Семейный календарь на 10 марта 2019

Здравствуйте, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Поздравляем Вас с праздником Воскресного дня, Прощеным воскресеньем и кануном Великого поста!

Нынешний 82-й выпуск ежедневного православного мультимедийного календаря посвящен Воскресному дню и Прощеному воскресенью, и состоит из нижеследующих рубрик:

Поучительная притча – О прощении;
• Прекрасная поэзия – Л. И. Крюкова: «Прощеное воскресенье»;
• Фотография дня – Фотогалерея Богослужения на Прощеное воскресенье;
• Рассказ протоиерея Андрея Ткачева: «Где двое или трое…»;
• Душевная песня – «По иконе катится слеза» в исполнении прот. Олега Скобли.
• Малая викторина: Три интересных вопросов на тему Великого поста.

Поучительная притча

ПРИТЧА О ПРОЩЕНИИ

“Некогда знатный воевода, обуянный жаждой власти, поднял бунт против законного царя своего. И втайне послал он письма к известным ему царским недоброжелателям, подстрекая их к мятежу. Но вскоре воевода был убит разгневанными воинами, заговор раскрыт, а тайный гонец схвачен, и связка писем доставлена царю. И приказал царь тут же сжечь те письма не распечатывая, и отвечал на вопросы удивленных вельмож:

─ Не хочу я искушать свою душу знанием имен недругов моих, чтобы не возненавидеть против воли своей тех, кто хотя и не любят меня, но не повинны в совершении преступлений».

Как мы видим из этой краткой истории, царь, имеющий полную власть казнить и миловать, не стал впускать в свою душу озлобления на тех, кто желал ему зла, но пока еще не свершил его.

А мы, которые не имеем царской власти, тем более должны прощать своих ближних, думающих о нас плохо. И через наше терпение Господь коснется их сердец, и они поймут, что были на ложном пути, и сойдут с него.

Семейный календарь на 10 марта 2019

А если среди наших недругов есть и такие, которым было мало злых слов и пожеланий, и они совершили плохой поступок, мы и таких должны простить от всего сердца!

Конечно ─ это нелегко, но с Божией помощью ─ возможно.

Храни Вас Господи, дорогие братья и сестры, и помоги Вам провести весь Великий пост в духовном труде и в ожидании грядущего Светлого праздника – Пасхи Христовой, когда мы будем восклицать друг другу с веселием в сердце:

─ Христос Воскресе!

И радостно отвечать:

─ Воистину Воскресе!

Семейный календарь на 10 марта 2019

Прекрасная поэзия, 37

Сегодня наступил особенный день – Прощеное Воскресенье. Так необычно называется последний день перед началом Великого Поста. Церковь сегодня вспоминает изгнание из рая первых людей. Вопреки расхожему мнению, Адам и Ева покинули рай не потому, что Бог на них рассердился, а потому, что сами они, преступив волю Господа, не могли долее жить рядом с Ним. Так поразительно они изменились после грехопадения!

До него они были просты, чистосердечны и открыты Господу. И вдруг… Адам прячется от Бога! — затем перекладывает свою вину на Еву, та, в свою очередь — на змея. И это вместо того, чтобы сокрушенно сказать Богу: «Прости!»

С грехопадением — ослушанием Господу, преступлением Его воли — в мир вошли грех и смерть. И теперь великими трудами, в том числе великопостными, христиане пытаются вновь обрести жизнь по Богу и с Богом.

Л. И. Крюкова в своем стихотворении «Прощенное Воскресенье» прекрасно передала те чувства, которые должны охватить и нас в этот предпостный воскресный день.

Прости, прощение

Мы обе встали на колени
И, словно сестры, обнялись.
Соединились наши тени,
И помыслы переплелись.

«Прости», — «И ты прости!» и светом
Счастливым вспыхнули глаза.
Прости меня за то, что это
Так трудно искренно сказать.

За то, что я люблю так мало.
За то, что раньше не могла,
И лишь теперь поцеловала
тебя, и сердцем приняла.

И твою радость ощущаю,
И взгляд светящийся ловлю.
— Господь простит.
— И я прощаю.
— Он любит нас.
— И я люблю!

Фотография дня, 37

Дорогие братья и сестры, вечером 26 февраля 2017 года, в Неделю сыропустную — воспоминание Адамова изгнания (Прощеное воскресенье), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил вечерню с чином прощения в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве.

