Духовное чтение на 27 марта 2019 годаМир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Перед Вами календарь духовного чтения, посвященный 27 марта 2019 года, состоящий из следующих духовных и молитвенных рубрик:

• Жития святых – Феодоровская икона Божией Матери;
• Священное Писание – Книга Бытия (глава 7-я: стихи 6-9);
• Толкование св. Писания – Блаженным Августином;
• Проповедь пастырей – Из поучений протоиерея Димитрия Смирнова;
• Молитва дня – читаемые в храмах в среду 3-й седмицы Великого поста.

Жития святых 53

Феодоровская икона Божией Матери

Сегодня, 27 марта, Православная Церковь совершает празднование иконе Божией Матери «Феóдоровская».

У каждой иконы Богородицы есть своя история, свое название. Удивительно, как многое пересекается в истории иконы «Феодоровская» – здесь имена и великомученика Феóдорора Стратилата, и мученицы Параскевы, и великого благоверного князя Александра Невского. С этой иконой связано и начало новой династии русских царей – Романовых.

Предание гласит, что икона эта была написана евангелистом Лукой; неизвестно, как она попала в маленький город Городец, куда восходят первые упоминания об иконе. Однако в 1239 году Городец был сожжен монголо-татарами, а образ исчез, но вскоре чудесным образом был найден младшим братом Александра Невского – князем Василием Костромским.

Преследуя на охоте зверя, князь случайно увидел на сосне икону. Он попытался снять ее, но она поднялась на воздух. В это же самое время в Костроме многие жители видели, как какой-то воин прошел по городу, пронося в руках икону. Этот воин был похож на изображение святого великомученика Феóдора Стратилата, в честь которого был построен собор в Костроме.

Духовное чтение на 27 марта 2019 годаВернувшись в город, князь в волнении рассказал о случившемся духовенству. Придя на указанное князем место, священники и народ увидели образ Богоматери, пали на колени и долго молились. Сняв икону с дерева, ее поместили в соборный храм города Костромы. Икону назвали Феóдоровской, памятуя о явлении с нею Феóдора Стратилата, который потом не раз являлся русским воинам на поле битвы.

На месте обрéтения иконы была основана первая иноческая обитель на костромской земле – Спасо-Запрудниковский мужской монастырь. Известно, что в том же 1239 году великий князь Ярослав Всеволодович благословил своего сына – благоверного великого князя Александра Невского – на брак с Александрой, дочерью полоцкого князя Брячислава. И здесь раскрывается еще одна особенность Феóдоровской иконы: на оборотной стороне находится изображение святой мученицы Параскевы (Пятницы), считавшейся на Руси покровительницей свадеб и невест.

За время пребывания Феóдоровской иконы в Костроме было явлено много чудесных событий. Дважды горел Костромской собор, и дважды икона оставалась невредимой в огне. В 1260 году к Костроме подступили татары, и городу угрожало полное разорение. Ополчение князя составляла лишь малая дружина, которую ему удалось наскоро собрать. Не надеясь на свои силы, князь велел нести перед собой образ Защитницы христиан. Во время битвы совершилось чудо: от лика Пресвятой Богородицы стали исходить ослепительные лучи света. Пораженные жгучими лучами татары обратились в бегство, битва окончилась победой костромичей. В память об этом чуде князь утвердил крест, как раз на месте, где во время битвы стояла икона, позднее там была выстроена каменная часовня, а близлежащее озеро было названо Святым.

Одно из значимых в истории нашей страны событий также связано с Феóдоровской иконой Божией Матери – избрание на царство в 1613 году Михаила Федоровича Романова. В Троицком соборе Ипатьевского монастыря посольство Земского собора долго уговаривало Михаила Федоровича и его мать, инокиню Марфу, принять избрание. На все мольбы они оставались непреклонны. Только речь Феодорита, архиепископа Рязанского, уповающего на помощь Пресвятой Богородицы, склонила Марфу к согласию благословить своего сына на царство.

Она упала пред Феóдоровской иконой и сказала: «Да будет воля Твоя, Владычице! В Твои руки предаю сына моего: наставь его на путь истинный, на благо Себе и Отечеству!»

С этого времени образ Феóдоровской Божией Матери особенно почитался всеми представителями царственного дома Романовых. Многие российские царицы и княгини иностранного происхождения получали отчество Федоровна в честь фамильной иконы.

Существует несколько списков с иконы Божией Матери «Феóдоровская». Первый из них, сделанный инокиней Марфой, она привезла с собой в Москву. Сегодня Феóдоровская икона Божией Матери находится в костромском Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе.

В честь этой чудотворной иконы установлены два торжественных праздника: 29 августа по новому стилю – в память о чудесном явлении иконы в 1239 году и 27 марта – в память об избрании Михаила Романова на царство.

Феóдоровская икона Божией Матери почитается как покровительница невест, семейного благополучия, рождения детей у бездетных пар, помогающая в трудных родах.

Священное Писание, 53

Книга Бытия (глава 7-я: стихи 6-9)

Ной же был шестисот лет, как потоп водный пришел на землю. И вошел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним в ковчег от вод потопа. И из скотов чистых и из скотов нечистых, и из птиц, и из всех пресмыкающихся по земле по паре, мужеского пола и женского, вошли к Ною в ковчег, как Бог повелел Ною.

