Духовное чтение на 13 марта 2019

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Перед Вами календарь духовного чтения, посвященный 13 марта 2019 года, состоящий из следующих духовных и молитвенных рубрик:

• Жития святых – Преподобный Иоанн, нареченный Варсонофием, епископ Дамасский;
• Священное Писание – Книга Бытия (глава 1-я: 24-31; глава-2-я: 1-3);
• Толкование св. Писания – Святителем Кириллом Иерусалимским;
• Проповедь пастырей – Из поучений протоиерея Димитрия Смирнова;
• Молитва дня – Третья песнь Великого покаянного канона Андрея Критского.

Жития святых 53

Преподобный Иоанн, нареченный Варсонофием, епископ Дамасский

Братья и сестры, сегодня церковный календарь помогает нам выполнить одну из самых важных заповедей, данных Самим Господом Иисусом. Вот отрывок из святого Евангелия:

А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него. Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь. (Мф. 6, 7–13).

Господь в этой молитве только одном стихе говорит о том, как должны себя вести мы. Он мудро делает нас как бы духовными заложниками этой молитвы. Христос говорит, как мы должны молиться, но, чтобы так молиться, нужно выполнять всего одно условие. Мы должны прощать нашим ближним все и только тогда можем рассчитывать на прощение от Бога. И вот сегодня Церковь нас убедительно просит у всех испросить прощения и всех простить, ей даже установлен специальный «Чин прощения», что совершается сегодня вечером в храмах. Сегодняшнее вечернее богослужение – это особая служба, на которой важно побывать всем верующим. Именно это богослужение помогает духовно переключиться с веселого периода масленицы на покаянную пору Великого поста. В нем даже есть особый переломный момент: на вечерне, после пения великого прокимна «Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя… Вонми душе моей и избави ю» завершается праздничное воскресное богослужение, и от «Сподоби, Господи» начинается великопостное. Существует практика, по которой священнослужители по закрытии царских врат переоблачаются в темные одежды, и диакон или иерей (если он служит один без диакона) выходит для произнесения просительной ектении на солею перед царскими вратами, певцы же поют эту ектению уже не обычным, а великопостным напевом. А на утрене звучит покаянная молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего» с сопутствующими ей поклонами.

Сам же «Чин прощения» происходит таким образом. После отпуста в конце службы на солею выносятся и полагаются на аналоях напрестольный крест, иконы Спасителя и Богородицы. Настоятель творит земные поклоны перед ними и целует их. Затем он обращается к присутствующим с поучением о христианском проведении поста и испрашивает прощения грехов у причта и народа, говоря: «Благословите мя, отцы святии и братия, и простите ми, грешному, елика согреших в сей день и во вся дни живота моего словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы». Сказав это, он делает земной поклон народу. Все отвечают ему земным поклоном и говорят: «Бог тя простит, отче святый. Прости и нас, грешных, помолися и благослови». На это батюшка отвечает: «Благодатию Своею Бог да простит и помилует всех нас». Затем настоятель берет напрестольный крест. Все священнослужители в порядке старшинства прикладываются к иконам на аналое, подходят к настоятелю, целуют крест и лобызаются с настоятелем и друг с другом в щеки или (по монашеской традиции) в плечи, взаимно испрашивая прощения. За ними идут миряне, прикладываются ко Кресту, целуют иконы, которые обычно держат священнослужители, и испрашивают прощения у причта и друг у друга.

Братья и сестры, часто возникает вопрос, как же можно на период поста удалиться от разных отвлекающих обстоятельств? Поможет нам в этом пример поминаемого сегодня преподобного Иоанна Дамасского. Преподобный Иоанн, живший в V веке и нареченный Варсонофием, был родом из Палестины, восемнадцати лет от роду он воспринял святое Крещение, а вскоре и иноческий постриг. За свою подвижническую жизнь преподобный Иоанн был рукоположен во епископа города Дамаска. Но, пробыв некоторое время на кафедре архиепископа, он заметил, что обязанности его высокого положения трудно совместимы с иноческими подвигами, поэтому Иоанн оставил епископию и тайно удалился из Дамаска. Придя в Александрию, он назвался Варсонофием, чтобы его никто не узнал и не открылось его действительное положение. Из Александрии он отправился как убогий странник в Нитрийскую гору. Поклонившись игумену бывшего здесь монастыря, святой Иоанн просил его, чтобы тот принял его для помощи братии. Игумен принял его и дал ему монашеское одеяние. Святой стал ревностно служить инокам, днем он был занят послушанием, а ночью пребывал в молитве. Ранним утром он собирал из всех келлий сосуды, шел к реке, набирал воды, приносил ее и ставил сосуды с водой перед каждой келлией. К тому же он безропотно претерпевал издевательства от одного неразумного инока. Через некоторое время преподобного увидел святой Феодор Нитрийский, знавший о том, что он епископ, тогда святой Иоанн вновь скрылся и ушел в Египет, где подвизался до конца своей жизни. Вот так и нам, братья и сестры, подобает скрыться от своих мирских забот и посвятить время Великого поста покаянию.

