Духовное чтение на 4 апреля 2019 года

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Для духовного и молитвенно прочтения предлагаем календарь, посвященный 4 апреля, состоящий из следующих рубрик:

• Жития святых – Преподобный Исаакий Далматский;
• Священное Писание – Книга Бытия (глава 10-я: 1; глава 11-я: 1-9);
• Толкование св. Писания – Преподобным Ефремом Сириным;
• Проповедь пастырей – Из поучений протоиерея Димитрия Смирнова;
• Молитва дня – читаемые в четверг 4-й седмицы Великого поста.

Жития святых 54

Преподобный Исаакий Далматский

Братья и сестры! Сегодня мы вспоминаем основателя Далматской обители в IV веке, преподобного Исаакия. Он происходил «с востока», по всей вероятности, из Сирии. Преподобный подвизался в пустыне, пока не услышал голос с неба, повелевший ему отправиться в Константинополь. Прибыв туда, святой застал столицу охваченной ересью арианства, приверженцем которой был сам император Валент, правивший с 364 по 378 год. Когда император собирался на войну с варварами в 378 году, преподобный Исаакий несколько раз подходил к нему с увещеваниями, прося открыть церкви и прекратить гонения на православных. За это приближенные императора избили Исаакия, а Валент приказал бросить его в зловонное болото, из которого живым не выбиралось ни одно существо. Но чудесным образом Господь избавил святого от гибели. Придя к императору в последний раз, преподобный предсказал ему поражение в войне и гибель в огне. Разгневанный император повелел бросить подвижника в темницу до своего возвращения. По пророчеству святого армия Валента была разбита варварами, а император, спасаясь бегством, сгорел в деревянном амбаре, подожженном преследователями.

После смерти императора Валента на престол взошел император Феодосий I Великий, правивший с 379 по 395 год. Услышав о пророчестве святого Исаакия, император приказал отпустить его из темницы и с почестями принял во дворце. Затем святой хотел вернуться в пустыню, но благочестивые вельможи Сатурнин и Виктор просили его не покидать Константинополь и не оставлять своих духовных чад. Вняв их уговорам, Исаакий попросил построить ему келью. Каждый из вельмож возвел в своем имении жилище для подвижника, и тот выбрал скромную келью, сооруженную Сатурнином. Она находилась в пригороде Константинополя, за городскими стенами. К Исаакию приходило много людей из города, он посещал жителей по их просьбам, чтобы помолиться с ними и благословить их дома. Император Феодосий также неоднократно приглашал святого во дворец. Через некоторое время вокруг кельи преподобного был основан монастырь, впоследствии названный монастырем Далмата, в честь ученика преподобного; там святой прожил до конца своих дней.

Почувствовав приближение смерти, старец созвал учеников, наставил их в правой вере и выбрал среди них одного, по имени Далмат, которого назначил своим преемником. После кончины преподобного Исаакия на рубеже III и IV веков император приказал совершить торжественное погребение с процессией к церкви святой Ирины (бывшей тогда кафедральным собором Константинополя), но братия монастыря и ученики святого испросили разрешение положить останки в церкви святого Стефана, построенной неподалеку от Далматского монастыря. В алтаре этого храма и был погребен преподобный.

Братья и сестры, имя преподобного Исаакия Далматского стало известно в России благодаря, как это ни странно, императору Петру I. У святого Исаакия в году целых 3 дня памяти. Самый древний – сегодня, затем 30 мая и 3 августа по старому стилю. Так вот день рождения императора Петра I выпал на вторую дату – 30 мая. В связи с этим государь император особенно почитал святого Исаакия и решил посвятить ему храм.

К 1706 году на Адмиралтейских верфях Петербурга работало более 10 тысяч человек, но церквей, куда бы они могли ходить, не было. Чтобы решить эту проблему, Петр I отдал приказание найти подходящее помещение для будущей церкви. Было выбрано здание большого чертежного амбара, расположенного с западной стороны Адмиралтейства на расстоянии 15–20 метров от канала, проходящего вокруг Адмиралтейства, и в 40–50 метрах от берега Невы.

Строительство как первой, так и последующих Исаакиевских церквей велось за счет казны. Первый деревянный храм, названный Исаакиевской церковью, был освящен в 1707 году. Ее простота типична для первых построек Петербурга петровского периода. Это был сруб из круглых бревен, длина его была до 18 метров, ширина – 9 метров и высота до крыши – 4,5 метра. Чтобы обеспечить хороший сход снега и дождя, крыша имела угол наклона под 45 градусов. Ее также сделали деревянной и покрыли водонепроницаемым составом черно-коричневого цвета, которым тогда смолили днища кораблей. Эта скромная церковь играла роль одной из главных в городе. Здесь 19 февраля 1712 года венчались Петр I и Екатерина Алексеевна.

