Духовное чтение на 21 марта 2019 года

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Для духовного и молитвенно прочтения предлагаем календарь, посвященный 21 марта, состоящий из следующих рубрик:

• Жития святых – Апостол Ерма;
• Священное Писание – Книга Бытия (глава 5-я: стихи 1-24);
• Толкование св. Писания – Святителем Филаретом Дроздовым;
• Проповедь пастырей – Из поучений протоиерея Димитрия Смирнова;
• Молитва дня – читаемые в четверг 2-й седмицы Великого поста.

Духовное чтение на 21 марта 2019 года

Апостол Ерма

Братья и сестры, сегодня мы будем говорить об одной из самых ранних христианских книг, которая называется «Пастырь Ермы».

Конечно, это связано с сегодняшней памятью святого апостола от 70-ти ближайших учеников Христовых Ермы. Только вот в вопросах авторства самых ранних христианских книг почти всегда существуют разные мнения. Да что уж говорить, в современной библеистике существуют разные мнения об авторстве даже самых главных и авторитетных книг нашего Священного Писания. Что же касается книги «Пастырь Ермы», то патрологи разделяются на два лагеря. На тех, кто считают, что автором был  апостол от 70-ти Ерма, упоминаемый в Послании апостола Павла к Римлянам, бывший, по Преданию, епископом Филипп, или Филиппополя. И тех, которые считают, что «Пастырь» был написан Гермой (или Ермой), братом десятого епископа и папы Римского Пия I (Пий возглавлял общину христиан Рима с 140 по 155 год). Первой позиции придерживались Ориген и святой блаженный Иероним Стридонский. А вторая позиция основана на упоминании в Мураториевом каноне – древнейшем перечне христианских писаний. Там сказано, что Герма написал «Пастыря», когда епископом был его брат Пий. Мы же будем придерживаться традиционной позиции авторства апостола от 70-ти Ермы.

Итак, давайте поговорим о самой книге. Она достаточно объемна (примерно равна Евангелиям от Матфея и от Марка, вместе взятым). Очевидно, что этот литературный памятник относится к жанру апокалипсиса. Он целиком состоит из 16 пространных видений автору. Все видения происходят в окрестностях Рима, частично по дороге в Кумы; каждое из них святой Ерма получает от какого-то небесного существа: госпожи, старицы, юноши, девы, пастыря и ангела. Краткие явления юноши изъясняют и дополняют пространные явления старицы, а явление ангела – явления пастыря. Откровения апостол Ерма принимал чаще всего либо через зрение, либо через слух, и лишь однажды ему был открыт смысл написанного в таинственной книге. Иногда Ерма в книге переносится в необычайные места, видит странные здания и фантастических существ. Апостол Ерма не изображает себя в книге лицом сколь-либо авторитетным, а напротив, недостойным грешником. Те, персонажи, что передают ему откровения, тоже не являются авторитетами сами по себе. Они не пророки или апостолы, это просто старица, дева, пастырь или ангел. Даже когда выясняется, что старица была Церковью, она оказывается Церковью не Небесной, а земной, страждущей. Видимо, все образы героев книги имеют символическое значение.

Давайте прочитаем что-нибудь из «Пастыря Ермы». Вот глава о печали и терпении. «Будь великодушен и терпелив, – сказал пастырь, – и будешь господствовать над всеми злыми делами и сотворишь всякую правду. Если будешь великодушен, то Дух Святой, в тебе обитающий, останется чист и не омрачится от какого-либо злого духа, но, ликуя, расширится, и вместе с сосудом, в котором обитает, будет радостно служить Господу. Если же найдет какой-либо гнев, то Дух Святой, сущий в тебе, тотчас же будет стеснен и постарается удалиться, ибо подавляется злым духом и, оскорбляемый гневом, не имеет возможности служить Господу, как желает. Поэтому, когда оба духа обитают вместе, плохо бывает человеку. Так, если взять немножко полыни и положить в сосуд с медом, не весь ли мед испортится? И столько меда пропадает от незначительного количества полыни, теряет сладость и уже не имеет приятности для своего владельца, потому что делается горьким и негодным к употреблению. Но если в мед не класть полынь, он останется сладок. Сам видишь, великодушие слаще меда, и оно угодно Богу, и Господь обитает в нем, а гнев горек и неугоден. Итак, если к великодушию примешивается гнев, то дух возмущается, и неприятна Богу молитва его».

