Духовное чтение на 3 апреля 2019 года

Перед Вами календарь духовного чтения, посвященный 3 апреля 2019 года, состоящий из следующих духовных и молитвенных рубрик:

• Жития святых – Преподобный Серафим Вырицкий;
• Священное Писание – Книга Бытия (глава 9-я: 18-29; глава 10-я: 1);
• Толкование св. Писания – Святителем Филаретом (Дроздовым);
• Проповедь пастырей – Из поучений протоиерея Димитрия Смирнова;
• Молитва дня – читаемые в храмах в среду 4-й седмицы Великого поста.

Жития святых 53

Преподобный Серафим Вырицкий

Преподобный Серафим Вырицкий (в миру Василий Николаевич Муравьев) родился 31 марта 1866 года в деревне Вахромеево Рыбинского уезда Ярославской губернии в семье крестьян Николая и Хионии. Когда отроку было десять лет, умер его отец, и Василий благодаря помощи благочестивого односельчанина отправился в Санкт-Петербург на заработки, где и работал потом рассыльным, подручным приказчика, приказчиком и затем старшим приказчиком в лавках Гостиного и Апраксина дворов. Однако в душе мальчика жила заветная мечта – уйти в монастырь.

В четырнадцатилетнем возрасте он получает от прозорливого старца Александро-Невской лавры пророческое благословение – до поры оставаться в миру, творить богоугодные дела, создать благочестивую семью, воспитать детей и вместе с супругой посвятить дальнейшую жизнь монашескому подвигу. Приняв слово лаврского старца как Божие благословение, Василий так и прожил всю свою последующую жизнь. Этот подвиг послушания длился около сорока лет…

Способности, данные от Господа, помогали Василию в его трудах. Так, работая в купеческой лавке, он самостоятельно научился грамоте, освоил историю Отечества и, обладая хорошими математическими способностями, в семнадцать лет стал старшим приказчиком. Все свое жалование Василий высылал больной матери.

Около 1890 года он вступил в брак с Ольгой Ивановной Найденовой, которая также происходила из крестьян Рыбинского уезда Ярославской губернии. Господь благословил их брак сыном Николаем и дочерью Ольгой, но девочка в младенчестве умерла, после чего супруги по взаимному согласию жили как брат и сестра.

В 1892 году Василий Николаевич благодаря поддержке своего хозяина открывает собственное дело и становится купцом 2-й гильдии. Со временем его контора по заготовке и продаже пушнины выходит на международный рынок. Живя в миру и став очень богатым человеком, он никогда не забывал благословения лаврского старца, старался творить добро, помогал нуждающимся, жертвовал большую часть своих доходов на нужды монастырей, храмов и богаделен.

Наступил 1917 год. Многие состоятельные знакомые Муравьевых переводят свои капиталы за границу и покидают Россию, надеясь пережить смутные времена за рубежом. Василий Николаевич решает иначе: с началом Февральской революции он закрывает свое коммерческое предприятие и раздает состояние нуждающимся служащим. Значительную часть он жертвует на нужды Александро-Невской лавры, Воскресенского Новодевичьего монастыря и других монастырей и окончательно готовит себя к принятию монашества.

В сентябре 1920 года Василий Николаевич пишет в Духовный собор лавры прошение о принятии его в число братии, на которое получает положительный ответ и первое послушание – пономарское. Уже 26 октября митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин благословляет постриг послушника Василия одновременно с его женой, поступившей в Санкт-Петербургский Новодевичий монастырь и принявшей постриг с именем Христины.

29 октября Василий был пострижен в иноки с именем Варнава. Вскоре он был рукоположен в иеродиакона, а 11 сентября 1921 года – в иеромонаха. С 1920 по 1926 годы отец Варнава несет ряд послушаний: заведующего кладбищенской конторой лавры, главного свечника, а затем казначея обители. В конце 1926 года, в возрасте 60 лет, он принимает великую схиму с именем Серафим и избирается братией духовником лавры. Под его пастырское окормление собирается великое множество духовных чад: мирян, иноков, священников и архиереев, среди них выдающиеся иерархи: будущий священномученик митрополит Серафим (Чичагов), будущий патриарх архиепископ Алексий (Симанский) и другие. Около трех лет пребывал отец Серафим на поприще духовника лавры. От принятия ежедневной исповеди старец стал испытывать постоянные боли в ногах. В начале 1933 года болезнь окончательно приковала его к постели и, согласно рекомендации врачей и по настоянию митрополита Серафима (Чичагова), он переехал в Вырицу – поселок в восьмидесяти километрах от Санкт-Петербурга.