Перед Вами фотогалерея сего Богослужения, сделанная фотографом С. Власовым:

Рассказ, рубрика 37

Дорогие братья и сестры, к интересному и назидательному прочтению прилагаем очередной рассказ протоиерея Андрея Ткачева под названием «Где двое или трое…»:

«ГДЕ ДВОЕ ИЛИ ТРОЕ…»

В центре парусного корабля возвышается мачта. А в центре европейского города возвышается шпиль собора. Соборный колокол пугает по воскресеньям птиц и мешает спать тем, кто не любит молиться. Вокруг собора, чаще всего — квадратом, расположена площадь. В зависимости от времени года она бывает то местом народных собраний с духовым оркестром и выступлением мэра, то местом оживленной торговли. Да мало ли чем может быть мостовая, на которую с четырех сторон смотрят чисто вымытые окна? Во все стороны от площади убегают узенькие улочки. Дома на них стоят столь близко, что солнечный луч бывает редким гостем на стенах первых этажей. Сыростью и древностью пахнет на этих улицах, если, конечно, хозяйка не вылила прямо перед вашим носом грязную мыльную воду или кухонную лохань с рыбьей чешуей. Сейчас такое случается редко, но раньше…
Та история, которую я хочу рассказать, случилась именно «раньше». Это было между двумя мировыми войнами, которые, по правде, стоило бы назвать бойнями. Жизнь была бедная, злая и неуверенная. Люди в те годы стали криво ухмыляться при словах «честность», «благородство»… Никому не хватало денег, никто не доверял друг другу и все на ночь крепко запирали двери. В городском храме службы шли регулярно, и люди ходили на них регулярно, но это была холодная регулярность. Точно так же и стрелки часов на башне ходят по кругу, оставаясь мертвыми.
Впрочем, было в этом городе несколько человек, которые по временам молились истово, со слезами и подолгу. Это были несколько «девочек» из заведения мадам Коко. Да, господа! В каждом европейском городе наряду с парикмахерскими, кафе и ателье верхней одежды непременно есть хотя бы один дом, войти в который можно по одной лестнице, а выйти — по другой. Это дом свиданий, веселый дом или публичный называйте как хотите. Если есть человеческое жилье, то могут быть и паразиты: грызуны, насекомые… Если есть цивилизация, то есть и одно из ее проявлений — древняя язва, неистребимое зло — проституция. Как-то окунувшиеся в разврат, кем-то обманутые, часто — задавленные нуждой, женщины, живущие в таких домах, никогда не остаются без работы. Потому-то и не совпадают там зачастую вход и выход, что незачем, краснея, встречаться в дверях соседу с соседом или профессору со студентом.

