Духовное чтение на 26 марта 2019 года

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Перед Вами календарь духовного чтения, посвященный 26 марта 2019 года. На его страницах Вы можете прочесть жизнеописание священномученика Михаила Околовича; отрывок из книги Бытия; помолиться, и прочесть наставление протоиерея Димитрия Смирнова.

• Жития святых – Священномученик Михаил Околович, пресвитер;
• Священное Писание – Книга Бытие (глава 7-я: стихи 1-5);
• Толкование св. Писания – Преподобным Ефремом Сириным;
• Проповедь пастырей – Из поучений протоиерея Димитрия Смирнова;
• Молитва дня – Стихиры, читаемые во вторник 3-й седмицы Великого поста.

Жития святых, 52

Священномученик Михаил Околович, пресвитер

Родился будущий святой 15 октября 1888 года в городе Полоцке Витебской губернии в семье священника. В 1899 году Михаил окончил начальную школу и поступил в Полоцкое духовное училище. В 1904 году он поступил в Витебскую духовную семинарию, а по завершении обучения в ней –  в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую окончил по первому разряду в 1914 году. В 1913 году познакомился со студенткой Бестужевских курсов Марией Максимовной Мастрюкович, и в 1914 году Михаил Федорович и Мария Максимовна обвенчались. 30 сентября того же года Учебный комитет при Святейшем Синоде постановил назначить на должность законоучителя и инспектора Иркутского духовного училища «Михаила Околовича, с принятием им священного сана».

23 ноября 1914 года Михаил Федорович был рукоположен во священника к училищному храму. В июне 1917 года отец Михаил был избран членом Иркутского епархиального училищного совета. В том же году на собрании духовенства и мирян Иркутской епархии отец Михаил был избран делегатом на Всероссийский Поместный церковный собор. В 1918 году после прихода к власти безбожников духовное училище было закрыто и отец Михаил был назначен служить священником в Крестовоздвиженскую церковь в Иркутске. К этому времени он стал одним из наиболее известных и уважаемых пастырей города: его полюбили за истовое благоговейное служение, глубокую, сердечную проповедь, сострадание к людям, готовность всегда прийти на помощь. Из-за популярности священника Иркутская ЧК установила за ним постоянное наблюдение.

В феврале 1921 года сотрудники ЧК произвели на чердаке Крестовоздвиженского храма обыск и нашли патроны, порох и одну гранату. Отец Михаил и сторож храма были обвинены в хранении оружия. Обвиняемые отказались признать себя виновными. 26 мая 1921 года состоялось заседание Революционного трибунала, который не смог доказать виновность священника и сторожа, и вскоре обвиняемые были освобождены. Отец Михаил вернулся служить в Крестовоздвиженский храм.

Епархия переживала тяжелое время, так как церковную власть при поддержке безбожных властей пытались захватить обновленцы, и отец Михаил решением духовенства Иркутской епархии был направлен в Москву к Патриарху.

Осенью 1924 года Иркутск посетил один из основателей обновленчества, сложивший с себя сан священника – Калиновский. Для участия в диспуте с ним были приглашены епископ Нижнеудинский Кирилл (Соколов), многие известные священники Иркутска, и в частности отец Михаил Околович. Первым выступил Калиновский, который сделал доклад в стиле типичной советской атеистической пропаганды. В ответ выступил отец Михаил Околович. Осенив себя крестным знамением, он сказал, что говорить с людьми, которые всецело разделяют взгляд Калиновского нелегко, и он просит об одном – спокойно выслушать его, и если сердце хотя бы одного из присутствующих выслушает со вниманием слова о бытии Божием, то он будет вознагражден.