Преподобне отче Иоанне, моли Бога о нас!

Священное Писание, 53

Книга Бытия (глава 1-я: 24-31; глава-2-я: 1-3)

Господь благословляет, Адама и ЕвуИ сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя, — вам сие будет в пищу; а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так. И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой.

Толкование Писания, 53

ТОЛКОВАНИЕ СВЯТИТЕЛЯ КИРИЛЛА ИЕРУСАЛИМСКОГО

Бог повелел: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их(Быт. 1:24-25). И от одного повеления из одной земли произошли разные по природе животные: кроткая овца и плотоядный лев; и разные побуждения бессловесных животных, подражающие различным склонностям людей: так, лисица являет людское коварство, змея — тех, кто испускает яд на друзей, ржущий конь представляет любострастных юношей, трудолюбивейший муравей подталкивает ленивого и беспечного. Ибо кто проводит юные лета в праздности, тот вразумляется бессловесными животными и обличается словами Божественного Писания: Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым (Прит. 6:6). Видя, как он заблаговременно собирает для себя пищу, подражай ему и собирай для себя плоды добрых дел на будущую жизнь.

ТОЛКОВАНИЕ СВЯТИТЕЛЯ ГРИГОРИЯ ПАЛАМЫ

И рече Бог: сотворим человека по образу нашему и по подобию, и да обладает рыбами морскими, и птицами небесными, (и зверми) и скотами, и всею землею, и всеми гады пресмыкающимися по земли

Был создан человек, который удостоился большей чести от Бога и большого провидения и до сотворения и после сотворения так, чтобы и этот чувственный мир, ради него созданный, был создан раньше его, а затем и Царство Небесное, также уготованное ради него прежде создания мира, было бы до него созданным; и особая воля была проявлена относительно него, и рукою Божиею и по образу Божию он был создан так, чтобы не все он имел от этой материи и согласно чувственному миру, как все иные живые существа, но таковым имел только тело, а душу имел бы от премирного (элемента), лучше же сказать, – от Самого Бога, чрез неизреченное вдуновение, – как нечто великое и чудесное, и все превосходящее, и все надзирающее, и над всем начальствующее, и ведущее Бога и вместе, конечно, являющее Его; одним словом, как совершенное дело всепревосходящей премудрости Художника. Посему и рай он имел своим обиталищем, особо насажденный также Самим Богом, и получает возможность созерцания Бога и личной беседы с Ним, и там же получил совет и заповедь от Бога, именно: пост заповеданный и соответствующий оному месту, дабы, если он исполнил и соблюл его, пребыл бессмертным и не знакомым с трудом и печалью на вечное время.

Наставление, 53

ИЗ ПРОПОВЕДИ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

Надеюсь, каждому хотя бы со слуха известно, что «без смирения нет спасения». И хотя нас совершенно справедливо возмущает то или другое и гнев у нас бывает на это совершенно праведный, абсолютно оправданный с любой точки зрения, но бывают такие ситуации, когда ничего и не сделаешь, потому что, если будешь что-то предпринимать, будет хуже. И что нужно? Нужно принять это от Бога и смириться, потому что раз Господь так устроил – ведь Он все видит, все знает, Он видит всякую несправедливость, Он видит всякую обиду, которая нам нанесена, Он видит все, – и раз Он этому попускает, значит, это нужно. Кому нужно? Мне нужно. Зачем? Затем что Господь решил избрать такое лекарство, и когда я буду это переживать, буду стараться выйти из этого, то моему духу от этого будет польза.

Я это приму – а Господь за это мне откроет еще больше, еще глубже, еще утешит меня сильнее. Потому что всякие радости душевные и телесные, они, к большому сожалению, в силу того, что грехом разрушена гармония, противоположны духовному. Поэтому чтобы достичь радости духовной, обязательно нужно томить свое тело постом, бдением, коленопреклонением, трудами физическими и не давать своей душе распускаться, не давать душе отдыха, не давать ей ослабы больше, чем требуется. Некоторое послабление нужно, не все могут жестокое житие проходить, это очень трудно, трудно быть к себе беспощадным. Но мера этой ослабы должна быть в наших руках, потому что попечение о плоти и о своей душе может превратиться в похоть и под видом отдыха вполне заслуженного можно, к сожалению, делать всякие непристойные дела, хотя внешне они, может быть, и не так ужасны по сравнению с тем, что вокруг делается, но это будет шаг от Бога.