Толкование Писания, 53

ТОЛКОВАНИЕ БЛАЖЕННЫМ АВГУСТИНОМ

Блаженный АвгустинНой есть прообраз Христа, а ковчег круг земной. Для чего же и помещены в ковчег все животные, как не для того, чтобы означать все народы? Ведь Бог не нуждался в них, чтобы заново сотворить всякий род живых существ. Когда никого из них не было, разве Он не сказал земле, чтобы она произвела их, и земля произвела их? Следовательно, как Он сотворил их тогда, так сотворил бы и теперь; как сотворил словом, так словом бы и сотворил заново. Так разве, помещая их в ковчег, Он тем самым не возвещал тайну и не дополнял пророчество, представляя в дереве ковчега образ всех народов, ибо на дереве была утверждена жизнь всех народов?

…Разве не было других патриархов? Разве прежде этих святых не было Ноя, который один из всего рода человеческого, вместе с домом своим, заслужил спастись от потопа и в котором, как и в сыновьях его, был предвосхищен образ Церкви? Они убереглись от потопа на спасительном древе.

Наставление, 53

ИЗ ПРОПОВЕДИ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

Протоиерей Димитрий СмирновЕсли мы почитаем Евангелие, то увидим, что оно обличает нас. Поэтому многие Евангелия не читают — когда-то, может быть, прочли или что-то слышали в церк­ви, и им этого достаточно. На словах кого ни возьми, все глубоко верующие люди, причем настолько глубоко, что этой веры даже не видно. Она как в бездонном колодце: камни туда кидай, и никакого отзвука. Никакого отзвука слова Божия нет, то есть ничем не отличается человек так называемый глубоко верующий от челове­ка, в котором совершенно никакой нет веры, — только хуже еще, еще лицемернее, еще противнее и еще безобразнее. Один только внешний вид, и то очень ненадол­го. Некоторые даже в течение двух часов, пребывая в храме, не в состоянии побыть верующими, хотя бы фальшивое, хотя бы притворное смирение явить.

Спрашивается: что это за вера такая? Известное дело, бесовская вера, потому что ничего христианского в ней нет. Апостолу Фоме Господь сказал: «Не буди неверен, но верен». И Фома не однажды засвидетельствовал свою веру — и всей своей жизнью, и смертью. Он не стал пальцы в раны Спасителя погружать, а ответил: «Господь мой и Бог мой», верую Тебе как Богу и покоряюсь как своему Господину. Потому что если я раб, я должен во всем слушаться Господа. Только этим и приобретается блаженство.

Молитва дня 53

Дорогие братья и сестры, в среду 3-й седмицы Великого поста предлагаем к молитвенному прочтению следующее краткое молитвословие:

Молитва, чтение, храм

СТИХИРЫ СРЕДЫ 3-Й СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Огнем мя Твоего страха очисти, возжигая в моей души Божественную Твою любовь, и Крестом Твоим огради мя, еже прельсти ветхий запинатель, сластьми омрачив мое Христе помышление.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Скверных помышлений, и деяний злых, постимся братие, очистим сердца, вперимся божественными добродетельми, и долеревностныя злобы стремлений уклонимся, да Пасху великую светоноснии узрим.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

О Кресте Твоем Христе, священницы хвалятся, иноки укрепляются, всякий просвещается верный: сподоби мя сего видети, и поклонитися, и пети во веки.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Поста огнем обострившеся дети благочестивии, возвышеный древле пламень, Божественною росою угасиша воистинну. И мы постящеся, пещи всех страстей угасим, яко да геенскаго избегнем пламене.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Из Тебе Божия мудрость храм Себе создавши, воплотися неизреченным снизхождением, Отроковице неискусобрачная: Ты бо едина от всех родов избранна еси нетленная, нетленнаго в жилище Слова.

Пророчества Исаиина чтение (глава 10: стихи 12-20)

Будет, егда скончает Господь вся творя в горе Сиони, во Иерусалиме, наведет на ум великий, на князя Ассирийска, и на высоту славы очию его. Рече бо: крепостию руки моея сотворю, и премудростию разума [моего] отыму пределы языков, и силу их пленю: И сотрясу грады населеныя, и вселенную всю обыму рукою моею яко гнездо, и яко оставленая яица возму, и несть, иже убежит мене, или противу мне речет, и отверзет уста, и глумит. Еда прославится секира без секущаго ею? или вознесется пила без влекущаго ю? такожде аще кто возмет жезл, или древо: и не тако. Но послет Господь Саваоф на твою честь безчестие, и на твою славу огнь горя возгорится. И будет свет Израилев во огнь, и освятит его огнем горящим, и пояст яко сено вещество. В той день угаснут горы и холми, и дубравы, и пояст от души даже до плотей: и будет бежай, яко бежай от пламене горяща. И оставльшиися от них будут в число, и отроча малое напишет я. И будет в той день, не приложится к тому останок Израилев, и спасеннии Иаковли не будут ктому уповающе на обидевшия их: но будут уповающе на Бога Святаго Израилева истиною.

Заглавие, окончание 33

На главную страницу сайта