Семейный календарь на 25 февраля 2019

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Перед Вами 69-й выпуск ежедневного семейного мультимедийного календаря, который содержит публикации следующих рубрик:

• Поучительная притча о справедливом возмездии;
• Фотография дня – Фотоснимки Антарктиды;
• Вопрос священнику – Почему Христос называл себя Сыном Человеческим?
• Страничка истории – Глава посвященная тяжелым временам — “Опричнина”;
• Душевная песня – «На мосту», в исполнении Светланы Копыловой.

Поучительная притча 31

СПРАВЕДЛИВОЕ ВОЗМЕЗДИЕ

Некий благочестивый царь был чадолюбив и набожен, и умерен в еде и удовольствиях, но не знал меры в бережливости, и скаредность его была притчей во языцех. И случилась в царствование его война с диким и лютым народом, пришедшим убивать и насиловать, грабить и жечь. И по небрежению и трусости военачальника царского, сбежавшего от войска, многие пали в битве с врагами и двенадцать тысяч христолюбивых воинов преданы были в плен. Тогда разграбили враги дома христиан, и осквернили храмы и выбросили в грязь святые мощи!..

Царь и мудрец

Но постигла нечестивых кара Господня: мор пришел в шатры их стана, и многие погибли в муках и в числе их семь сыновей воеводы язычников. Устрашился вражеский владыка и заключил мир с царем христиан, и предложил ему выкупить пленных воинов христианских по золотой монете за каждого, но отверг царь предложенное ему. И за полцены предлагал выкупить пленных язычник, и за четверть цены, но в сердце царя уступило милосердие скупости. Тогда предали смерти всех пленных враги, и ушли в свои земли.

Между тем царь, одумался и восскорбел, ибо знал он, что от Бога ничто не укроется, но всякому воздает Он по делам его. И разослал царь во все храмы и святые монастыри царства своего золото, воск и ладан, и просил молитв о себе пред Господом.

И однажды после горячей молитвы случилось видение царю, что стоял он на багряном амвоне пред иконой Спасителя на медных вратах дворца, и множество народа окружало его. От иконы раздался глас Божий, вопрошавший царя:

— В какой жизни желаешь возмездия?

И смиренно просил царь Господа наказать его в земной жизни. И принял Господь покаяние царя, но присудил ему потерять и царство, и семя свое, и жизнь с позором. И случился бунт в войске, и оставили царя его вельможи, и был схвачен он врагами со всей семьей своей. И на морском берегу казнили мечом пятерых сыновей царя на глазах его, но славил он Господа и говорил:

— Праведен Ты Господи, и справедлив суд Твой!

Затем и ему отрубил голову палач. И поражены были силой духа и мужеством царя свидетели смерти его и поведали о том народу христианскому, и молились христиане за упокоение души его, и простили ему.

Фотография дня 31

Дорогие друзья, сегодня мы посмотрим с Вами фотографии самого холодного места на земле — Антарктиды.

Антарктида была открыта нашими соотечественниками, русскими мореплавателями Ф. Ф. Беллинсгаузеном и М. П. Лазаревым в 1820 году, в ходе кругосветной антарктической экспедиции. Первооткрыватели назвали обнаруженную землю «льдинный материк».

Антарктида — самый высокий континент Земли, средняя высота поверхности континента над уровнем моря составляет более 2000 м, а в центре континента достигает 4000 метров. Большую часть этой высоты составляет постоянный ледниковый покров континента, под которым скрыт континентальный рельеф и лишь 0,3 % (около 40 тыс. км²) её площади свободны ото льда.

Полностью сухопутные млекопитающие в Антарктиде отсутствуют. Есть только полуводные животные: пингвины, тюлени, морские котики и др.

Вопрос священнику 31

ПОЧЕМУ ХРИСТОС НАЗЫВАЛ СЕБЯ СЫНОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ?

Дорогие братья и сестры, перед Вами ответ священника Александра Мартыненко на вопрос о том, почему в Евангелии Иисус Христос называет себя Сыном Человеческим, будучи Сыном Божиим?