Или вот что мы читаем о сомнении в наших просьбах к Богу. «Далее говорил мне пастырь: Отринь от себя сомнения и нисколько не колеблись просить чего-либо у Господа, говоря себе: каким образом могу я просить у Господа и получить, столько согрешив пред Ним? Не помышляй этого, но от всего сердца обращайся к Господу и проси без сомнения – и познаешь великую благость Его, потому что Он не презрит тебя, но исполнит прошение души твоей. Ибо Бог – не как люди, которые помнят обиды, Он не помнит зла и милосерден к своему созданию. Итак, очисти сердце свое от всех сует настоящего века и прежде всего выполняй данные тебе от Бога наказы – и получишь все блага, которых просишь, и все прошения твои не будут оставлены, если будешь просить у Господа без сомнения. Те же, которые сомневаются, совсем ничего не получают из того, о чем просят. Исполненные веры всего просят с упованием и получают от Господа, ибо просят без сомнения. Всякий колеблющийся человек с трудом спасется, если только не покается. Поэтому очисти сердце свое от сомнения, облекись в веру и, веруя Господу, получишь все, о чем просишь. Но если иногда, прося о чем-либо Господа, долго не получаешь, не колеблись оттого, что сразу не выполняются прошения души твоей. Ибо, может быть, для испытания или за грех твой, которого не знаешь, позднее получишь то, что просишь. Но ты не переставай высказывать желание души своей и будешь вознагражден».

Братья и сестры, будем усердно знакомиться с древней христианской литературой, она так прекрасна и поучительна. Ведь сейчас есть возможность найти в Интернете любые книги! Было бы только желание. Например, Великим постом можно было бы взять себе за правило – каждую неделю знакомиться с произведением кого-либо из раннехристианских авторов. И да помогут они нам в этом своими молитвами.

Святый апостоле Ерме, моли Бога о нас!

Священное Писание, 54

Книга Бытия (глава 5-я: стихи 1-24)

Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его, мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек, в день сотворения их. Адам жил сто тридцать лет и родил сына по подобию своему, по образу своему, и нарек ему имя: Сиф. Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот лет, и родил он сынов и дочерей. Всех же дней жизни Адамовой было девятьсот тридцать лет; и он умер. Сиф жил сто пять лет и родил Еноса. По рождении Еноса Сиф жил восемьсот семь лет и родил сынов и дочерей. Всех же дней Сифовых было девятьсот двенадцать лет; и он умер. Енос жил девяносто лет и родил Каинана. По рождении Каинана Енос жил восемьсот пятнадцать лет и родил сынов и дочерей. Всех же дней Еноса было девятьсот пять лет; и он умер. Каинан жил семьдесят лет и родил Малелеила. По рождении Малелеила Каинан жил восемьсот сорок лет и родил сынов и дочерей. Всех же дней Каинана было девятьсот десять лет; и он умер. Малелеил жил шестьдесят пять лет и родил Иареда. По рождении Иареда Малелеил жил восемьсот тридцать лет и родил сынов и дочерей. Всех же дней Малелеила было восемьсот девяносто пять лет; и он умер. Иаред жил сто шестьдесят два года и родил Еноха. По рождении Еноха Иаред жил восемьсот лет и родил сынов и дочерей. Всех же дней Иареда было девятьсот шестьдесят два года; и он умер. Енох жил шестьдесят пять лет и родил Мафусала. И ходил Енох пред Богом, по рождении Мафусала, триста лет и родил сынов и дочерей. Всех же дней Еноха было триста шестьдесят пять лет. И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его.

Толкование священного Писания, 54

 ТОЛКОВАНИЕ СВЯТИТЕЛЯ ФИЛАРЕТА (ДРОЗДОВА)

После того, как Моисей кратко упомянул о распространении человеческого рода в двух различных отраслях, приступая вновь к исчислению родов, он предупреждает читателя о своем намерении особливым надписанием сей статьи: Вот родословие Адама и проч. как бы так сказал: «Прежде мы наименовали некоторых потомков Адама, дабы показать их свойства в двух различных племенах, теперь покажем последовательный порядок родов первого мира и его летосчисление».