«Калиновский, говоря о Боге, не доказал, можно ли познать Его эмпирически, то есть постигнуть умом, увидеть глазами, осязать руками, и ему этого никогда не доказать, потому что наука имеет известный предел, далее которого проникнуть она бессильна. Но эта область непостижимого внешним опытом постигается внутренним чувством человека. Человек сердцем входит в общение с Богом и здесь познает и постигает Его. Мы верим в существующее, вы – в несуществующее, наша вера положительная, ваша – отрицательная, наша вера разумная, ваша – безумная. Мы верим, что в мире все совершается от разных причин, а вы все приписываете случаю. А поэтому мы к логике, к разуму зовем вас».

Отца Михаила в те годы неоднократно вызывали в ОГПУ, предлагали снять сан, поменять деятельность священника на деятельность педагога, предлагали стать осведомителем, поддержать обновленцев, обещая высокое положение в обновленческой иерархии, но все эти предложения священник категорически отверг; тогда власти приняли решение его арестовать. Незадолго до ареста отец Михаил был возведен в сан протоиерея.

17 февраля 1925 года отец Михаил вместе с некоторыми другими выдающимися пастырями города был арестован и заключен в иркутскую тюрьму. Один из сотрудников ОГПУ после обыска в квартире священника написал в своем рапорте: «Околович, судя по его разговору и по книгам, имеющимся у него, поп не простой, а современный, просвещенный. Так у него, кроме книг религиозно-нравственного, духовного содержания и беллетристики, есть немало книг по философии, социологии…»

Дело было отправлено в Москву на изучение сотрудников 6-го отделения секретного отдела ОГПУ, которые рекомендовали заключить священников на три года в лагерь. 13 ноября 1925 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило священников, и среди них протоиерея Михаила, к трем годам заключения в Вишерское отделение Соловецких лагерей. Поскольку по окончании срока заключения ему было запрещено жить в Иркутске, отец Михаил поселился в Минусинске, куда прибыл в июне 1928 года. Сюда к нему приехала жена. Служить в храме власти ему запретили, на светскую работу не принимали как священника, и он пел в храме на клиросе, а жили тем, что продавали последние остававшиеся у них вещи.

26 февраля 1933 года протоиерей Михаил был снова арестован, а 10 июня приговорен к десяти годам заключения в исправительно-трудовой лагерь. Он был отправлен в 4-е отделение Дальлага, в лагпункт Балынь, заключенные которого занимались строительством города Комсомольска-на-Амуре.

В 1937–1938 годах началось новое гонение на духовенство, коснувшееся и тех, кто находился в тюрьмах и концлагерях. 26 марта 1938 года тройка НКВД приговорила отца Михаила к расстрелу. Протоиерей Михаил Околович был расстрелян в тот же день, 26 марта, и погребен в общей безвестной могиле.

Священномучениче Михаиле, моли Бога о нас!

Священное Писание, 52

Книга Бытие (глава 7-я: стихи 1-5)

И сказал Господь Ною: войди ты и все семейство твое в ковчег, ибо тебя увидел Я праведным предо Мною в роде сем; и всякого скота чистого возьми по семи, мужеского пола и женского, а из скота нечистого по два, мужеского пола и женского; также и из птиц небесных по семи, мужеского пола и женского, чтобы сохранить племя для всей земли, ибо через семь дней Я буду изливать дождь на землю сорок дней и сорок ночей; и истреблю все существующее, что Я создал, с лица земли. Ной сделал все, что Господь повелел ему.

Толкование священного Писания, 52

ТОЛКОВАНИЕ ПРЕПОДОБНЫМ ЕФРЕМОМ СИРИНЫМ

Когда же люди не покаялись, при всем том, что Ной по святости своей служил для современников образцом, а праведностью своей целых сто лет проповедовал им о потопе, даже смеялись над Ноем, извещавшем их, что искать спасения в ковчеге придут к нему все роды живых тварей, и говорили: «Как придут звери и птицы, рассеянные по всем странам?», тогда Бог снова повторил ему: вниди ты и весь дом твой в ковчег, яко тя видех праведна предо Мною в роде сем. От скотов же чистых введи к себе седмь седмь, мужеский пол и женский: от скотов же нечистых два два, мужеский пол и женский. Скотами чистыми называются животные кроткие, а нечистыми именуются вредоносные. И в самом начале Бог сотворил животных чистых в большем числе.