— Иисус Христос – Сын Божий и Сын Человеческий. «Бог воплотися от чистых кровей твоих», – говорим мы в молитве к Богородице.

Господь Иисус Христос

Боговоплощение – это центральный момент для нашего спасения. Сам, своими силами, человек спастись не может, для этого нужна помощь Бога.

Господь избрал непостижимый, таинственный путь нашего спасения: Он родился человеком, с человеческим телом и душой. Он испытывал голод, жажду, усталость, боль, скорбь. Он плакал, когда умер Его друг Лазарь, и смертельно скорбел в Гефсиманском саду перед арестом.

Святой Иоанн Дамаскин пишет, что в Гефсимании Иисус Христос молился, чтобы избежать смерти, потому что воля человеческая в нем отказывалась принять смерть, но воля Божественная желала, чтобы человеческая воля смирилась, добровольно подчинила себя воле Божией, и это произошло. Христос – человек во всем, кроме греха.

И в тоже время, Он – Всемогущий Господь. Для чего Богу понадобилось воплощение? Чтобы пройти человеческую судьбу – от рождения до смерти. Чтобы отдать себя в жертву за наши грехи, пережить издевательства и муки, предсмертную тоску, погибнуть, сойти в ад и разрушить всевластие смерти, которое существовало до Воскресения Христова».

Страничка истории, 31

Дорогие друзья, перед Вами страничка истории, рассказывающая о том, откуда появилось опричнина, принесшая столько бед и горести нашей стране.

ОПРИЧНИНА
По материалам книги “Загадки истории”

Уже не первый век спорят отечественные и зарубежные историки, почему же так ненавидел русский царь Иоанн IV, больше известный как Иван Грозный, боярскую аристократию, наиболее образованное, богатое и влиятельное сословие на Руси. Понятно, что стремление Грозного к единоличной, ничем не стесняемой власти, не могло не встретить глухого сопротивления знати.

Многие московские бояре, чьи деды и прадеды сами были полноправными правителями обширных и богатых княжеств, считали себя родовитее «московских выскочек», а обширные вотчины давали возможность не слишком зависеть от великокняжеской милости, держать себя гордо и независимо. Сам Иван Грозный объяснял неприязнь к боярам их непокорностью, мздоимством и склонностью к измене.

Иван рано лишился родителей и, по его словам, рос во дворце одинокий, заброшенный опекунами и высокопоставленными слугами, занятыми лишь интригами и сведением счетов. Ясно лишь одно: через всю свою жизнь пронес Иван Грозный неприязнь к древним княжеским родам, и эта неприязнь оказала огромное влияние на всю историю русского государства.

Опричники, Иван Грозный

К 1564 году общее положение русского государства было довольно безрадостным. Кровопролитные войны, длящиеся без перерыва и без особого успеха уже без малого двадцать лет, постоянно повышающиеся налоги, обезлюдившие хозяйства — все это заставляло Ивана всерьез опасаться за прочность своего трона. Основания для этого у него были.

Дело в том, что еще отец Грозного формально был не царем, а великим князем. Этот титул в европейской иерархии стоял значительно ниже царского, и поэтому дед Ивана Грозного, Иван III, и его отец, Василий III, уже будучи полноправными повелителями Великого княжества Московского, могучего, огромного, единого и независимого государства, так и не рискнули принять царский титул, опасаясь трений с соседними странами. И лишь окружение Ивана IV настояло на том, чтобы 16-летний великий князь был помазан на царство.

Простой народ, а тем более родовитые бояре, которые по старинным русским обычаям могли считать себя по происхождению равными, а то и старшими новому самодержцу, еще не привыкли считать новую власть богоданной, и царский авторитет еще не был таким непререкаемым, каким стал впоследствии. Реальная власть боярской думы была еще очень велика, и Иван Грозный должен был с ней считаться. Чтобы лишить родовую аристократию властных амбиций и экономического могущества, Иван и его советники придумали сложный план.

