Духовное чтение на 16 марта 2019 года

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

В сегодняшний субботний день предлагаем для Вашего духовного прочтения следующие рубрики, включающие в себя:

• Жития святых – Преподобная Пиама дева;
• Чтение Апостола – Послание к Евреям (глава 1-я, стихи: 1-12);
• Евангелие дня – Евангелие от Марка (глава 2-я: 23-28; глава 3-я: 1-5);
• Толкование Евангелия святителем Феофилактом Болгарским;
• Поучение – Из наставлений протоиерея Димитрия Смирнова;
• Молитва дня – Стихиры ныне прославляемому мученику Феодору Тирону.

Жития святых, 56

Преподобная Пиама дева

Братья и сестры, сегодня совершается первая в этом году литургия Преждеосвященных Даров. Чем же эта литургия отличается от всех прочих? В первую очередь тем, что в ее составе нет Евхаристического канона, как на привычных нам литургиях святителя Иоанна Златоуста или Василия Великого. А это говорит о том, что во время литургии Преждеосвященных Даров хлеб и вино не претворяются в Тело и Кровь Христовы, а для причащения предлагаются Святые Дары, освященные прежде: на предыдущей полной литургии по чину Василия Великого или Иоанна Златоуста. На воскресной Литургии в Посту прихожане не замечают отличия, только священнослужители знают, что в воскресный день во время Евхаристического канона на дискосе освящается не один Агнец, от которого причащаются прихожане в сам день Божественной службы, а три или четыре святых Хлеба, в зависимости от количества Преждеосвященных, совершаемых на будущей неделе. По обыкновению Агнец разделяется для причащения в день службы, а остальные Дары всю неделю сохраняются на престоле в специальном ковчежце.

Может возникнуть вопрос: а к чему такие сложности? Почему бы не совершить полной литургии? Зачем нам служить литургию папы Римского Григория Двоеслова? Во-первых, многие литургисты сходятся во мнении, что хотя эта служба и приписывается святому папе Григорию, все-таки корни ее уходят ко временам апостольским и она была более популярна на Востоке, нежели на Западе. Во-вторых, нам нужно понять, что для православных христиан совершение полной литургии всегда было торжеством и несовместимо с постом. В результате Шестой Вселенский Собор 52-м правилом утвердил повсеместное совершение Преждеосвященной литургии в дни святой Четыредесятницы, чтобы не лишать верных таинственного общения с Господом и вместе с тем не нарушать поста и покаяния совершением торжественной полной литургии.

В комментариях к правилам Вселенских Соборов от епископа Иоанна Смоленского мы читаем: «Так как четыредесятница есть время всеобщего для христиан покаяния и исповедания грехов, то Святая Церковь всех их на это время подвергает как бы той епитимии, которую в другое время налагает только на некоторых, именно: предлагает верующим только чтение молитвословия и слова Божия, но не дает им видеть совершения Таинства Тела и Крови Христовой. Но для немощных духом и телом, и вообще для того, чтобы продолжительным лишением Святых Даров не ослабить нашего духа, Церковь являет нам в продолжение седмиц Поста Дары преждеосвященные, и достойным не возбраняет приобщаться их». Попутно мы и получаем ответ на вопрос, кто же может и должен причащаться на литургии Преждеосвященных Даров. Все, кто чувствуют духовную потребность в причащении, все, кого одолевают искушения, все, у кого не хватает сил для прохождения поприща Великого поста должным образом, всем нам можно и нужно приступать ко Святой Чаше на литургии Преждеосвященных Даров, а не только больным и немощным телесно.

Несколько слов о Святой Чаше на Преждеосвященной литургии. Когда на воскресной литургии заготовляются Дары для будничных служб, то каждый Агнец, то есть Святой Хлеб, погружается в Кровь Христову и уже в таком виде сохраняется на неделю. Вообще эта традиция поздняя, и  раньше Святой Хлеб не напитывался Кровью Христовой, в литургическом богословии есть даже понятие о том, что Преждеосвященная литургия служится «для освящения Чаши», то есть для того, чтобы вино в ней претворить в Кровь Христову. Об этом свидетельствует, например, Константинопольский патриарх XII века Михаил III. Поэтому сформировалось две основные традиции: греческая и русская. Греческая говорит о том, что на Преждеосвященной литургии в Чаше Кровь Христова, а русская – о том, что там только освященное погружением Агнца вино. В любом случае и в любой традиции мы, взрослые, причащаемся Тела Христова и Крови Христовой. Различия только с причащением детей: в греческой традиции их причащают, а в русской с детьми вас попросят прийти в день совершения полной литургии Иоанна Златоуста или Василия Великого.