Протоиерей Андрей ТкачевЖизнь в этих домах начинается тогда, когда в обычных жилищах мамы рассказывают детям на ночь сказки. А когда те же дети просыпаются утром и мамы выливают за дверь в канаву их ночные горшки, в «тех» домах наступает мертвая тишина. Неестественная жизнь имеет свой неестественный график. Во всем доме только несколько человек бодрствовали с наступлением утра. Это сама мадам Коко (никто не знал, когда она спит), уборщица и сторож, он же — дворник и вышибала. Уборщица, мадам N, мыла полы, громко шлепая о пол мокрой тряпкой. Сторож, мужчина лет сорока, в прошлом — цирковой акробат, молча курил в углу прихожей. Рядом с ним, беззаботно болтая не достающими до земли ножками, сидела его дочь. На вид ей было лет шесть. Это было щуплое, слабо развитое дитя, похожее на маленького воробышка. Звали ее грозно. Звали ее также, как некогда звали умную женщину, спасшую свой народ от врага. Во многих галереях мира вы при желании увидите и разные времена и разными художниками написанные картины под названием «Юдифь с головой Олоферна». Девочку звали Юдифь, но на языке ее страны ими звучало несколько иначе — Эдит.
Картинной галереи в их городе не было. Но даже если бы и была, Эдит не смогла бы увидеть изображений свей знаменитой тезки. Эдит была слепа. Ее глазки смотрели прямо перед собой, но ничего не видели.
Женщины в доме мадам Коко любили девочку всей душой. Вся нерастраченная жажда семьи, материнства, вся жажда дарить, а не продавать любовь изливалась на эту слепую девочку. Ее тискали, прижимали к груди, ее носили на руках, причесывали, ее баловали сладостями.
«Если бы можно было купить ей новые глазки, я не пожалела бы всех своих денег», — говорила подругам долговязая Элизабет. Ее собственная дочь жила в другом городе у бабушки. «Мы бы все не пожалели», — вторили ей женщины. Их любовь к Эдит была неподдельной. В этом доме, где грех обжился лучше любой ласточки, забравшейся под крышу, маленькая Эдит, казалось, воплощала ту нормальную жизнь, где женщина вечером ложится в постель к мужу и просыпается утром.
Мы уже говорили, что «воспитанницы» мадам Коко временами молились горячо и подолгу. Обычный человек вряд ли поймет, что такое молитва проститутки, да лучше бы ему этого и не понимать. Но ведь Страшного Суда еще не было. И не мы, а Христос, Тот Самый, Который распят за нас, будет этот Суд вершить. Эти женщины тоже любили Спасителя. Любили хотя бы за то, что Он не карает их немедленно, не испепеляет после очередного греха, но терпит и продолжает ждать. Вера жила в них в самой глубине сердца, и они стыдились выпячивать ее наружу. Но по временам раскаяние вздымалось волнами, обнажая дно души, и слезы лились рекой, и горькие вздохи нельзя было слышать без содрогания. Это было нечасто и не у всех. Но это было, видит Бог, было.
Человек, зарабатывающий на жизнь в ночном заведении, вряд ли часто будет молиться в городском храме. Особенно если городок мал и все лица знакомы. Но неподалеку от этого городка был другой, кажется — Лизьё. В этом городе был монастырь, а в монастыре мощи святой подвижницы. Святыня привлекала в обитель толпы паломников, среди которых было легко затеряться. Туда и ходили время от времени молиться и долговязая Элизабет, и курносая Жанна, и еще несколько их подруг по ремеслу и несчастью.
Есть, конечно, вещи, которые трудно забыть. Чаще всего забывать легче, чем помнить. Никто уже не вспомнит, как и когда к необычным паломницам пришла мысль согласно и усиленно молиться Господу о даровании зрения маленькой Эдит. Но ведь не родились же эти женщины сразу блудницами. У них были обычные матери, и эти матери читали своим дочерям Евангелие. Даже если они были неграмотны, они пересказывали детям то, что слышали в церкви. Так или иначе, обещание Спасителя исполнить любую просьбу, которую двое или трое согласно принесут Отцу во имя Его, падшим женщинам было известно.
Солнце уже встало, но еще не начало припекать, когда аккуратно и скромно одетые три «воспитанницы» мадам Коко уходили из города в направлении ближайшей обители. Рядом с ними, смешно перебирая ногами и держась за руки взрослых, шла Эдит.

Существует старое и святое предание о некой блуднице, которая, возвращаясь домой после совершенного греха, увидела мать, рыдающую над только что умершим младенцем. Сострадание прожгло сердце падшей женщины. Невыносимую боль этой матери она почувствовала как свою — и начала молиться. Она, конечно, сознавала, кто она; она знала, как не любит Бог разврат сынов и дочерей человеческих. Но боль сострадания покрыла собою все, отмела стыд, прогнала сомнения, зажгла веру. Настойчивой была молитва и краткой…
Краткой — потому, что после нескольких горячих просьб блудницы Господь ответил чудом, Он оживил дитя. Дивны дела Твои, Господи!
Боже вас сохрани не верить в правду подобных историй. Это значило бы, что вы презираете грешников и не верите, что Бог может слушать их молитвы. А может быть, вы вообще не верите в силу Божию?
Лично я верю. Верю и в то, что было очень давно, и в то, что было гораздо позже. А позже было вот что.
Несколько дней спустя по дороге из монастыря в город возвращались три женщины из дома мадам Коко. С ними, держась за руки взрослых, шагала маленькая Эдит. Она уже не смотрела прямо перед собой невидящими глазами. Она то и дело вертела головой в разные стороны и смотрела на придорожные деревья, на птиц в небе, на прохожих, идущих навстречу.
Девочка возвращалась зрячей. Она еще не привыкла к такой значительной перемене своей жизни и удивленно, снизу вверх, заглядывала в лица своих старших попутчиц. А те отвечали ей взглядами, полными любви. Глаза у всех троих были красными от слез, а лица сияли счастьем.
Если эта история не на сто процентов совпадает с действительностью, то неточности будут касаться лишь мелких деталей. По сути все сказанное — правда. И правда эта тем более очевидна, что девочка, прозревшая по молитвам падших женщин, известна всему миру. Помните, вначале мы сравнили ее с маленьким воробышком? Именно по этому прозвищу узнал ее впоследствии весь мир. Эдит Пиаф — ее сценическое имя. «Пиаф» на парижском арго как раз и означает — «воробышек».

