Духовное чтение на 27 февраля 2019 годаМир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Перед Вами календарь духовного чтения, посвященный 27 февраля 2019 года, состоящий из следующих духовных и молитвенных рубрик:

• Жития святых – Преподобный Исаакий, затворник Печерский;
• Чтение Апостола – Первое послание Иоанна (глава 3, стихи 21-24; глава 4, стихи 1-6);
• Евангелие дня – Святое Евангелие от Марка (глава 14, стихи 43-72; глава 15, стих 1);
• Толкование Евангелия — Сщмч. Григорий (Лебедев);
• Проповедь пастырей – Из наставлений протоиерея Димитрия Смирнова.

Жития святых 53

Преподобный Исаакий, затворник Печерский

Дорогие братья и сестры! Сегодня одно из житий снова погружает нас в страшную и жуткую тему духовной прелести. Эта тема никогда не перестанет быть актуальной, и, глядя на пример наших святых, мы должны сторониться тех опасных духовных областей жизни, что могут затянуть нас в прелесть. Что это за области? Это не только гадание, экстрасенсорика, эзотерика и подобное, это еще и чрезмерный пост, непосильное молитвенное правило, неразумное подражание монашеским подвигам, зацикленность на самом себе и своих грехах в ущерб ближним.

Вот как начинает повествование о святом Исаакии святитель Димитрий Ростовский: «Человеку не возможно избежать искушений; если искуситель дерзнул приступить в пустыне к Самому Господу, то тем более дерзает он искушать раба Господня; но подобно тому, как золото, очищенное огнем, светится перед людьми как солнце, так и человек, искушенный напастями врага, преданного вечному огню, просветится пред Богом своими добрыми делами, как яркое дневное светило. Сия истина ясно сказалась на преподобном отце нашем Исаакии, затворнике Печерском». Преподобный Исаакий, живя в начале XII века в миру, был богатым купцом Псковской губернии. Когда же настала удобная пора, он, раздав имение свое нищим, пришел к преподобному Антонию Киево-Печерскому и просил принять его в число иноков. Преподобный Антоний его принял и постриг с именем Исаакия. И вот Исаакий, возлюбив иноческие подвиги, начал вести самую суровую жизнь. Он затворился в тесной пещере, размер которой был всего около двух метров, и там со слезами молился Богу. Пищей для Исаакия была просфора, которую он употреблял только через день; жажду свою он утолял водою, и то лишь в небольшом количестве. И просфору, и воду приносил ему преподобный Антоний, подавая чрез столь узкое оконце, что в нем могла поместиться одна только рука. Преподобный Исаакий, кроме того, никогда не ложился на одре, но сидя подкреплял свои ослабевшие силы кратковременным сном. Так прожил он семь лет, ни разу не выходя из своей тесной келлии.

Однажды сидел он, отдыхая при наступлении вечера, свеча в его келлии уже погасла. И вот внезапно пещеру озарил яркий свет –  два демона, принявшие вид прекрасных юношей, подошли к преподобному и сказали ему:

– Исаакий! Мы Ангелы, и вот грядет к тебе Христос с Небесными Силами.

Поднявшись, Исаакий увидел множество молодых юношей, светлых, как Ангелы. Бесы снова сказали Исаакию, указывая на одного из них:

– Вот грядет Христос. Поклонись ему.

Не поняв бесовской хитрости и забыв оградить себя знамением креста, преподобный Исаакий поклонился указанному бесу как бы Христу. Тогда бесы подняли крик: «Исаакий! Ты теперь наш!» Затем они сели около него. Вся келлия наполнилась бесами. Один из них, мнимый Христос, сказал: «Возьмите гусли, тимпаны, бубны и играйте на них, Исаакий же пусть попляшет пред нами». Бесы исполнили его приказание. Исаакий был увлечен ими в танец, продолжавшийся долгое время. Надругавшись над подвижником и оставив его едва живым, бесы исчезли. На другой день, когда настало время для вкушения пищи, преподобный Антоний подошел к келлии Исаакия и сотворил по монашескому обыкновению молитву. Но ответа на это не последовало. Антоний подумал, что преподобный Исаакий уже преставился, и послал в монастырь за братией. Раскопали пещеру и вынесли оттуда Исаакия. Он, однако, был еще жив. Преподобный Феодосий, бывший тогда игуменом Киево-Печерской обители, сказал: «Поистине, это дело бесов».

За Исаакием начал ухаживать преподобный Антоний, а когда он удалился к Черниговскому князю Святославу, то смотреть за больным Исаакием решил преподобный Феодосий. Исаакий был совершенно расслаблен: он не мог ни встать, ни сесть, а лежал постоянно на одном боку. Сам преподобный Феодосий омывал и оправлял его, служа ему таким образом два года. Феодосий непрестанно молился за Исаакия, и на третьем году болезни последний начал говорить, слышать и даже ходить.

