Духовное чтение на 3 марта 2019 года

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Поздравляем Вас с праздником Воскресного дня!

В сегодняшнее воскресенье предлагаем Вам к духовному и молитвенному прочтению:

• Жития святых – Мученик Димитрий Волков;
• Чтение Апостола – Первое послание к Коринфянам (глава 8, стихи 8-13; глава 9, стихи 1,2);
• Евангелие дня – Святое Евангелие от Матфея (глава 25, стихи 31-46);
• Толкование Евангелия – Блж. Феофилакт Болгарский;
• Поучение – Из наставлений протоиерея Димитрия Смирнова.

Жития святых, 57

Мученик Димитрий Волков

Дорогие братья и сестры! Сегодня мы обратим наше с вами внимание на самоотверженного мирянина, решившего ценой своей жизни, во что бы то ни стало добиться открытия храма в период лютых гонений XX века. В 1939 году в городе Орехово-Зуево Московской области был закрыт один из последних в районе храмов – в честь Рождества Богородицы. Это был молодой храм, его строительство продолжалось около тридцати лет — с 1872 по 1901 год. Но недолго пришлось радоваться прихожанам службам в своем храме. Наступило время гонений на Церковь, и в 1939 году храм был закрыт. Однако верующие города не согласились с этим. По советским законам хлопотать об открытии храма могла только зарегистрированная властями двадцатка. Часть людей к этому времени уже выбыла из состава двадцатки, другая – проявила равнодушие к судьбе храма, а иные оказались и малодушны. Учитывая это, в мае 1940 года прихожане переизбрали членов двадцатки, избрав старостой Дмитрия Ивановича Волкова.

Будущий мученик Димитрий родился в 1871 году в деревне Островищи Покровского уезда Владимирской губернии в крестьянской семье. Грамоте, как и вере христианской он был научен родителями, пастырями и богослужением в храме; переехав в город Орехово-Зуево, Дмитрий работал столяром. В 1940 году Дмитрию Ивановичу исполнилось шестьдесят девять лет, он уже вышел на пенсию и все время посвящал церковным делам. Для обсуждения мер по открытию храма двадцатка стала собираться каждую субботу около двух часов дня в храме, куда в это время могли прийти помолиться и прихожане. На одном из собраний двадцатка приняла решение обратиться к председателю Орехово-Зуевского горсовета с просьбой разрешить зарегистрировать священника. Староста и представители двадцатки отправились в Москву к Местоблюстителю Патриаршего престола митрополиту Сергию с прошением, чтобы он направил в их храм священника; митрополит, за неимением других, назначил к ним жившего в Загорске протоиерея Федора Казанского, осведомителя и лжесвидетеля, принесшего много зла духовенству и верующим. Приехав на новое место служения, недостойный священства негодяй протоиерей Федор потребовал от прихода выплатить ему 500 рублей и, получив деньги, отбыл обратно в Загорск и не вернулся.

Пока верующие занимались поисками другого священника, власти под разными предлогами стали отказывать им в разрешении на открытие храма, указывая, что сначала должен быть сделан ремонт, а затем только зарегистрирован священник. Прихожане собрали три тысячи рублей, на них уплатили за бездействующий храм все налоги и сделали ремонт. После этого староста храма Димитрий со своим сподвижником Никитой Сухаревым стали обращаться в разные инстанции. Сперва к председателю горсовета, потом выше – в Мособлисполком, потом еще выше – в Верховный Совет РСФСР. В результате за активистов взялся местный отдел НКВД, чтобы добиться прекращения деятельности двадцатки. Они завербовали в секретные осведомители одного из членов двадцатки, предполагая с помощью провокаций и лжесвидетельств воспрепятствовать открытию храма. И естественно, своего они добились. Но арест Димитрия Волкова и Никиты Сухарева совпал с роковой для Отечества датой – 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война.