Здесь, на одре тяжелой болезни, в течение почти двадцати лет он нес подвиг старческого окормления, принимая в отдельные дни по несколько сот посетителей. В период с 1938 по 1940 годы несколько раз представители власти проводили у него обыски в ночное время.

За годы войны в Вырице был разрушен лишь один дом, хозяевам которого батюшка еще в первые дни войны сказал, что им необходимо покинуть Вырицу. По его молитвам немцы, заняв поселок, расквартировали в нем румынскую православную часть, так что ни один человек в поселке не пострадал и церковь продолжала действовать.

Также во время войны, кроме строгого поста и непрестанной келейной молитвы, старец Серафим принял на себя особый подвиг – еженощно стоя на камне перед иконой преподобного Серафима Саровского с воздетыми руками, он молился, подражая подвигу своего небесного покровителя.

После войны сотни людей, желая узнать о судьбе своих близких, устремились к батюшке. И он принимал их, говоря одним: «Жив твой муж, уже на поезд садится», а другим: «Не придет, молись об упокоении». Слова старца всегда сбывались. Он продолжал свое служение и после войны. Его житие содержит в себе свидетельства огромного количества людей, получивших от него чудесную помощь. Праведная душа старца отошла ко Господу 21 марта 1949 года. Сам о себе он говорил: «После моей смерти приходите ко мне на могилку, как к живому, и разговаривайте со мною, как с живым, и я всегда помогу вам». Братья и сестры, ныне над его могилкой воздвигнута часовня, и каждому православному нужно побывать в этом чудесном месте – поселке Вырица. Батюшка Серафим до сих пор все также внимательно и с любовью принимает всех.

Преподобне отче Серафиме, моли Бога о нас!

Священное Писание, 53

Книга Бытия (глава 9-я: 18-29; глава 10-я: 1)

Сыновья Ноя, вышедшие из ковчега, были: Сим, Хам и Иафет. Хам же был отец Ханаана. Сии трое были сыновья Ноевы, и от них населилась вся земля. Ной начал возделывать землю и насадил виноградник; и выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем. И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим. Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего. Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его, и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих. Потом сказал: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему; да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему. И жил Ной после потопа триста пятьдесят лет. Всех же дней Ноевых было девятьсот пятьдесят лет, и он умер. Вот родословие сынов Ноевых: Сима, Хама и Иафета. После потопа родились у них дети.

Толкование Писания, 53

ТОЛКОВАНИЕ БЛАЖЕННЫМ АВГУСТИНОМ

Сим, Хам и Иафет. Не в первый раз исчисляет Моисей сынов Ноевых, однако и здесь не напрасно. Теперь он ответствует на вопросы: не умножился ли род человеческий во время пребывания в ковчеге и не имел ли Ной еще сынов после потопа?

Хам же был отец Ханаана. Сие сказано или для того, чтобы евреи видели происхождение и предопределение Хананеев, которых землю должны были занять, или для того, чтобы приготовить к разумению проклятия, о котором ниже, падшего чрез Хама на Ханаана.

От сих населилась вся земля. Вот разрешение и цель настоящего сказания о сынах Ноевых. Весь нынешний род человеческий от них происходит.

Поелику природа после потопа не вдруг могла обогатиться как плодами, так и животными, употребляемыми в пищу, то неудивительно, что Ной преимущественно обращается к земледелию. В особенности же к насаждению виноградника и употреблению вина могли его побудить воды, может быть, надолго поврежденные в источниках водами морскими, несовершенство снедных веществ на растленной потопом земле и собственная его старость, требующая пития подкрепляющего и ободряющего.

и выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем

Ной, нагота, ХамОпьянел. Отцы церкви: Златоуст (Hom. XXIX. in Genes), Феодорит (Quaese. LVI. in Genes), Амвросий (De. Noe et Arca, c. 29), Василий (De jejun. horn. I) извиняют Патриарха в сем падении, полагая, что ему доселе неизвестна была сила вина. В самом деле, не доказано, чтобы вино принадлежало даже к роскоши первого мира (Мф. 24:38).

