новым константинопольским патриархом был избран Мефодий, пострадавший от иконоборцев. На соборе было провозглашено восстановление почитания икон, также собор вернул из ссылок всех ранее осужденных за иконопочитание, а епископы-иконоборцы были изгнаны с кафедр. Интересный факт – одной из просьб императрицы Феодоры к собору было не произносить анафемы на ее покойного мужа и разрешить его от грехов, так как, по ее словам, тот перед смертью раскаялся в грехах и целовал принесенную Феодорой икону. Собор постановил в течение недели по всем церквям столицы молиться за спасение души покойного императора.

После собора Феодора устроила церковное торжество, которое пришлось на первое воскресенье Великого поста, бывшее в 843 году 11 марта. В воспоминание об этом событии и в память блаженной Феодоры ежегодно в первое воскресенье Великого поста Православная Церковь торжественно празднует восстановление иконопочитания, именуемое «Торжество Православия».

В период регентства Феодора добилась успехов в области управления империей: ряд военных побед, одержанных над арабами, подавление восстания славян в Элладе, миссионерская деятельность среди хазар и болгар. В период ее правления было отражено нашествие болгарского царя Бориса I. После военных неудач Борис в начале 860-х годов вынес решение о принятии своим народом христианства и был крещен под именем Михаила – в честь сына императрицы Феодоры. Личная роль Феодоры в деле христианизации Болгарии очень велика, а, значит, косвенно и в будущей христианизации Руси.

В период регентства Феодоры начались преследования иконоборцев и других еретиков. По ее приказанию еретикам-павликианам был предложен выбор – обращение в православие или смерть. После отказа павликиан изменить религиозные убеждения в Малой Азии от рук карательных экспедиций под пытками погибло около ста тысяч человек.

В заслугу Феодоре следует отнести хорошее управление финансами империи. Когда она отошла от дел управления, государственная казна была наполнена, потому как она не любила роскошь и лишние траты.

Историки отмечают, что фактическая власть в империи в период регентства Феодоры принадлежала высшему чиновнику царской канцелярии логофету Феоктисту, имевшему огромное влияние на Феодору. Феодора даже думала выйти за него замуж или выдать одну из своих дочерей, а чтобы освободить ему дорогу к полной власти была готова по примеру тоже прославленной в лике святых императрицы Ирины ослепить своего сына.

В 856 году сын Феодоры Михаил, которому было 16 лет, по наущению брата Феодоры Варды, оказывавшего сильное влияние на молодого императора, приказал убить логофета Феоктиста. Феодора прокляла Варду и официально оставила регентство, передав всю власть сыну. Вскоре Феодора по приказу своих братьев и сына-императора была насильно пострижена в монахини и заключена в константинопольском дворце Кариан. Там она пробыла какое-то время под надзором Варды. Затем, проведя 8 лет в обители святой Евфросинии в подвигах и чтении божественных книг, мирно скончалась около 867 года. Мощи святой Феодоры в 1460 году были перенесены на Корфу, где и хранятся по настоящее время в кафедральном соборе.

Братья и сестры, это житие дает нам достаточно пищи для размышлений, заставляет нас без прикрас посмотреть на историю Церкви и общества, на отношения между людьми и власть имущими. Нам нужно поблагодарить Господа за то, что мы живем в такое мирное и человечное время.

Святая праведная Феодоро, моли Бога о нас!

Чтение апостола, 57

Первое послание к Коринфянам (глава 6, стихи: 12-20)

ратия!> Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною. Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела. Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею. Разве не знаете, что тела́ ваши суть члены Христовы? Итак, отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: «два будут одна плоть». А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом. Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела. Не знаете ли, что тела́ ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии.
Евангелие дня, 57

Святое Евангелие от Луки (глава 15, стихи: 11-32)

казал Господь притчу сию:> у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: «отче! дай мне следующую мне часть имения». И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожка́ми, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: «сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих». Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: «отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим». А отец сказал рабам своим: «принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся». И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и, возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: «что это такое?» Он сказал ему: «брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым». Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: «вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка». Он же сказал ему: «сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв, и ожил, пропадал, и нашелся».
(Св. Евангелие от Луки 15:11-32)