Братья и сестры, давайте успеем сегодня познакомиться с одним кратким житием. Преподобная Пиама подвизалась недалеко от Александрии на рубеже III и IV веков. В доме своей матери она жила как в затворе: ни с кем не виделась, пищу принимала через день, после молитвы пряла лен. Святая Пиама сподобилась получить дар прозрения. Когда жители соседнего, более многолюдного селения, ослепленные алчностью, были готовы истребить односельчан святой девы, чтобы во время разлива Нила распределить воду только на своих полях, святая Пиама духом узнала об этом злодейском намерении и объявила о нем старейшинам села. Испуганные старейшины упали в ноги святой, умоляя ее пойти к соседям и удержать их от преступления. Преподобная Пиама не пошла на встречу, так как давно отказалась от общения с людьми. Всю ночь святая провела в молитве, а наутро вооруженные жители соседней общины, направлявшиеся к селению святой девы, внезапно остановились и не могли двинуться дальше. Господь открыл несчастным, что удерживает их молитва святой Пиамы. Люди опомнились и раскаялись в своем злоумышлении. Они отправили в село послов с просьбой о мире и говорили: «Благодарите Бога, Который по молитвам девы Пиамы избавил вас». Святая мирно отошла ко Господу в 337 году.

Братья и сестры, не будем забывать, что, даже живя в миру, дома, для каждого из нас открыт путь к святости. Нет необходимости затворяться в монастыре или пустыне, чтобы достигнуть богообщения: дело не в месте, а во внутреннем устроении. Это житие для нас особенно актуально сейчас, в самом начале Великого поста.

Преподобне мати Пиаме, моли Бога о нас!

Чтение Апостола, 56

Послание к Евреям (глава 1-я, стихи: 1-12)

Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил. Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную [престола] величия на высоте, будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя. Ибо кому когда из Ангелов сказал Бог: «Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя»? И еще: «Я буду Ему Отцом, и Он будет Мне Сыном»? Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: «и да поклонятся Ему все Ангелы Божии». Об Ангелах сказано: «Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями Своими пламенеющий огонь». А о Сыне: «престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего — жезл правоты. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих». И: «в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса — дело рук Твоих; они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза, и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся».

Евангелие дня, 56

Евангелие от Марка (глава 2-я: 23-28; глава 3-я: 1-5)

И случилось Ему <Иисусу> в субботу проходить засеянными полями, и ученики Его дорогою начали срывать колосья. И фарисеи сказали Ему: смотри, что они делают в субботу, чего не должно делать? Он сказал им: неужели вы не читали никогда, что сделал Давид, когда имел нужду и взалкал сам и бывшие с ним? Как вошел он в дом Божий при первосвященнике Авиафаре и ел хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме священников, и дал и бывшим с ним? И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы; посему Сын Человеческий есть господин и субботы. И пришел опять в синагогу; там был человек, имевший иссохшую руку. И наблюдали за Ним, не исцелит ли его в субботу, чтобы обвинить Его. Он же говорит человеку, имевшему иссохшую руку: стань на средину. А им говорит: должно ли в субботу добро делать, или зло делать? душу спасти, или погубить? Но они молчали. И, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит тому человеку: протяни руку твою. Он протянул, и стала рука его здорова, как другая.

Толкование Евангелия, 56

ТОЛКОВАНИЕ СВЯТИТЕЛЯ ФЕОФИЛАКТА БОЛГАРСКОГО

ученики срывают колосья, Иисус Христос, фарисеиУченики Господа срывают колосья, как приученные жить уже не по закону. Когда фарисеи стали негодовать на это, то Христос заграждает им уста, указывая на Давида, который по нужде нарушил закон при архиерее Авиафаре. Бегая от Саула, пророк Давид пришел к сему архиерею и обманул его, сказав, что он послан царем по крайней военной надобности. Тут он и ел хлебы предложения, и взял обратно меч Голиафа, некогда посвященный им Богу. Означенных хлебов было двенадцать; они каждый день возлежали на трапезе, шесть на правой и шесть на левой стороне трапезы. Некоторые спрашивают: почему евангелист назвал здесь архиерея Авиафаром, тогда как книга Царств именует его Ахимелехом (1 Цар. 21)? Можно сказать на это, что архиерей тот имел два имени: Ахимелеха и Авиафара. Можно объяснить и иначе, именно: книга Царств говорит о тогдашнем иерее Ахимелехе, а евангелист об Авиафаре, тогдашнем архиерее, и потому показания их не противоречат одно другому. Иерей был на тот раз Ахимелех, а Авиафар был тогда архиереем. В высшем смысле разумей это так: Христовы ученики идут в субботу, то есть в душевном покое (суббота — значит покой); следовательно, когда возымели свободу от страстей и от нападения бесов, тогда совершают путь, то есть делаются и для других путеводителями к добродетели, срывая и искореняя всякие земные и низкие мечтательные произрастания. Ибо кто предварительно не освободится от страстей и не настроит себя к тихому образу жизни, тот не может путеводить других и быть для них вождем ко благу.