Обнажен. Последование повествования показывает, что сие было во сне.

…Ной упившийся, обнаженный, подверженный поруганию (Быт. 9:22), покрываемый (Быт. 9:23), проклинающий (Быт. 9:25), благословляющий (Быт. 9:26-27) не без приличия почитается прообразованием Иисуса Христа, испившего всю чашу ярости Божьей, или паче собственной любви к человеку; обнаженного на кресте, подверженного как в себе самом, так и в своих членах поруганию плотских человеков, но за то их оставляющего под проклятием и в рабстве греха; с благоговением объемлемого под покровом веры истинными чадами Божьими из иудеев и язычников и их благословляющего, распространяющего, посвящающего, воцаряющего. Только сей образ не указан ясно словом Божиим, а обретен созерцанием отцов Церкви, каковы Иероним (Contra Lucifer), Августин (de civ. Dei. L. XVI, c. 2), Киприан (Epise. LXI).

Дабы почувствовать непристойность поступка Хама, должно представить, что нагота Ноя осталась бы закрытою для Сима и Иафета, если бы Хам им не сказал о ней. Итак, сей открыл ее снова. Сие обнаруживало в нем самом гордость, утешающуюся падением другого, недостаток скромности, свойственной целомудрию, и неуважение к родителю.

Противные сим качества показали в себе Сим и Иафет, которые не видали наготы отца своего.

После падения Ноя, невидимого, надлежало ждать покаяния; но мы видим только его гнев на сына, поругавшегося его падению. Не будем, однако, винить в сем праведника, который, конечно, признал и стократно загладил свою погрешность, но познаем из сего намерение повествователя, который желал здесь открыть не столько добродетель Ноя, уже не подверженную сомнению после Божественного о ней свидетельства, сколько пророчественный его путь и судьбу его потомства.

и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих

Слова Ноя хотя обращены к трем сынам его, но делятся на две части, то есть на проклятие и благословение. Содержание их и последовавший опыт показывают, что в них заключается суд не столько человеческий, сколько Божий; и не простые желания, но силою Духа Божия облеченные предсказания.

…проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих. Желая изъяснить, каким образом за поступок Хама проклятие пало на сына его Ханаана, евреи говорят, что сей первый увидел наготу своего деда и сказал о том отцу своему (Bereschith rabba, 37); другие присовокупляют, что Ной пощадил Хама, уважая благословение Божие, в котором сей участвовал по исшествии из ковчега, или желал сократить проклятие в одну отрасль рода вместо целого потомства. Дело объяснится совершенно, если с осуждением греха настоящего соединим в Ное предвидение будущих. Хам наказывается в том сыне, или в том племени, которому оставит в наследие свои грехи: наказание самое чувствительное для родоначальника, но не менее праведное в отношении к потомству; наказание даже милосердое, потому что двоякое преступление, родоначальника и рода, метится единожды.

Когда Ханаан называется рабом рабов, то есть рабом презреннейшим, сие показывает, что рабы произойдут и от других племен, но рабство племени Ханаанова будет самое тягостное и постыдное. Таково было рабство хананеев, сперва греховное и потом гражданское (Быт. 15:16, 18-21).

Следуя еврейскому летосчислению Патриархов, некоторые удивляются многочисленным превратностям, которые Ной видел в продолжение своей жизни, так как, по сему счислению, он жил еще несколько лет с Авраамом.

 

Наставление, 53

ИЗ ПРОПОВЕДИ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

Господь сказал: «Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего». Иудеи были верующие, но во Христе не признавали Сына Божия, не хотели покоряться Его словам. Вот так и мы с вами: мы люди верующие, а словам Сына Божия покоряться не хотим. Отчего это происходит? Господь Иисус Христос поясняет: человек не хочет покоряться, потому что на самом деле он является не сыном Божиим, а сыном дьявола и поэтому хочет творить дела дьявольские; а кто от Бога, тот хочет творить дела Божии.