Враг, ненавидевший Россию, сидел и в Кремле – в виде сталинского правительства и наступал извне – в виде гитлеровской Германии. В самый день начала войны, 22 июня 1941 года, руководство Московского НКВД постановило арестовать ходоков. На следующий день староста храма Дмитрий Иванович Волков и член церковной двадцатки Никита Андреевич Сухарев были арестованы. Начались допросы. Парадокс: враг-захватчик наступает, честные люди идут на фронт, защищать родину. А что же с НКВД? В июле 1941 года немецкие войска стали стремительно продвигаться к Москве, и город был объявлен на военном положении. Следователи, ведшие дела арестованных, отбыли в глубокий тыл, в город Омск, туда же этапом вслед за ними были отправлены и подследственные. Сотрудники НКВД за хлопотами эвакуации не успели допросить в качестве свидетелей секретных осведомителей, и дело оказалось лишенным показаний свидетелей. Дмитрий Иванович и Никита Андреевич были заключены в омскую тюрьму, и с 3 сентября 1941 года круглосуточные изнурительные допросы возобновились.

4 сентября 1941 года следствие было закончено, и следователь в обвинительном заключении написал: «Учитывая, что в контрреволюционной деятельности Сухарев и Волков изобличаются оперативными материалами, которые не могут быть использованы в судебном заседании, следственное дело целесообразно направить на рассмотрение Особого Совещания при НКВД СССР».

27 декабря 1941 года Особое Совещание при НКВД приговорило Дмитрия Ивановича Волкова и Никиту Андреевича Сухарева к пяти годам ссылки в Омскую область. Несмотря на приговор к ссылке, они не были освобождены из тюрьмы. Преклонный возраст, едва переносимые условия этапа, изнурительные круглосуточные допросы, содержание в тюрьме на голодном пайке да еще во время войны, когда и солдаты недополучали достаточно продуктов, быстро приблизили их смерть. Церковный староста Дмитрий Иванович Волков скончался 4 марта 1942 года в омской тюрьме № 1 и был погребен в безвестной могиле. А его друг Никита Андреевич Сухарев скончался через четыре месяца в той же тюрьме.

Братья и сестры, нам показывают много фильмов о Великой Отечественной Войне, многое мы слышим и читаем, но одна сторона истории до сих пор остается в тени. Пока Гитлер совершал наступление на СССР, в СССР, в застенках еще мучились многие тысячи наших православных христианских исповедников. Можем ли мы забывать об этом? Можем ли мы подумать, что война просто так, без ведома Господа, внезапно воровалась в страну, отрекшуюся от Бога и Церкви, уничтожившую, расстрелявшую, замучившую от 10 до 40 миллионов своих самых лучших, честных и благородных граждан? Нет, не просто так.

Святый мучениче Димитрие, моли Бога о нас!

Чтение апостола, 57

Первое послание к Коринфянам (глава 8, стихи 8-13; глава 9, стихи 1,2)

ратия!> Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем. Берегитесь, однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных. Ибо если кто‐нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное? И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос. А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа. И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего. 9. Не Апостол ли я? Не свободен ли я? Не видел ли я Иисуса Христа, Господа нашего? Не мое ли дело вы в Господе? Если для других я не Апостол, то для вас Апостол; ибо печать моего апостольства — вы в Господе.

Евангелие дня, 57

Святое Евангелие от Матфея (глава 25, стихи 31-46)

казал Господь:> Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на Престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне». Тогда праведники скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? Когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? Когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?» И Царь скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне». Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня». Тогда и они скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?» Тогда скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне». И пойдут сии в му́ку вечную, а праведники в жизнь вечную.

Толкование Евангелия, 57

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 31-33 Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов, и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую

Так как первое пришествие Господа было не славно и сопровождалось унижением, то о втором Он говорит: «когда приидет во славе Своей». Ибо во второй раз Он придет со славою и с ангелами, служащими Ему. Прежде всего Господь отлучает святых от грешников, освобождая первых от мучения, а потом, поставив, будет говорить с ними. Овцами называет святых по кротости их и потому, что они доставляют нам плоды и пользу, как овцы, и дают волну, то есть покров божественный и духовный, а равно и молоко, то есть духовную пищу. Грешников же называет козлищами, потому что и они ходят по стремнинам; они беспорядочны и бесплодны, как козлища.