Проповедь, 37

Канун Великого поста называется Прощенным воскресеньем, когда во второй его половине совершается вечернее богослужение с чином прощения. Все молящиеся подходят к священнослужителям, и испрашивая прощение, благословляются на подвиг Святой Четыредесятницы – Великого поста.

Святейший Патриарх Кирилл, после совершения сего чина, произнес напутственное слово, которое мы ниже прилагаем для назидательного прочтения.

Конец - книга

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Сегодня особый день и особый час, когда мы испрашиваем друг у друга прощения. Этот замечательный церковный обычай, дошедший до нас из глубокой древности, помогает понять что-то очень важное, что имеет отношение к реальной повседневной жизни.

Каждый человек проходит через конфликты, через скорби, у каждого бывают какие-то недоразумения с окружающими, будь то в семье, на работе или среди друзей. Так или иначе, конфликты постоянно присутствуют в нашей жизни, и именно с конфликтами связано то, что мы называем несчастьем, потому что нередко они перерастают в ссоры, сопровождаются ненавистью, злобой, что подчас доводит людей до крайности. Мы знаем, что результатом конфликтов бывает разделение между самыми близкими людьми — между мужем и женой, между детьми и родителями. Разделения подчас разрушают и единство народа, единство общества — в том числе тогда, когда народ стоит пред необходимостью решать исторически важные задачи. А если взглянуть в прошлое, в том числе в прошлое нашей страны? Как часто из-за неспособности примириться, выйти из конфликта народ наш терял очень многое, а иногда почти все! Существует ли какой-нибудь рецепт, какое-то абсолютно авторитетное свидетельство о том, как нужно преодолевать конфликты?

Сегодня во время Божественной литургии читались послание апостола Павла к Римлянам и Евангелие от Матфея. Особенно ясное свидетельство на тему, о которой мы сейчас размышляем, находим в читавшемся отрывке из Евангелия от Матфея — ясные, простые, обладающие огромной силой Божественные слова: «Если прощаете людям прегрешения их, то и Отец ваш Небесный простит вам» (Мф. 6:14).

Не может быть счастья без прощения от Бога. Каждый человек обладает грехами, слабостями, пороками. Они, подобно физической грязи, обременяющей наше тело, обременяют духовное тело — душу нашу; и нет иного способа сбросить с себя тяжелейший груз греха, как простить нашим ближним их прегрешения. Прощение есть великая сила, обретение благоволения Божия, преодоление человеческих конфликтов. И эта величайшая Божественная мудрость запечатлена в церковной традиции, в церковном предании, которое, дойдя до наших дней, предлагает каждому, кто вступает на поприще Великого поста, кто сознает свою греховность, кто желает очистить свою душу от всякой скверны, кто желает преодолеть тяжесть конфликтов и ссор, простить людям прегрешения их.

Патриарх Кирилл

Эти Божественные слова требуют от нас ответа. Мы не можем сделать вид, что мы их не знаем и что мы их не слышим. И ответ может быть разным. Мы можем с радостью откликнуться на этот Божественный призыв, осознать его глубочайшую мудрость и жизненную силу и поступить в соответствии с ним. Простить тем, кто рядом с нами, то, что нас ранило, то, что усиливало отчужденность между нами и ближними нашими, доставляло нам боль. Простить без всяких условий, ибо ни о каких условиях Господь не говорит. А можно постесняться подойти к человеку испросить у него прощения. В этом стеснении очень много от нашей гордыни, от привычки всегда сознавать себя правым, от привычки судить о других с высоты своего авторитета, своего положения, вне зависимости от того, обладаем ли мы реальным авторитетом или нет.

В каком-то смысле Прощеное воскресенье есть некий определитель нашей готовности и способности слышать голос Божий и поступать по Его заповедям. Мы собрались сегодня в храме, чтобы испросить друг у друга прощения, а придя домой, давайте испросим прощения у наших родных, близких, особенно у тех, с кем мы во вражде. Если с человеком добрые отношения, то чин прощения превращается в некий красивый обычай. Люди, которых не разделяет ссора, просят прощения друг у друга с улыбкой, зная, что ничего плохого друг другу не сделали. А вот там, где реальный конфликт, где реальная ссора, где задето наше самолюбие, где мы видим некую несправедливость со стороны ближних, — там ох как тяжело переступить через самого себя, преклонить колено пред человеком, которого считаешь обидчиком, испросить у него прощения.