Протоиерей Димитрий СмирновЧеловечество именно по этому признаку и разделяется. На словах вроде все верующие, однако, не каждый от Бога. У многих людей вера не христианская, а бесовская, потому что она совсем не в того Бога, а в какого-то иного. Но в воскресном песнопении поется: «Разве Тебе иного не знаем» — значит, кроме Христа нет Бога. Кто верует Христу и Его словам, тот верует и Отцу Небесному, потому что слова, которые Христос принес на землю, Он слышал от Отца. И тот, кто от Бога рожден, слушает слова Божий, а тот, кто является сыном дьявола, все равно будет делать свое — ему хоть говори, хоть не говори.

Эта речь Христова обращена к нам, чтобы нам ужаснуться, потому что многие не чувствуют слов Господних, не воспринимают их в себя, живут по своим похотям, которые возбуждаются от геенны. И в результате своей жизнью мы служим не Богу, а дьяволу. Нас тянет на излишнюю болтливость, на осуждение, на злобу, злоречие, злопамятность, зависть, клевету, блуд, многостяжание, отчуждение от людей, подозрительность, многоспание, себяжаление, эгоизм, поиски своего, желание ублажить себя всячески. И че­рез эти наши похоти, желания мы покоряемся дьяволу. Кто чей сын, тот тому и служит. А ведь жизнь нам дана на то, чтобы все эти похоти, все греховные желания, стремления в себе угасить, чтобы нас даже не тянуло на грех.

Молитва дня 53

Дорогие братья и сестры, в среду 4-й седмицы Великого поста предлагаем к молитвенному прочтению следующее краткое молитвословие:

Молитва, чтение, храм

СТИХИРЫ СРЕДЫ 4-Й СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА

Слава Господи Кресту Твоему Честному.

Воздержания время, освящающий божественный и всечестный Крест в поклонение лежит, приступим совестию чистою, почерпем освящение, и просвещение, и со страхом возопиим: Человеколюбче Спасе наш, слава благоутробию Твоему.

Слава Господи Кресту Твоему Честному.

Просветившеся добродетельми, приступим воздержания чистоту стяжавше, и Кресту честному вопиюще поклонимся: освяти наша души и телеса, сподоби нас и пречистей страсти Твоей поклонитися, едине Боже всех, даруй нам и милости твоя.

Слава Господи Кресту Твоему Честному.

Видится предлежимь, освящение подаваяй, Крест спасительный, к сему приступим, очистивше и тело и сердце, и почерпем благодать спасительную.

Слава Господи Кресту Твоему Честному.

Огнем мя очисти заповедей Твоих, Человеколюбче, и Твоя спасительная подаждь ми страсти ныне видети, и любовию поклонитися, Крестом ограждаему, и соблюдаему.

Слава Господи Кресту Твоему Честному.

Поста водою сердца очистивше, древо Крестное верно обымем, на немже Христос вися, воду нам оставления яко Благодетель источи.

Слава Господи Кресту Твоему Честному.

Крестным ветрилом окрилившеся, корабль спасительный се поста преполовивше, Мессиа Иисусе Боже, имже нас страсти Твоея к пристанищу окорми.

Слава Господи Кресту Твоему Честному.

Образоваше Моисей тя на горе врагов на убиение, Кресте: мы же воображаем тя сердцем, и зряще тя, и покланяющеся, побеждаем враги безплотныя силою твоею.

Слава Господи Кресту Твоему Честному.

Господь сый всех, и Зиждитель Бог, посреде земли на Кресте вознеслся еси, к Себе вознося человеческое существо, падшее злым врага советом. Темже Тя верно славим, страстию Твоею утверждаеми.

Слава Господи Кресту Твоему Честному.

Очистивше чувства пощения светом, Креста мысленными лучами, богатно вернии озаримся, и сей благоговейно предлежащий днесь зряще, устнами чистыми, и усты и сердцем целуем.

Слава Господи Кресту Твоему Честному.

Месту, на немже стоясте нозе Христовы, поклонимся божественному Кресту, на камени Божиих заповедей утвердитися ногам просяще души нашея, направитися сея стопам на путь мирный, Божественною благодатию.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Предстоящи Кресту Неискусобрачная Мати, от Нея безсеменно Рождшагося, взываше: меч сердце Мое пройде, о Сыне! не терпящи повешена на Древе Тя зрети, Егоже трепещут всяческая, яко Создателя и Бога, долготерпеливе, слава Тебе.

Заглавие, окончание 33

На главную страницу сайта