 

Проповедь пастырей, 57

ИЗ ПРОПОВЕДИ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

Протоиерей Димитрий Смирнов

… В Евангелии описывается один вечер апостольской жизни. Вскоре после воскресения Господь пришел к ученикам и сказал: «Мир вам» — произнес Свое обычное приветствие, которое на Востоке весьма распространено. Так вот незаметно, тихо вошел, чтобы их не испу­гать, осторожно. Он старался подчеркнуть обыденность Своего визита — не в ветре пришел, не в буре, не в облаке, не с тысячами ангелов, блистающих крыльями, не под трубный звук, а тихо так вошел и сказал очень просто: «Мир вам». Но они все равно смутились и испугались и подумали, что ви­дят духа. Он им дал Себя потрогать, показал: вот видите, здесь гвоздь про­шел, вот здесь гвоздь прошел, здесь Меня копием ударили. Видите, это Я? Ведь дух даже тени не отбрасывает. Это Я, распятый Иисус Христос.
Я немножко не похож на Того, Который был до распятия, потому что сей­час Мое тело воскресло, оно уже другое, но это Я. Он их пытался убедить, убедить навеки. Мы люди плотские, нам надо ощутить своей плотью, потому что свое ощущение уже запомнишь, не будешь говорить: ну это мы были в состоянии массового гипноза.
Господь даже ел перед ними, хотя, конечно, в пище никакой не нуж­дался, потому что в Царствии Небесном, как Он Сам говорил, не едят, не пьют и замуж не выходят. Там вообще жизнь духовная, там не нужны ни рыба, ни мясо, ни хлеб, ни вода. Но Он специально перед ними ел, чтобы еще раз убедить их, что Он воскрес во плоти и то, о чем в законе Моисеевом и в про­роках написано, исполнилось сию минуту: Он воскрес и им явился. И отверз им ум, сошла на них благодать Святого Духа — и они поняли Писание.
Господь ученикам сказал: «Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше». И они послушались. Он дал им заповедь: оставайтесь в Иерусалиме. Как же им было трудно это исполнить! Их Учителя и Господа распяли, народ с не­навистью кричал: «Распни, распни!» А их все знали в лицо, знали, что они Его ученики. Как же страшно было оставаться в этом городе, полном злоб­ных иудеев, которые только и хотели их растерзать! А Господь им устроил последний экзамен на мужество: оставайтесь — тогда получите Утешителя, получите то, что вам обещано. И они остались. Они поверили Ему и поэтому получили.
А мы Духа Святого не познали и не ведаем, поэтому и Христу не до­веряем. Эти слова Господни мы, конечно, читаем (некоторые по главе Еван­гелия в день прочитывают, некоторые — по две). Но что из этого надо извлечь для своей очень короткой жизни, нам как-то невдомек, никак мы не свяжем Евангелие и нашу жизнь. Поэтому и благодати Божией мы не ощущаем, поэтому так холодны и к Евангелию, холодны и друг к другу и нет у нас ни сострадания, ни любви. Нужно верить не своим страхам и своим желаниям, а тому, что, раз Господь сказал, так и будет. И тут ис­пытание нашей веры. Вот апостолы сидят в Иерусалиме, трясутся от страха, но не уходят, ждут, когда благодать Божия на них снизойдет. И дождались. Прошло время, и излилась на них благодать Святого Духа. Долго они ждали, от Пасхи до Пятидесятницы, но Господь им дал, потому что они были к этому уже подготовлены.
Вот и мы с вами уже довольно подготовлены. Сколько мы слышали слов Христа Спасителя. Все, что Христос говорил Своим апостолам, и мы уже слышали, а некоторые и не раз. Апостолы-то только одну жизнь про­жили с Господом, а мы сколько! Сколько раз мы уже встречали Его Рожде­ство! Сколько раз встречали Его Вход в Иерусалим, переживали Его крест­ное страдание, Его славное Воскресение! Нам Господь является каждое воскресенье, на всенощной мы читаем воскресное Евангелие и вновь и вновь переживаем то, что пережили апостолы. Он нам говорит: «Мир вам». Для чего? Чтобы этот мир в нас вошел, чтобы мы, наконец, Ему поверили. И тогда произойдет действительное чудо. Царствие Небесное получит только тот, кто душу свою погубит ради Евангелия, то есть отдаст все. «Сами себя, друг друга и всю жизнь Христу Богу предадим» — всю жизнь отдадим на ис­полнение заповедей. Всех заповедей. И если это будет, тогда мы будем христианами. Тогда Господь нам и пошлет благодать Святого Духа, которая есть высшая красота, смысл и цель нашей жизни.

37, красный

На главную страницу сайта