Из множества родов Моисей избрал линию от Сифа до Ноя как такую, которая открывает происхождение человеческого рода, живущего после потопа; наипаче же как такую, от которой долженствовал родиться Мессия, которая всегда сохраняла сие обетование и всегда была в особенном внимании Промысла. В летосчислении Патриархов есть разность между древними текстами: еврейским, греческим и самаритянским. Текст греческий в летосчислении первого мира дает около 600 лет более, нежели еврейский; достойно примечания, что превышает его почти всегда круглыми числами. Трудность изъяснить удовлетворительно происхождение сея разности не препятствует чистому разумению спасительного учения в Св. Писании. Что касается до необыкновенного долголетия Патриархов, довольно приметить, что предание о нем сохранила и языческая древность. (Иосиф Флавий, говоря о сем, Antiq. L. I, с. 3, ссылается на греков и варваров, именно на Манефона, Бероза, Мосха, Естиея, Иеронима Египетского, Гезиода, Екатея, Елланипа, Акусилая, Ефора, Николая).

Родил сына по подобию своему и по образу своему. Сиф имел подобный Адаму образ естества человеческого; но не о сем, кажется, говорит Моисей; ибо кто усомнится в том, что первый человек родил другого человека?

Образ благочестия, но и о сем не упомянул Моисей, говоря о Авеле.

Образ греха и смертности; и о сем‑то наипаче образе, конечно, мыслил здесь Моисей, когда противоположил его Божию образу. Сим образом уничтожает он гордое мнение тех, которые производили человеков от рода богов и под именем родоначальника о всем роде человеческом исповедует то, что Давид исповедал о себе (Пс. 50:7).

Приступая к повествованию о потомстве Адама, Моисей не имеет намерения составить полное родословие, ибо, наименовав трех сынов его: Каина, Авеля и Сифа, о прочих его детях говорит только, что у него родились сыновья и дочери.

И ходил Енох пред Богом, по рождении Мафусала, триста лет и родил сынов и дочерей

Дабы показать, что благословенное племя всегда имело людей, достойных продолжения оного великого благословения, и от времени до времени являло в себе предначертательные образы славного семени жены, Моисей несколько прерывает свое летосчисление касательно жизнеописания Еноха, коего показывает образ жизни и кончину.

Енох ходил с Богом. В приложении к людям сие выражение употребляется для означения близости, сообщения, обхождения (1 Цар. 25:15). В отношении к Богу подобное сему выражение ходить пред лицем Божиим означает иногда благоговейное внимание человека к Богу (Быт. 17:1), иногда благоволительное внимание Бога к человеку (1 Цар. 2:30). Вообще путем и хождением выражают евреи нравственный образ жизни. По сим соображениям настоящее сказание о Енохе означает вообще, что он вел такую жизнь, по которой всегда был близок к Богу. Заключающиеся в сем подробные понятия суть: хождение пред Богом, или в живом чувствовании присутствия Божия; хождение с Богом, или соединение с ним верою и любовью; хождению вслед Бога, или подражание Ему и стремление к совершенству, сообразному с совершенством Отца Небесного; наконец, хождение пред лицем Бога, яко указателя и правителя пути, то есть пребывание под особенным покровом Его провидения и благодати. Семьдесят толковников, отступив от слов многознаменательного изречения еврейского, хотели изобразить силу оного словом угодитьугоди же Енох Богу.

И не стало его, потому что Бог взял его. Некоторые иудеи, принимая сии слова так, как бы они значили то же, что Бог взял душу его (3 Цар. 19:4), приписывают Еноху смерть естественную, но притом внезапную и несчастную. Филон (L. de Abraham) иносказательно излагает оные о нравственном обращении Еноха к Богу и удалении от общества человеческого. Но дабы иметь лучшее понятие о кончине Еноха, обратиться должно к кончине Илии, которого также взял Господь (4 Цар. 2:5). Должно думать, что и в первом по достижении внутреннего человека его в предопределенную меру благодатного возраста смертное поглощено было жизнью (2 Кор. 5:4), некоторым благороднейшим образом, нежели тем, который мы называем смертию телесного.

Поучения св. Отцов 54

ИЗ ПРОПОВЕДЕЙ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

… Наша жизнь — полное безумие. Все пять миллиардов катятся в про­пасть, а думают, что они строят цивилизацию. Такое уже было, и это описано в Священном Писании: люди строили Вавилонскую башню и думали, что они достанут до неба. Конечно, все рухнуло. Так вот и наша цивилизация, разумеется, рухнет, и люди поймут, что жизнь потрачена зря. Как мно­гие, когда им переваливает за пятьдесят, начинают уже понимать, что жизнь потерпела полный крах во всем: и в семейной жизни, и в детях, и в карьере. Вообще все, к чему стремились, все рушится, потому что перед смертным часом все романтические потуги человека бледнеют, и жизнь приходит к тупику. Это когда человек молодой, красивый — он нахален, он улыбается, ему кажется, что все ему покорится. Но эти пятнадцать-двадцать лет очень быстро протекут, начнутся болезни, и человек лицом к лицу окажется со своими грехами и с грядущей, совсем близкой смертью — то сосед умрет, то друг заболел, то однокашника похоронил. Все ближе и ближе снаряды падают.

