Духовное чтение на 9 марта 2019 года

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

В сегодняшний субботний день предлагаем Вам к духовному прочтению следующие рубрики, включающие в себя:

• Жития святых – Первое и второе обретение главы пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна;
• Чтение Апостола – Послание к Римлянам (глава 14, стихи 19-26);
• Евангелие дня – Святое Евангелие от Матфея (глава 6, стихи 1-13);
• Поучение – Из наставлений протоиерея Димитрия Смирнова.

Жития святых, 56

Первое и второе обретение главы пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Дорогие братья и сестры! Сегодня мы вспоминаем события первого и второго обретения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна в IV и в V веках. Предание доносит до нас такие сведения. После казни Иоанна Крестителя его тело было погребено учениками в самарийском городе Севастии, а честная глава сокрыта Иродиадой в бесчестном месте. Благочестивая Иоанна, жена царского домоправителя Хузы (о ней упоминает святой евангелист Лука), тайно взяла святую главу, положила ее в сосуд и погребла на горе Елеонской, в одном из поместий Ирода.

Через много лет поместье это перешло во владение благочестивому вельможе Иннокентию, который стал строить там церковь. Когда копали ров для фундамента, был обретен сосуд с честной главой Иоанна Крестителя. Иннокентий узнал о величии святыни по бывшим от нее благодатным знамениям. Так произошло первое обретение главы. Иннокентий хранил ее с величайшим благоговением, но перед своей смертью, боясь, как бы святыня не была поругана неверными, он снова скрыл ее в том самом месте, где обрел. По кончине вельможи церковь пришла в запустение и разрушилась.

В дни равноапостольного царя Константина Великого, когда христианская вера стала процветать, двум инокам, пришедшим в Иерусалим на поклонение святым местам, дважды явился сам святой Предтеча и открыл место нахождения своей честной главы. Иноки обрели святыню и, положив ее в мешок из верблюжьей шерсти, пошли к себе домой. По дороге они встретили незнакомого горшечника и дали ему нести драгоценную ношу. Не зная, что он несет, горшечник спокойно продолжал путь. Но ему явился сам святой Иоанн Предтеча и велел бежать от нерадивых и ленивых иноков вместе с тем, что было у него в руках.

Горшечник скрылся от иноков и дома с почестью хранил честную главу. Перед смертью он запечатал ее в водоносный сосуд и передал сестре. С тех пор честная глава была преемственно хранима благоговейными христианами, пока ее обладателем не стал священник Евстафий, зараженный арианской ересью. Он совратил множество недужных, исцелившихся от святой главы, приписывая благодать еретичеству.

Когда его кощунство открылось, он был вынужден бежать. Закопав святыню в пещере близ Емессы, еретик рассчитывал впоследствии вернуться и снова овладеть ей для распространения лжеучения. Но Бог не допустил этого. В пещере поселились благочестивые иноки, а потом на этом месте возник монастырь. В 452 году архимандриту этой обители Маркеллу святой Иоанн Креститель в видении указал место сокрытия своей главы. Это обретение стало праздноваться как второе. Святыня была перенесена в Емессу, а затем – в Константинополь.

Братья и сестры, эти сведения могут быть для нас любопытными, но практической ценности сейчас они для нас почти не имеют. Это потому, что Православная Церковь, особенно в Византии, претерпела за полторы тысячи лет массу разрушительных войн и нашествий. Был изготовлен ряд подделок, и теперь мы уже не можем с достоверностью сказать, где же находится подлинная глава святого Предтечи Спасова Иоанна. Многие монастыри Запада и Востока претендуют на истинность своих реликвий, и остается лишь спорить. Но главное, к чему призывает нас сегодняшний праздник, – это в очередной раз задуматься: почему же мы почитаем мощи?