Совершенно поправившись, преподобный Исаакий решил оставить затворничество и трудиться в монастыре. Он облекся во власяницу и толстую грубую верхнюю одежду, помогал поварам, работал за братию. Это было уже при игумене Стефане. Не желая славы от людей, Исаакий начал даже юродствовать, часто оскорблял игумена и братию, так что не раз был даже бит ими. Но он все претерпевал с радостью – и побои, и наготу, и холод.

Бесы больше не осмеливались нападать на Исаакия, так как потеряли всякую власть над ним. Когда они являлись к нему, то он встречал их насмешливо, говорил, что не боится, так как надеется на силу Господа Иисуса Христа и молитвы преподобных отцов Антония и Феодосия. При сем он обыкновенно знаменовал себя крестным знамением и прогонял их. Последние годы своей жизни преподобный Исаакий вел жизнь самую суровую, усилил пост и воздержание, непрестанно горел духом, возносился всем своим существом к Богу. После своего выздоровления преподобный Исаакий прожил еще 20 лет. Когда наступило время его блаженной кончины, его перенесли из пещеры в монастырь; здесь на восьмой день своей болезни он и скончался. Это было около 1190 года. Игумен с братией погребли его с честью в пещере, где покоились и другие святые отцы.

Братья и сестры, лучше придерживаться старой доброй поговорки – тише едешь, дальше будешь. Любой несоразмерный подвиг для нашей гордыни как стакан бензина, вылитый в огонь. Особенно это актуально в преддверии Великого поста. Далеко не у каждого из нас есть такие молитвенники, как преподобные Антоний и Феодосий, что смогут вымолить нас, в случае чего, из состояния бесовской прелести. Так что будем бдительны и осторожны в духовной жизни.

Преподобне отче Исаакие, моли Бога о нас!

Чтение Апостола, 53

Первое послание Иоанна (глава 3, стихи 21-24; глава 4, стихи 1-6)

Возлюбленные! если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу, и, чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним. А заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа и любили друг друга, как Он заповедал нам. И кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем, и Он в том. А что Он пребывает в нас, узнаём по духу, который Он дал нам. 4. Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. Духа Божия [и духа заблуждения] узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире. Дети! вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире. Они от мира, потому и говорят по‐мирски, и мир слушает их. Мы от Бога; знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас. По сему‐то узнаём духа истины и духа заблуждения.

Евангелие дня 53

Святое Евангелие от Марка (глава 14, стихи 43-72; глава 15, стих 1)

И тотчас, как Он <Иисус> еще говорил, приходит Иуда, один из Двенадцати, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и книжников и старейшин. Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его и ведите осторожно. И, придя, тотчас подошел к Нему и говорит: Равви́! Равви́! и поцеловал Его. А они возложили на Него руки свои и взяли Его. Один же из стоявших тут извлек меч, ударил раба первосвященникова и отсек ему ухо. Тогда Иисус сказал им: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня. Каждый день бывал Я с вами в храме и учил, и вы не брали Меня. Но да сбудутся Писания. Тогда, оставив Его, все бежали. Один юноша, завернувшись по нагому телу в покрывало, следовал за Ним; и воины схватили его. Но он, оставив покрывало, нагой убежал от них. И привели Иисуса к первосвященнику; и собрались к нему все первосвященники и старейшины и книжники. Петр издали следовал за Ним, даже внутрь двора первосвященникова; и сидел со служителями, и грелся у огня. Первосвященники же и весь синедрион искали свидетельства на Иисуса, чтобы предать Его смерти; и не находили. Ибо многие лжесвидетельствовали на Него, но свидетельства сии не были достаточны. И некоторые, встав, лжесвидетельствовали против Него и говорили: мы слышали, как Он говорил: «Я разрушу храм сей рукотворенный, и через три дня воздвигну другой, нерукотворенный». Но и такое свидетельство их не было достаточно. Тогда первосвященник стал посреди и спросил Иисуса: что́ Ты ничего не отвечаешь? что́ они против Тебя свидетельствуют? Но Он молчал и не отвечал ничего. Опять первосвященник спросил Его и сказал Ему: Ты ли Христос, Сын Благословенного? Иисус сказал: Я, и вы у́зрите Сына Человеческого, сидящего одесную Силы и грядущего на облаках небесных. Тогда первосвященник, разодрав одежды свои, сказал: на что еще нам свидетелей? Вы слышали богохульство; как вам кажется? Они же все признали Его повинным смерти. И некоторые начали плевать на Него и, закрывая Ему лицо, ударять Его и говорить Ему: прореки. И слуги били Его по ланитам. Когда Петр был на дворе внизу, пришла одна из служанок первосвященника и, увидев Петра, греющегося, и всмотревшись в него, сказала: и ты был с Иисусом Назарянином. Но он отрекся, сказав: не знаю и не понимаю, что ты говоришь. И вышел вон на передний двор; и запел петух. Служанка, увидев его опять, начала говорить стоявшим тут: этот из них. Он опять отрекся. Спустя немного, стоявшие тут опять стали говорить Петру: точно ты из них; ибо ты Галилеянин, и наречие твое сходно. Он же начал клясться и божиться: не знаю Человека Сего, о Котором говорите. Тогда петух запел во второй раз. И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: «прежде нежели петух пропоет дважды, трижды отречешься от Меня»; и начал плакать. 15. Немедленно поутру первосвященники со старейшинами и книжниками и весь синедрион составили совещание и, связав Иисуса, отвели и предали Пилату.