Животные идут в ковчегИ вот, кого не убеждало слово, те должны были убедиться видимым. Еще бо дний седмь, Аз наведу дождь на землю четыредесять дний и четыредесять нощей: и потреблю все, еже сотворих. В тот самый день начали приходить с востока слоны, с юга — обезьяны и павлины, другие животные собирались с запада, иные спешили идти с севера. Львы оставили дубравы свои, лютые звери выходили из логовищ своих, олени и онагры (дикие ослы) шли из пустынь своих, животные, жившие на горах, собирались оттуда. Современники Ноевы стеклись на такое новое зрелище, — но не для покаяния, а чтобы насладиться, видя, как перед глазами их входят в ковчег львы, вслед без страха спешат волы, ища с ними убежища, вместе входят волки и овцы, ястребы и воробьи, орлы и голуби.

Когда же и такое поспешное собрание зверей в ковчег, и водворившийся вскоре между ними мир, современников Ноевых не подвигли к покаянию, тогда сказал Господь Бог Ною: «Еще семь дней и истреблю всякую созданную Мною плоть». Бог давал людям на покаяние сто лет, пока строился ковчег, но они не одумались. Он собрал зверей, дотоле ими невиданных, — однако же люди не захотели покаяться; водворил мир между животными вредосносными и безвредными, — и тогда они не устрашились. Даже после того, как Ной и все животные вошли в ковчег, Бог медлил еще семь дней, оставляя дверь ковчега отверстой. Удивительно как то, что ни львы не вспомнили о своих дубравах, и прочие звери и птицы всякого рода не стали снова искать жилищ своих, так и то, что современники Ноевы, видя все, что совершалось вне ковчега и в ковчеге, не убедились оставить нечестивые дела свои.

Бог хотел отложить наказание нечестивых людей на сто двадцать лет, во-первых, чтобы они покаялись; сверх того, чтобы в течение этого времени жившие между ними праведники стали их судьями; наконец, чтобы праведники исполнили лета своей жизни, и не было причины сказать: «Почему Бог не избавил от истребления тех, которые не грешили?» Испытывая человеческий род в продолжение ста лет, Бог, однако, затем убавил двадцать лет, потому что те семь дней, которые медлил Он после вступления животных в ковчег, по знамениям, тогда совершившимся, были значительнее убавленных двадцати лет. Ибо если при знамениях, совершившихся в течение этих семи дней, люди не покаялись, то явно, что не покаялись бы они и за двадцать лет, протекших без знамений. Потому Убавивший двадцать лет избавил тем людей от большего числа преступлений.
Проповедь Пастырей, 52

ИЗ ПРОПОВЕДИ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

Гордость наша все время за­ставляет нас искать себе оп­равдания, а спасение начи­нается с обращения к Богу. А с чем мы можем к Богу обратиться, что, мы и перед Ним будем выгораживать себя? Но Бог знает все. То, что забыл наш дедушка, когда нас еще на свете не было, Он и то знает. Поэтому бесполезно перед Богом рядиться, перед Богом мож­но только признаться, признать­ся во всем, глубоко осознать всю свою греховность, все свое безо­бразие. Мы всем в жизни пользу­емся, а если посмотреть, что мы на эту землю принесли доброго и что злого, окажется, что зла на земле мы сотво­рили гораздо больше, вагоны, эшелоны зла и среди это­го ужаса несколько чайных ложек добра. И это надо осо­знать, в этом надо признаться самому себе и Богу и ужас­нуться, раскаяться.

Протоиерей Димитрий Смирнов 2… «Много сотворил Иисус перед учениками Своими чудес, о которых не писано в книге сей. Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его». После того как Фома исповедовал Его своим Богом и Господом, Господь сказал: «Блаженны те, которые не видели, но уверовали».