Очень хороший и подробный ответ нам дает профессор богословия Оксфордского университета, архипастырь Константинопольской Православной Церкви митрополит Диоклийский Каллист Уэр в своей книге «Православная Церковь»:

«Обожение затрагивает также и тело. Коль скоро человеческая личность есть единство тела и души, и коль скоро воплощенный Христос искупил и спас всецелую человеческую личность, отсюда следует, что “наше тело обоживается в то же время, что и душа” (как писал преподобный Максим исповедник). В том подобии Богу, которое призваны осуществить мы, люди, тело тоже играет свою роль. Однако полное обожение тела произойдет лишь на Судном дне. Ибо в нынешней жизни слава святых – это, как правило, внутренний свет, свет одной лишь души, но когда праведные воскреснут и облекутся духовным телом, тогда их святость явится и вовне. Тела святых внешне преобразятся божественным светом, как тело Христа преобразилось на горе Фавор. Но даже в этой земной жизни некоторые святые испытывали начатки видимого телесного обожения. Святой преподобный Серафим Саровский – наиболее известный, но отнюдь не единственный пример. Когда Арсений Великий молился, ученики видели его “подобным огню”; и о другом отце-пустыннике передавали: “Как Моисей стяжал образ славы Адама, когда лицо его озарилось, так и авва Памбо казался подобным молнии и был словно царь, восседающий на престоле”. По словам Григория Паламы: “если в будущем веке тело вместе с душой будет причастно невыразимому блаженству, оно, по мере возможности, несомненно должно разделять с ней эту причастность уже теперь”.

Ввиду того, что православные верят в освящение и преображение тела вместе с душой, они благоговейно почитают мощи святых. Подобно римо-католикам, они верят, что божественная благодать, присутствовавшая в телах святых при жизни, сохраняет действенность и после смерти – в их мощах – и что Бог пользуется этими мощами как проводниками своей божественной силы и средством исцеления. В некоторых случаях тела святых чудесным образом избегали тления, но даже когда этого не происходило, православные оказывали равное почитание мощам святых. Это почитание мощей происходит не от невежества и суеверия, а от высокоразвитого богословия тела».

Святый Предтече и Крестителю Спасов Иоанне, моли Бога о нас!

Чтение Апостола, 56

Послание к Римлянам (глава 14, стихи 19-26)

ратия,> будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию. Ради пищи не разрушай де́ла Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн. Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает. Ты имеешь веру? имей ее сам в себе, пред Богом. Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает. А сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере; а все, что не по вере, — грех. Могущему же утвердить вас, по благовествованию моему и проповеди Иисуса Христа, по откровению тайны, о которой от вечных времен было умолчано, но которая ныне явлена, и через писания пророческие, по повелению вечного Бога, возвещена всем народам для покорения их вере, Единому Премудрому Богу, через Иисуса Христа, слава вовеки. Аминь.

Евангелие дня, 56

Святое Евангелие от Матфея (глава 6, стихи 1-13)

казал Господь:> Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него. Моли́тесь же так: «Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава вовеки. Аминь».

Поучение, 56

ИЗ ПРОПОВЕДЕЙ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

Духовное чтение на 9 марта 2019 года

… С женой или мужем нельзя раз­водиться ни по какой причине. Кроме одной. Эту причину Господь указал: прелюбодеяние, измена супругу. По­тому что когда измена произошла, тогда, собственно, и супружества уже нет. Почему так? Казалось бы, ничего страшного в измене нет, это относится всего лишь к области физиологии. Но дело в том, что семья есть образ Пресвятой Троицы. А если через блуд вклинивается еще какой-то человек, то он в эту семью тоже как-то входит, и получается нарушение образа Троицы — четверица, пятерица. А всякий образ помимо Пресвятой Троицы — это есть уже ложь, искажение. По­этому брак оказывается разрушен. Второй супруг, конечно, вправе велико­душно простить виновного, если он покается, вновь вернется в исходное состояние; но может и развестись, потому что продолжать такое сожитель­ство — это значит участвовать в беззаконии, продолжать жить в этом грехе, что совершенно, с точки зрения Божественной, вещь невозможная.
Некоторые высказывают мнение, что Бог один, просто мусульмане Его называют Аллахом, а христиане — Пресвятой Троицей, в этом вся и разница. Но ведь один и тот же Бог не может разрешать иметь четырех жен и строго только одну. Поэтому на основании лишь этого факта со спокойной сове­стью можно утверждать, что бог, которому поклоняются мусульмане, это вообще не Бог или какой-то иной бог. Потому что если в сфере жизни, относящейся к деторождению, допустить ту свободу, которую повелевает человеку его животная природа, человек сразу выходит из области спасения и быстренько становится скотиной. Человек от скотины отличается еще и тем, что у него есть брак. Поэтому если у него одна жена, вторая, третья или одновременно две, то он переходит уже из человеческого рода в область скотов несмысленных.

36, желтый 2

Духовное чтение на 9 марта 2019 года

Духовное чтение на 9 марта 2019 года