Духовное чтение на 25 февраля 2019 года

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Перед Вами календарь духовного чтения, посвященный 25 февраля 2019 года. На его страницах Вы можете подкрепиться следующей духовной пищей:

• Жития святых – Святитель Московский Алексий, всея России чудотворец;
• Чтение Апостола – Первое послание Иоанна (глава 2, стихи 18-29; глава 3, стихи 1-10);
• Евангелие дня – Святое Евангелие от Марка (глава 11, стихи 1-11);
• Проповедь пастырей – Из поучений протоиерея Димитрия Смирнова.

Жития святых, 51

Святитель Московский Алексий, всея России чудотворец

Дорогие братья и сестры! Сегодня мы вспоминаем одного из самых ярких святителей Руси. Святитель Алексий происходил из боярского рода Черниговского княжества и назывался в мире Елевферием. Он родился около 1300 года и с малых лет был отдан учиться грамоте. На двенадцатом году жизни случилось так, что когда Елевферий раскинул сети для ловли птиц, незаметно для самого себя задремал и вдруг явственно услышал голос: «Алексий! Что напрасно трудишься? Ты будешь ловить людей». С этих пор отрок стал задумчив, молчалив, оставил детские игры и охотнее начал читать божественные книги. Наклонность к душеспасительному чтению и молитве росла в нем с каждым годом, и скоро самым пламенным желанием его стало вступить в монастырь, чтобы совершенно посвятить себя Богу. И в 1320 году он вступил в Богоявленский монастырь в Москве и тогда же был пострижен с именем Алексий. Двадцать лет пробыл Алексий в Богоявленском монастыре, изнуряя себя постом и молитвой, изучая Святое Писание, совершенствуясь и возвышаясь в духовной жизни. Митрополит Киевский Феогност любил Алексия и по временам вызывал его к себе для духовных бесед. Впоследствии митрополит, оценив его добродетели и высокие дарования, приблизил Алексия к себе, поручив ему управление судебными делами Церкви. При таком отношении к святителю-греку у Алексия появилась необходимость знать греческий язык, разговорный и письменный. Двенадцать лет отправлял он судейскую должность.

В конце 1352 года владыка Феогност посвятил Алексия во епископа Владимирского. Митрополит и великий князь Иоанн Иоаннович на общем совещании положили быть блаженному Алексию преемником Феогноста на митрополичьей кафедре. Об этом избрании было тогда же написано в Константинополь с просьбой «не поставлять никого другого в митрополита России, как преподобного Алексия, который много лет был наместником и жизни весьма добродетельной».

Сделавшись в 1354 году митрополитом, святой Алексий стал с неутомимой ревностью заниматься церковными делами. За почти четверть века возглавления Русской Церкви святитель Алексий поставил 21 епископа. В бытность митрополитом он всемерно способствовал распространению и упрочению на Руси общежительного монашества. Регулярно общался с преподобным Сергием и даже хотел видеть его своим преемником на кафедре, но тот смиренно отказался. С именем святителя Алексия связано создание и возобновление ряда обителей в Москве и в Митрополичьей области. Кроме Спасо-Андроникова, Чудова и Симонова монастыря, по его благословению был основан Введенский Владычный в Серпухове монастырь, возобновлены древние, но пришедшие в упадок монастыри – Цареконстантиновский под Владимиром и нижегородский Благовещенский.

Святитель Алексий много трудился для умиротворения смут и междоусобиц, налаживал отношения с ордынскими ханами. Так однажды жена хана Джанибека Тайдула впала в тяжкую болезнь и ослепла. Она решилась обратиться к святителю Алексию, о котором слышала как о святом муже. Святитель начал готовиться в путь, в Орду. В соборном храме со всем клиром совершил молебствие перед иконой Богоматери и потом перед ракой святителя Петра. Во время молебна внезапно перед глазами всех сама собой зажглась свеча при гробе чудотворца Петра. Утешенный Алексий взял ее вместе с освященной водой для совершения нового молебна в Орде. Святитель помолился над болящей с чудотворной свечой, окропил ее святой водой, и Тайдула стала видеть. Признательный хан дал святителю в качестве почести перстень, а Тайдула много потом ходатайствовала за Русь. И это была не единственная опасная поездка святителя в Орду. Лояльно относясь к верховной власти мусульманских правителей, он в то же время последовательно проводил политику, направленную на создание союза русских княжеств, могущего противостоять заметно ослабевшей во второй половине XIV века Орде.