Тут нужно проявлять разумную мудрость и твердость к самим себе, и тогда мы сумеем пройти этим царским путем и Господь призрит на нас и захочет нам дать то, что Он готов и хочет дать, и то, ради чего Он пришел. Он говорит: лучше для вас, чтобы Я ушел, потому что тогда Я пошлю к вам Утешителя. Потому что подлинная духовная жизнь – это связь с Утешителем, Духом Святым. И Дух Святый утешает человека и в его телесных трудах, и в его душевных скорбях, утешает так, как ничто и никогда на свете, и нет ничего сладостней этого. Поэтому это не какая-то гипербола, когда в акафисте мы поем: «Иисусе Сладчайший». Это слово исторглось из души святого человека, потому что он ощутил сладость бытия с Богом, общения с Ним. «Вкусите и видите, яко благ Господь». Когда человек вкусил, что такое Господь хотя бы чуть-чуть, хотя бы одну только секундочку, он этого никогда не может забыть. Поэтому каждый из нас, кто вкусил сладость жизни церковной, сладость богослужения, не может этого никак забыть. Потому что все остальные естественные сладости, которые мы получаем из мира, они с этим несравнимы. А богослужение есть подлинная жизнь во Святом Духе.

Поэтому вполне понятно наше устремление в храм, потому что здесь мы это получаем. И душа томится и жаждет, и хочется еще. Но к сожалению, такой возможности нет, нет душе возможности вместить больше, слишком уж она маленькая, душа. Поэтому надо расширять. А расширять можно только таким образом: томить, нудить, заставлять самого себя. Чем больше подвиг, тем больше получишь. Другого пути нет. И то получишь не автоматически, а просто из двухтысячелетнего опыта церковного известно, что кто больше себя томил, тот и больше получил. Поэтому каждый из нас, собственно, жнет только то, что сеет, и получает только то, над чем трудился. А всякое от этого отлынивание, нежелание – это есть обкрадывание себя.

Молитва дня 53

Дорогие братья и сестры, в среду 1-й седмицы Великого поста давайте прочтем с Вами третью песнь Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского:

Великий пост

Песнь 3

Ирмос: На недвижимом, Христе, камени заповедей Твоих утверди мое помышление.

[На неподвижном камне заповедей Твоих, Христе, утверди мое помышление.]

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Огнь от Господа иногда Господь одождив, землю содомскую прежде попали.

[Пролив дождем огонь от Господа, Господь попалил некогда землю содомлян.]

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

На горе спасайся душе, якоже Лот оный, и в Сигор угонзай.

[Спасайся на горе, душа, как праведный Лот и спеши укрыться в Сигор.]

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Бегай запаления, о душе, бегай содомскаго горения, бегай тления Божественнаго пламене.

[Беги, душа, от пламени, беги от горящего Содома, беги от истребления Божественным огнем.]

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Согреших Тебе един аз, согреших паче всех, Христе Спасе, да не презриши мене.

[Согрешил я один пред Тобою, согрешил более всех, Христос Спаситель — не презирай меня.]

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Ты еси Пастырь Добрый, взыщи мене агнца, и заблуждшаго да не презриши мене.

[Ты — Пастырь Добрый, отыщи меня — агнца, и не презирай меня, заблудившегося.]

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Ты еси сладкий Иисусе, Ты еси Создателю мой, в Тебе, Спасе, оправдаюся.

[Ты — вожделенный Иисус; Ты — Создатель мой, Спаситель, Тобою я оправдаюсь]

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Исповедаюся Тебе, Спасе, согреших, согреших Ти, но ослаби, остави ми, яко благоутробен.

[Исповедуюсь Тебе, Спаситель; согрешил я, согрешил пред Тобою, но отпусти, прости меня, как Милосердный.]

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу 

О Троице Единице Боже, спаси нас от прелести, и искушений, и обстояний.

[О, Троица, Единица, Боже, спаси нас от обольщений, от искушений и опасностей.]

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Радуйся, Богоприятная утробо, радуйся, престоле Господень, радуйся, Мати Жизни нашея.

[Радуйся, чрево, вместившее Бога; радуйся, Престол Господень; радуйся, Матерь Жизни нашей.]

Заглавие, окончание 33

Молитвы в Среду 1-й седмицы Великого поста

На главную страницу сайта