Духовное чтение на 27 февраля 2019 года

Сщмч. Григорий (Лебедев)

Ст. 43, 48-49 И тотчас, как Он (Господь) еще говорил, приходит Иуда, один из двенадцати, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и книжников и старейшин… Тогда Иисус сказал им: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня. Каждый день бывал Я с вами в храме и учил; и вы не брали Меня. Но да сбудутся Писания

Зло всегда ополчается на подвижника внешним давлением. Как бы невольно признавая идейное внутреннее превосходство добра и невозможность состязаться с ним со стороны жизненной правдивости, зло в соприкосновении с добром и в состязании с ним всегда готово прибегнуть к кольям и мечам, т.е. внешней силой доказать свое мнимое преимущество. На крестном пути мир зла встретит подвижника кольями клеветы, досаждений, насмешек, укоризн и мечами всяких внешних ограничений и нападений. И в этом нападении зла есть одна сторона, отмечаемая евангельской историей нападения на Христа. Зло как жалкий и трусливый раб, невольно признающий превосходство господина – добра, употребляет во много раз больше внешних усилий для внешнего преодоления добра, чем требуется обстановкой жизни. Ведь добро внешне не защищено и внешне беспомощно, а зло как бы трусит, волнуется перед лицом своего беспомощного противника и наращивает внешние усилия, чтобы раздавить совсем беззащитного «врага». Так было в Гефсимании. Против одного Христа, вооруженного только молитвой, против горсти Его мирно спавших учеников мир зла высылает целую толпу («множество народа»), вооруженную мечами и кольями… Какой обличительной грустью, вскрывающей внутреннюю неправду и бессилие зла, звучит упрек Христа: «Как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня». «Тем же Тебе вопием, Проданному и Свободившему нас, Господи, слава Тебе» (Великая Среда, вечерняя стихира на «Господи, воззвах»).

Наставление, 53

ИЗ ПРОПОВЕДИ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

Духовное чтение на 27 февраля 2019 года

… В любом человеке заложено стремление к луч­шему, это в нас от Бога. А наше — это то, что мы привнесли в нашу душу, все зло начиная с грехопа­дения Адамова и кончая теми грехами, которые мы совершили сами. И дать Христу место в нашей душе можно только вытеснив то зло, которое есть в нас, которое мы успели в душе накопить. Если в нас остался какой-то еще не задетый греховной прока­зой участок совести нашей, которая заставляет нас двигаться к добру, то этим и надо жить, это и надо в себе развивать и расширять и всю тьму постепенно выталкивать из своего сердца. Таким образом, мы дадим свободу благодати Божией действовать в на­шем сердце, а действие благодати Божией в сердце человека есть святость.
Святость не человеческого происхождения. Это дар Божий человеку за его труд, за его отвер­жение зла, за его выбор. Если человек выбирает Бога в своей жизни, то Господь его Сам очищает, и Сам спасает, и наполняет его божественной жизнью. И к этой полноте божественной жизни, дорогие братья и сестры, мы все призваны. Путь этот, конечно, трудный, потому что грех прирос к нашей душе и отдирать его нужно с кровью и с мясом. Поэтому немногим вообще хочется над собою трудиться — легче лежать в рас­слаблении. И поэтому немногие достигают Царствия Небесного.
Мы действительно должны понять всю глубину нашего падения, всю огромную разницу между нашей жизнью и жизнью святых и возгореться сердцем и устремиться к этой праведной жизни. И тогда мы достигнем, потому что Господь сказал: «Блажен­ны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся». Вот тогда — при слиянии нашей души с Духом Божиим — и произойдет то насыщение, к которому стремится каждый человек и которого он не получает в жизни мирской.
Поэтому будем стараться быть верными нашему Богу, не давать злу действовать в нас, стараться всеми силами души противостоять дьяволу. А ту немощь, которую мы естественно испытываем в нашей борьбе, будем восполнять молитвой, просить у Бога помощи, и она не замедлит быть. Господь сказал: «Сила Моя в немощи совершается».
Когда мы познаем свою немощь, ощутим себя действительно нищими духом, когда мы всю свою гордую напыщенность оставим и будем просты, как были про­сты рыбаки-апостолы, — только тогда мы сможем достичь Царствия Небесного.

Заглавие, окончание 33

Духовное чтение на 27 февраля 2019 года

Духовное чтение на 27 февраля 2019 года