Когда в 1359 году скончался великий князь Иоанн, на плечи святителя пала опека над несовершеннолетним князем Димитрием (будущим Донским), и несколько лет он был гражданским и духовным руководителем Руси. Своим умом и обширным образованием, настойчивостью и твердостью характера, благочестивой и строгой жизнью святой Алексий приобрел себе всеобщее уважение. О значительной роли святителя Алексия в общерусской политической жизни свидетельствует возникновение с его времени практики скрепления митрополичьей печатью межгосударственных соглашений. Выступал он и гарантом межкняжеских отношений московского правящего дома.

Ревностно заботясь о благочестии всей своей паствы и поучая ее исполнению христианских обязанностей, святитель возвышал Москву как центр православия и единения Руси. Святитель Алексий достиг глубокой старости – 78 лет и окончил земное течение своей жизни 12 февраля 1378 года. Он завещал положить тело его в Чудовом монастыре. Целебные мощи его были открыты спустя 50 лет после его кончины.

Братья и сестры, житие святителя Алексия представляет собой одну из самых светлых страниц истории Русской Церкви. Именно трудами таких святителей, как митрополит Алексий наша Родина приобрела себе высокое наименование «Святая Русь».

Святителю отче Алексие, моли Бога о нас!

Чтение Апостола, 51

Первое послание Иоанна (глава 2, стихи 18-29; глава 3, стихи 1-10)

Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаём из того, что последнее время. Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши. Впрочем, вы имеете помазание от Святого и знаете всё. Я написал вам не потому, чтобы вы не знали истины, но потому, что вы знаете ее, равно как и то́, что всякая ложь не от истины. Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына. Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца. Итак, что вы слышали от начала, то и да пребывает в вас; если пребудет в вас то, что вы слышали от начала, то и вы пребудете в Сыне и в Отце. Обетование же, которое Он обещал нам, есть жизнь вечная. Это я написал вам об обольщающих вас. Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то чему оно научило вас, в том пребывайте. Итак, дети, пребывайте в Нем, чтобы, когда Он явится, иметь нам дерзновение и не постыдиться пред Ним в пришествие Его. Если вы знаете, что Он праведник, знайте и то́, что всякий, делающий правду, рожден от Него. 3. Смотри́те, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими. Мир потому не знает нас, что не познал Его. Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что́ будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его как Он есть. И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист. Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие. И вы знаете, что Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха. Всякий, пребывающий в Нем, не согрешает; всякий согрешающий не видел Его и не познал Его. Дети! да не обольщает вас никто. Кто делает правду, тот праведен, подобно как Он праведен. Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего‐то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола. Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога. Дети Божии и дети диавола узнаю́тся так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего.

Евангелие дня, 51

Святое Евангелие от Марка (глава 11, стихи 1-11)

Когда приблизились к Иерусалиму, к Виффагии и Вифании, к горе Елеонской, Иисус посылает двух из учеников Своих и говорит им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; входя в него, тотчас найдете привязанного молодого осла, на которого никто из людей не садился; отвязав его, приведите. И если кто скажет вам: «что вы это делаете?» — отвечайте, что он надобен Господу; и тотчас пошлет его сюда. Они пошли, и нашли молодого осла, привязанного у ворот на улице, и отвязали его. И некоторые из стоявших там говорили им: что делаете? зачем отвязываете осленка? Они отвечали им, как повелел Иисус; и те отпустили их. И привели осленка к Иисусу, и возложили на него одежды свои; Иисус сел на него. Многие же постилали одежды свои по дороге; а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге. И предшествовавшие и сопровождавшие восклицали: осанна! благословен Грядущий во имя Господне! Благословенно грядущее во имя Господа царство отца нашего Давида! осанна в вышних! И вошел Иисус в Иерусалим и в храм; и, осмотрев всё, как время уже было позднее, вышел в Вифанию с Двенадцатью.

Проповедь пастырей 51

ИЗ ПРОПОВЕДИ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

Протоиерей Димитрий Смирнов

… Евангелие проповедано по всей земле, и одни принима­ют его, другие частично принимают, третьи остаются равнодушны, а четвертые ненавидят все, что связано с Евангелием. И это зависит не от воспитания, а от того, к чему устремляется сердце человеческое. Каждый человек постоянно находится в духовной борьбе, если эта борьба есть, конечно. Потому что можно и вообще не бороться, просто плыть и плыть, куда принесет волна. А куда принесет? Как всегда — в водоворот, в омут, никуда в другое место принести просто не может. Поэтому нужно обязательно грести, и обязательно против течения. И кажется, что это как бы и невозможно, потому что весь мир против. Но это все-таки только кажется, потому что сильнее Бога нет никого и нет ничего.

35

Духовное чтение на 25 февраля 2019 года

Духовное чтение на 25 февраля 2019 года