Поэтому слова Божии требуют от нас мужественного ответа, требуют внутренней силы. Многие из тех, кто считает себя сильными, неспособны на этот шаг. Церковь предлагает сегодня всем — и сильным и слабым, и правым и виноватым — примириться друг с другом, восстановить те отношения, которые дают радость, покой, мир. Неслучайно Великий пост начинается чином прощения. Если мы неспособны испросить прощения друг у друга в искренности и чистоте сердечной, то навряд ли будем способны с пользой для души своей провести дни Святой Четыредесятницы. Осознавая важность переживаемого момента, испросим у Господа сил для искреннего сердечного прощения и помолимся, чтобы через это величайшее очистительное действие мы спасительно вошли в поприще Великого поста.

Сознаю, что как Патриарх тоже могу кого-то обидеть — словом и, может быть, некоторым невниманием, потому что от Патриарха многие ждут внимания, но не всегда хватает сил, а иногда и разумения сделать так, как было бы правильно. Каждый человек несет на себе печать несовершенства, и я в полной мере сознаю, что не всегда, может быть, мои слова и действия всех радуют. И сегодня, сознавая эту вину пред многими, я испрашиваю у всех вас прощения. Благословите и простите меня отцы, братья и сестры.

Душевная песня, 37

Настало время душевной песни! Сегодня мы будем слушать песню православного певца и священника — протоиерея Олега Скобли, под названием «По иконе катится слеза», которая имеет отношения к Прощеному воскресенью:

ПО ИКОНЕ КАТИТСЯ СЛЕЗА

По иконе катится слеза Божьей матери,
Колокольный звон.
На воздусех присно ты стоишь,
В синей мантии над горой Афон.

После долгих дней греха, в прощенное воскресенье,
Со слезами на глазах моих,
В покаянии против царских врат, преклонив колени,
Я шепчу: игуменья, прости.

Синий дым кадильный, как цветы,
В бережных руках Ангелы несут,
Святогорцев белые скиты, свечками горят,
За грядущих в путь.

После долгих дней греха, в прощенное воскресенье,
Со слезами на глазах моих,
В покаянии против царских врат, преклонив колени,
Я шепчу: игуменья, прости.

Я стою: от множества грехов,
Не поднять мне глаз, на пречистый лик,
Плачет матерь Божия о том, что живем не так,
Как Господь учил.

После долгих дней греха, в прощенное воскресенье,
Со слезами на глазах моих,
В покаянии против царских врат, преклонив колени,
Я шепчу: игуменья, прости.

По иконе катится слеза Божьей матери,
Колокольный звон.
На воздусех присно ты стоишь,
В синей мантии над горой Афон.

После долгих дней греха, в прощенное воскресенье,
Со слезами на глазах моих,
В покаянии против царских врат, преклонив колени,
Я шепчу: игуменья, прости.

Малая викторина, 37

Дорогие друзья, напоследок предлагаем Вам ответить на три вопроса, касающиеся предстоящих дней Великого поста:

1. Сколько дней длится Великий пост?

а) 48 дней
б) 40 дней
в) 42 дня

показать ответ

2. Когда освящается кутья?

а) В среду 1-й седмицы Великого поста
б) В среду 2-й седмицы Великого поста
в) В пятинцу 1-й седмицы Великого поста
г) В четверг 2-й седмицы Великого поста

показать ответ

3. В какие дни Великого поста можно вкушать рыбу?

а) В воскресные дни
б) В праздник Входа Господня в Иерусалим и на Благовещение Пресвятой Богородицы
в) В субботние и воскресные дни
г) На Лазареву субботу, в праздник Входа Господня в Иерусалим и на Благовещение Пресвятой Богородицы

показать ответ

37

Дорогие братья и сестры, 82-й выпуск православного ежедневного мультимедийного календаря подошел к концу. И Масленица — тоже 🙂

Наступает Великий пост!..

Примите от нас сердечные пожелания крепости сил на предстоящий подвиг Святой Четыредесятницы!

Храни Вас Господи!

37, красный

На главную страницу сайта