По случаю обвинения иудеями учеников за то, что они в субботу срывали колосья, Господь и примером Давида уже заградил уста обвинителям, а чтоб и теперь еще более вразумить их, Он чудодействует, чрез это Он выражает следующее: вот как неповинны в грехе ученики Мои: Я и Сам делаю в день субботний, являя сие чудо. Ежели чудодействовать есть грех, то вообще и делать необходимое в субботу есть грех; но совершить чудо для спасения человека есть дело Божие, следовательно, не нарушает закона и тот, кто делает в субботу что-либо не худое. Поэтому Господь и спрашивает иудеев: «должно ли в субботу добро делать?», обличая их в том, что они препятствуют Ему делать добро. В переносном смысле суха бывает правая рука у всякого, кто не творит дела правой стороны. К такому человеку говорит Христос: «стань», то есть отстань от греха, «стань на средину», то есть на средину добродетелей, так как всякая добродетель есть средина, не склоняющаяся ни к недостатку, ни к излишеству. Итак, когда он станет на эту средину, тогда рука его снова сделается здоровой. Заметь и слово «стала»; было время, когда мы имели руки, или деятельные силы, здоровыми, когда, то есть еще не было совершено преступление: а с тех пор, как рука наша простерлась к запрещенному плоду, она стала сухой по отношению к деланию добра. Но она опять придет в прежнее здоровое состояние, когда мы станем посреди добродетелей.

Поучение, 56

ИЗ ПРОПОВЕДЕЙ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

… И вот человек-грешник, который весь мир вроде поставил на службу себе, – он все и изгадил, потому что не относится к миру как к дару Божию. Стремление только потреблять: мне надо дерево, значит, спилю; мне нужно еще что-то, значит, добуду; а после меня хоть потоп. Абсолютно наплевательское отношение. Отчего это происходит? От недостатка любви и от недостатка понимания, от того, что человек обращен только на себя. И это зло выражается в чем угодно. Вот, например, один человек ругает другого. Ну, допустим, тот даже виноват, но ты-то сам грешник, как же ты можешь другому говорить, что он такой-сякой, когда ты сам такой же такой-сякой и даже еще хуже? А у нас это постоянно, нам только бы свое отношение заявить. Вот в нас кипит – и нам надо обязательно выплеснуть.

Протоиерей Димитрий Смирнов 2Если нам нравится человек, мы готовы его ласкать; если не нравится, мы его отодвигаем. Возникло чувство зависти – значит, завидуем; возникло чувство блудное – значит, услаждаемся; если увидели какую-то вещь и нам хочется ее – значит, мыслим, чтобы нам только ее заполучить. И так во всем, мы живем только чувствами, а они воспаляются от геенны, от ада преисподнейшего, от нашей греховной, падшей природы. А нам надо стараться жить не по чувствам, а по заповедям Божиим. Есть заповедь – и надо ее исполнять; понимаешь не понимаешь, хочешь не хочешь, можешь не можешь – а надо.

И если мы будем заповеди Божии исполнять, то постепенно наша жизнь начнет исправляться, а если не будем исполнять заповеди Божии, то все как один погибнем. Что значит погибнем? Значит, мы, несмотря на нашу веру, в Царство Небесное не войдем, потому что и бесы тоже веруют, но не могут они в Царствие Небесное войти, будучи злыми по своей природе. Нам наша жизнь дана, чтобы мы не просто ее проели, пропили, прожили, а чтобы мы все время копили добро. Как Господь говорит: в Бога надо богатеть. Надо постепенно самого себя из скандалиста, раздражительного, блудного, нахального, жадного, еще всякого человека превратить в существо кроткое, спокойное, смиренное, нераздражительное, любовное, уважающее другого человека, уважающее его бесценную свободу. А мы постоянно посягаем на свободу других людей.

Молитва дня, 56

Дорогие братья и сестры, в субботу 1-й седмицы Великого поста, совершается святая память славного мученика Феодора Тирона, которому давайте мы с Вами прочтем похвальные стихиры, чтобы страдалец Христов укрепил нас на последующие дни подвига Великого поста:

СТИХИРЫ МУЧЕНИКУ ФЕОДОРУ ТИРОНУ

Чудный во святых воистинну Боже, во мне удиви милости Твоя Христе, слово ми даруя, яко да чудная восхвалю Твоего мученика.

Святый мучениче Феодоре, моли Бога о нас.

Твердое в страдальчестве, и терпеливое в болезнех показал еси страстотерпче Христов: скорое же паки на нас помощи являя твоея, Феодоре.

Святый мучениче Феодоре, моли Бога о нас.

Благочестивую отец веру, от души его мучитель отревая зле, нечестивый совет Богу приразив, восхоте присно ити.

Святый мучениче Феодоре, моли Бога о нас.

Божественное всеоружие восприим, и идолов лесть низложив, ангелы воздвигл еси восхваляти подвиги твоя: божественным бо желанием ум распалив, смерть во огни доблественно презрел еси. Темже именоносно просящим тя даруй божественныя дары, исцелений подаяния страстотерпче Феодоре: молися Христу Богу, согрешений оставление даровати, празднующим любовию святую память твою.

Святый мучениче Феодоре, моли Бога о нас.

Максимиановыми ласканьми не уклонився, Христовыми же словесы мужествовав, идольское капище во огни испепелил еси, страдальчески победив добре сопротивника, пророчески прешел еси огнь, якоже в воде. Темже достойно воздаяние подвигов, источаеши исцеления, страстотерпче Феодоре: молися Христу Богу, прегрешений оставлению дароватися, празднующим любовию святую память твою.

36, желтый 2

На главную страницу сайта