Блаженны. Кто может, подняв руку, сказать: я блажен? Нет, вокруг только унылые лица, недо­вольство, ропот, обиды. Отчего это происходит? Оттого, что мы не веруем. А зачем же тогда в храм пришли? Стоим здесь, крестимся, говорим: «Воис­тину воскресе». В какую такую истину? Где она и в чем выражается? Ни в чем. Мы ни одному слову Господню не веруем, ни одному-единственному: все по-своему переиначиваем, все только своего желаем, все новое Евангелие, как Лев Толстой, хотим написать, только у нас ума на это не хватает. У него хватило, к сожалению; нельзя сказать «слава Богу», потому что это все не во славу Божию, а в собственную славу. И потому нет у нас блаженства, и мы не знаем, что такое вечная жизнь, не знаем Христа, не имеем ни упокоения, ни утешения, ни любви — ничего.

Молитва дня, 52

Дорогие братья и сестры, во вторник 3-й седмицы Великого поста давайте вознесем с Вами молитвы, читаемые в сей день в храме:

2, заглавие, чтец, пост

СТИХИРЫ ВТОРНИКА 3-Й СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Пост возлюбим, души страсти лютейшия действом Духа увядающий, и Божественная деяния деяти укрепляющий, и ум на небо возсылающий, и прощение ходатайствующий, о нихже согрешихом, даруемое от Бога Щедраго.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Все житие мое студно иждив Господи, со блудницами окаянный, якоже блудный умилением зову: Отче Небесный, согреших, очисти и спаси мя, и не отрини мене самого от Тебе удалившася, и Божественными делы ныне обнищавшаго.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Приидите вси в кимвалех псаломских, честное воздержание целующе, возгласим: в нем бо мысленно змия злоначальнаго расторгнем. Темже со дерзновением возопиим Христу: подаждь Спасе неосужденно всесвятый Твой Крест видети, и поклонитися, во псалмех и пениих праздновати светло.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Отче Благий, от всех яже дал ми еси, обнажи мя безумие мое: удалихся от Тебе, и поработах странному гражданину, животная мерзкая пасох, и ни тех пищи насытихся. Темже притекох к Тебе, ведый Твое благоутробие: покрый мою наготу человеколюбием Твоим, и спаси мя.

Притчей чтение

Сыне, ты премудрость проповеждь, да разум послушает тебе. На высоких бо краех есть, посреде же стезь стоит: При вратех бо сильных приседит, во входех же поется. Вас о человецы, молю, и вдаю мой глас сыном человеческим. Уразумейте незлобивии коварство, ненаказаннии же приложите сердце. Послушайте мене: честная бо реку, и изнесу от устен правая. Яко истине поучится гортань мой, мерзки же предо мною устны лживыя. С правдою вси глаголы уст моих, ничтоже в них стропотно, ниже развращенно: Вся права разумевающим, и права обретающим разум. Приимите наказание, а не сребро, и разум паче злата искушена: избирайте же ведение паче злата чиста. Лучше бо премудрость камений многоценных, всякое же честное недостойно ея есть. Аз премудрость вселих совет и разум, и смысл аз призвах. Страх Господень ненавидит неправды, досаждения же и гордыни, и пути лукавых: возненавидех же аз развращенныя пути злых. Мой совет и утверждение, мой разум, моя же крепость. Мною царие царствуют, и сильнии пишут правду. Мною вельможи величаются, и властители мною держат землю. Аз любящия мя люблю, ищущии же мене обрящут благодать. Богатство и слава моя есть, и стяжание многих и правда. Лучше есть плодити мене паче злата и камения драга: мои же плоды лучше сребра избранна. В путех правды хожду, и посреде стезь оправдания живу: Да разделю любящим мя имение, и сокровища их исполню благих.

32

На главную страницу сайта