Толкование Евангелия, 57

Свт. Григорий Палама

и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение

«Приступив же, юнейший рече отцу» – действительно «юнейший» (т.е. несерьезный, незрелый), потому что он представил требование юношеское (несерьезное) и полное безрассудства; так и грех, замышляемый кем-либо, рождая отступление (от Бога), является более новым по происхождению и более поздним рождением злого нашего произволения; а добродетель – первородна, от вечности сущая в Боге, вложенная же в наши души от начала от Бога, как следствие благодати. И приступив, говорится, младший сын сказал отцу: «Даждь ми достойную часть имения». Вот какое безрассудство: не припал коленопреклоненно, не попросил, но просто «сказал», и не только это, но как бы долг требует от Того, Который всем туне дает. «Дай мне полагающуюся мне часть имения, по закону и по справедливости принадлежащую мне мою долю». И какой это закон и как может быть справедливым, чтобы отцы были должниками детей?! Напротив, конечно, сама природа явила, что дети должники отцам, как приявшие от них жизнь. Но и это его поведение показывает незрелость его мышления.

Что же сделал Посылающий дождь на праведных и неправедных и Заповедующий солнцу светить на дурных и добрых? – Он разделил им, говорится, средства к жизни. Видишь ли, что ни в чем не испытывает недостатка Сей Человек и Отец? – Ибо иной не разделил бы только на двоих и не только на две части, но третью часть средств к жизни сохранил бы и для себя. Но Он, как Бог, как и говорит Пророк Давид, не нуждающийся в наших благах (Пс.15:2), только этим двум сыновьям, говорится, разделил имущество, т.е. весь мир: ибо как одно естество разделяется различной настроенностью, так и единый мир – различным использованием. Так, один говорит Богу: «Весь день воздех к Тебе руце мои» (Пс.87:10); и – «Седмерицею днем хвалих Тя» (Пс.118:164); и – «Полунощи востах исповедатися Тебе» (Пс.118:62); и – «Воззвах внегда скорбети ми» (Пс.119:1); и – «Уповах на словеса Твоя» (Пс.118:42); и – «Во утрия избивах вся грешныя земли» (Пс.100:8), – отсекал все стремления плоти, движимые к услаждению. А другой проводит день в пьянстве и ищет где будет выпивка, и проводит ночь в недостойных и беззаконных делах, и спешит к устроению скрытых западней или же явного злого умысла и на похищение денег и на дурные замыслы. Итак, разве не разделили эти (два вышеприведенных типа людей) одну ночь и одно солнце, а прежде сего собственное естество, пользуясь одним и тем же совершенно по-разному. Бог же равно разделил всем всю тварь, предложив в употребление по воле каждого.

 

Проповедь пастырей, 57

ИЗ ПРОПОВЕДИ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

Протоиерей Димитрий Смирнов

… Почему Крест Господень имеет такую ужасающую силу для всей бесовской, демонской рати? Почему, когда нас осаждают какие-то по­мыслы, навязчивые мысли, идеи или еще какие-нибудь искушения, достаточно спокойно, с верою осенить себя крестным знамением — и наш ум освобождается, дьявол отходит? Потому что Крест напоминает сатане и его приспешникам о величайшей силе смирения Божества. Дьявол отпал от Бога гордостью. Господь победил дьявола Своим смирением. Смирение невыносимо для сатаны, поэтому ему невыносим и вид Креста — этого величайшего проявления смирения Господа нашего Иисуса Христа. Ведь Он был Богом, одного слова Его было бы достаточно, чтобы эта земля исчезла и возникла новая; другого слова — чтобы возник новый Адам, новый чело­век, и всю историю Вселенной можно было начать сначала. Но Господь из Вседержителя стал человеком, маленьким ребеночком родился в мир, был гоним, непонимаем, был предан, оплеван, избит, убит, наконец. Какое величайшее смирение! Какой Он показывает нам путь! Какое указывает спасительное средство для победы над дьяволом! Если мы смиряемся, то это путь на Голгофу, это путь к совознесению нашему на небо и путь совоскресения со Христом. И тем, что Церковь выкладывает Крест посредине храма и поднимает его на купола, что Церковь благословляет нам крест носить на шее, что мы осеняем себя знамением креста, — всем этим Господь помогает нам эту истину крестную, эту тайну христианства усвоить глубоко и прочно: что нет другого пути на небо, кроме смирения и добровольного принятия страданий.

37, красный

На главную страницу сайта