В декабре 1564 года Иван вместе с семьей, советниками, слугами, главными московскими святынями, государственной казной и войском покинул Москву и обосновался в подмосковной Александровской слободе. Отсюда он известил удивленной и напуганной всеми этими событиями стране, о своем намерении отречься от престола, так как награжден, по грехам своим, слишком недостойными и коварными подданными. В своем послании царь особенно сделал упор на то, что недоволен именно боярами, расхитившими казну и замышлявшими измену, а на простой народ у него «гневу и опалы никоторые нет».

Дело было сделано так умело, что прими боярская дума царское отречение, что было вполне возможно, в Москве мог начаться большой мятеж, направленный против боярской аристократии. Дума не решилась на открытое выступление против Грозного. Напротив, в Александровскую слободу была послана представительная депутация, которая слезно молила о прощении и разрешала царю править по своему разумению, не советуясь ни с кем.

В середине февраля 1565 года Грозный покинул Александровскую слободу, вернулся в Москву и представил боярской думе свой план государственного устройства. По этому плану российское государство делилось на две половины: «опришнину» и «земщину».

Опричнина должна была стать как бы государством в государстве, в полной власти Грозного, со своим двором, администрацией и войском, земщина же, оставаясь формально под управлением бояр, конечно же, так же подчинялась Ивану IV.

В опричнину по замыслу царя вошли те русские земли, где были сконцентрированы вотчины древнейших боярских родов, представителей которых Иван и опасался, как претендентов на престол. Бояре со своими ближайшими родственниками переселялись из опричнины в самые глухие уголки земщины. Те поместья, которые опальные бояре получали на новом месте, не шли ни в какое сравнение с их старинными вотчинами, богатыми и обустроенными. Освободившиеся в опричнине поместья Грозный раздавал за службу своим самым верным слугам.

Это разделение государства сохранялось до 1572 года, и, хотя могущество боярства действительно было в значительной степени подорвано, последствия для страны были поистине катастрофическими.

Подорваны оказались экономика, управление, судебная система, военное устройство. В конечном счете, именно в опричнине следует искать корни Смутного времени, до которого оставалось менее 30 лет…

Душевная песня 31

Дорогие братья и сестры, сегодня мы с Вами послушаем одну интересную и весьма поучительную историю, переложенную на стихи (и песню) Светланой Копыловой, в которой повествуется о том, как одна женщина, услышав спасительные и поучительные слова из уст писателя, последовала его совету, и обрела большое счастье!

Мост, мужчина

НА МОСТУ

Он стоял на средине моста,
И решимость в глазах его зрела,
И была не страшна высота –
На земле ему всё надоело.
И, хоть был он совсем молодой, –
Смысла жизни не видел ни в чём он.
Здесь решил он покончить с собой
И порвать с этой жизнью никчёмной.

Он на воду смотрел с высоты,
И невольно сутулились плечи…
Он сжигал на мосту все мосты,
Как послышалось вдруг: «Добрый вечер».
От внезапности вздрогнув такой,
Обернулся он в то же мгновенье:
Незнакомец стоял за спиной
И просил его дать ему денег.

Растерявшись, с готовностью стал
Он карманы ощупывать тут же,
И, найдя свой бумажник, отдал –
Ведь теперь он ему был не нужен.
Только тот начал вдруг не без слёз
Говорить о каких-то сиротках
И просить, чтоб он деньги отнёс,
Здесь, поблизости, через дорогу.

И готовый минуту назад
С этой жизнью навеки проститься,
Он, поймав умоляющий взгляд,
Сам не понял, как вдруг согласился.
Он, конечно, вернётся потом,
Но сперва отнесёт эти деньги
Тем, кому за последней чертой
Это будет, быть может, спасеньем.

Шёл с моста он, не чувствуя ног,
Стала влажной ладонь отчего-то,
Что сжимала газетный клочок,
На котором был адрес сироток.
И чем дальше он был от моста,
Тем прямей становился как будто…
Он уже не вернётся сюда,
Потому что он нужен кому-то.

35

На этом, дорогие братья и сестры, мы заканчиваем сегодняшний выпуск семейного календаря с пожеланием Вам помощи Божией и Ангела Хранителя!

На главную страницу сайта