Спрашивается: хотя бы в этот момент, пока у тебя еще ножки ходят, можешь ты как-то опомниться, покаяться, подумать о своей душе, начать заниматься подлинным делом, настоящим? А то посмотришь — взрослый человек, солидный, уже, может быть, даже внуки есть, и какой-то ерундой занимается: телевизор смотрит или газеты читает. Что, неужели делать нечего? Надо же оплакивать свою жизнь, надо же стараться исправить свое сердце — но так уже окаменели, отупели, что ничего в сердце не проникает. Только ремонт в квартире закончили — муж заболел; муж только на ноги встал — сын запил; только очухался, пропился — дочь затеяла с мужем разводиться, внук глаз себе подбил. И так все время. Мы всё думаем: вот сейчас будет покой, вот завтра… Все время в «светлое будущее» обращаемся, все время живем будущим: вот будем, вот получим, купим, достанем. Дьявол нас водит, как осла водят: берут удочку и под нос ему морковку, и он за ней идет, а морковка-то не приближается.

Молитва дня, 25

Дорогие братья и сестры, перед Вами молитвы, читаемые в храмах в четверг 2-й седмицы Великого поста:

10

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Христос лоза красная, гроздия вас принесе, сладость спасительную напаяющия земли, апостоли богоноснии: темже мя избавите сластей пиянства, молюся, струи умиления души моей дарующе в божественнем пощения дни: яко да спасся живот получу.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Милосердия Твоего богатство безмерное, и могутства Твоего державу непреборимую приемля во ум, притекох к крову Твоему, скорбию содержимь, и люте недоумевая, зову из глубины моего сердца со слезами: Дево Богородице, помогай ми, едина миру предстательство.

Пророчества Исаиина (глава 6-я: стики 1-12)

Бысть в лето, в неже умре Озиа царь, видех Господа седяща на престоле высоце, и превознесенне, и исполнь дом славы Его. И серафими стояху окрест Его, шесть крил единому, и шесть крил другому: и двема убо покрываху лица своя, двема же покрываху ноги своя, и двема летаху. И взываху друг ко другу, и глаголаху: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф: исполнь вся земля славы Его. И взяся наддверие от гласа, имже вопияху, и дом наполнися дыма. И рекох: о окаянный аз, яко умилихся, яко человек сый, и не чисты устне имый, посреде людей нечистыя устне имущих аз живу: и Царя Господа Саваофа видех очима моима. И послан бысть ко мне един от серафимов, и в руце своей имяше угль горящ, егоже клещами взят от олтаря, И прикоснуся устнам моим, и рече: се прикоснуся сие устнам твоим, и отымет беззакония твоя, и грехи твоя очистит. И слышах глас Господа глаголюща: кого послю и кто пойдет к людем сим? и рекох: се аз есмь, посли мя. И рече: иди и рцы людем сим: слухом услышите, и не уразумеете: и видяще, узрите, и не увидите: одебеле бо сердце людей сих, и ушима своима тяжко слышаша, и очи свои смежиша: да не когда узрят очима, и ушима услышат, и сердцем уразумеют, и обратятся и исцелю я. И рекох: доколе Господи? и рече: дондеже опустеют гради, от еже ненаселеным быти, и домы, от еже не быти человеком, и земля останется пуста. И посем продолжит Бог человеки, и умножатся оставльшиися на земли.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Господи благоуветлив буди нам, в сие божественное время, слезы точити Тебе от сердца сподоби всегда, ко отмовению скверн душевных, и к прозябению святых заповедей: яко да сице постящеся, достойно благоугодим Тебе, и всечестную Твою страсть всем видети благоизволи, молитвами Твоих мироспасительных апостол, слава Тебе.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Милосердия источник Пречистая, Честная Дево Мати Богородице, богатно на ны Чистая излей, и даруй нам согрешений оставление: Ты бо еси предстательство наше и Божественный покров.

34

На главную страницу сайта