Вторая Исаакиевская церковь, в камне, была заложена в 1717 году, так как первая к тому времени уже обветшала. 6 августа 1717 года Петр I собственноручно заложил первый камень в основание новой церкви во имя преподобного Исаакия Далматского. Вторая Исаакиевская церковь строилась в стиле петровского барокко. По облику она напоминала Петропавловский собор. Церковь была построена на берегу Невы, там, где сейчас стоит Медный всадник. Место было выбрано явно неудачно: вода, размывая берег, воздействовала на фундамент, разрушая кладку. К тому же в мае 1735 года удар молнии вызвал пожар в церкви, и она серьезно пострадала. При производстве ремонтных работ стало ясно, что из-за осадки грунта храму требуются большие исправления или даже совершенная перестройка. Церковь решили разобрать и построить новую дальше от берега.

Так возник третий Исаакиевский собор, переродившийся впоследствии в ныне существующий. Строительство его, начатое при Екатерине II в 1768 году, затянулось. Пройдя стадию достаточно несуразного здания при императоре Павле I, собор преобразился и принял современный облик при государе Александре II в 1858 году. Не секрет, что в советское время в нем не совершались богослужения, а был подвешен маятник Фуко, демонстрирующий вращение Земли и каким-то образом символизирующий, по мнению безбожников, небытие Бога… Но в 90-х годах XX века богослужения возобновились.

В наше время богослужения в Исаакиевском соборе проходят каждый день, кроме среды, здесь сформировался приход. Расписание собора вы можете увидеть на сайте https://isaacy.ru. Братья и сестры, слава Богу, молитвами преподобного Исаакия снова в этом величественном соборе и почти ежедневно совершается Божественная литургия, и каждый верующий может свободно прийти под его своды, чтобы воздать хвалу Творцу.

Преподобне отче Исаакие, моли Бога о нас!

Священное Писание, 54

Книга Бытия (глава 10-я: 1; глава 11-я: 1-9)

Вот племена сынов Ноевых, по родословию их, в народах их. От них распространились народы по земле после потопа. На всей земле был один язык и одно наречие. Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там. И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли. И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город. Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле.

Толкование священного Писания, 54

 ТОЛКОВАНИЕ ПРЕПОДОБНЫМ ЕФРЕМОМ СИРИНЫМ

Вавилонская башняПосле этого Моисей говорит: И бе вся земля устне едине, и глас един всем… И рекоша: приидите, созиждем себе град и столп, егоже верх будет даже до небесе: и сотворим себе имя, да не разсеемся по лицу всея земли. Для чего созидают укрепленный город, когда некого было им страшиться? Для чего им столп, восходящий до небес, когда дан им был непреложный завет, что не будет более потопа? Говорят, да не разсеемся по лицу всея земли. Кому же рассеивать их, когда кроме них никого не было? Но из сказанного ими: сотворим себе имя, — открывается, что строить город и столп побудили их гордость и высокомерие, и строение их прекращено возникшим между ними разделением.

И сниде Господь видети град и столп, то есть Бог увидел дело безумия их. И рече… сие начаша творити: и ныне не оскудеют от них вся, то есть не оскудеет то самое, что предполагали: что не избавятся они от наказания, которого боялись. Они говорили: да не разсеемся, — но это самое и постигнет их. Приидите, и сошедше смесим тамо язык их. Слова эти сказаны не одному лицу, ибо несвойственно было бы одному лицу сказать: приидите… смесим. Говорит так Бог Отец Сыну и Духу, потому что в первое время, как и в последнее, дар языков сообщен не без Сына и Духа.

ПРЕПОДОБНЫЙ МАКСИМ ИСПОВЕДНИК
Что означает башня, построенная в Сеннааре?

Строим и мы башню всякий раз, когда двинувшись с востока, то есть отдалившись от познания [Бога], мы приходим к земле Сеннаар, то есть к страсти чревобесия. Ведь Сеннаар переводится как «бдение зубов». Затем мы и строим башню — плотские страсти ставим превыше всего и строим, сопрягая страсть со страстью даже до небес, ведь ревнующие о суетных [благах] никак не желают остановиться, но имеют к ним ненасытное стремление. Бог же прекращает возведение башни и смешивает языки всякий раз, когда ради пользы Он, воспитывая нас, препятствует нашему пороку. Ведь всякий раз покоренного скверною блуда Он наказывает болезнью, а порабощенного чревобесием вразумляет нуждою. Он будто сокрушает башню страстей, одновременно смешивая и языки: сдержав болезнью блудника, непрерывно помышлявшего о блуде, Он делает его поглощенным заботой о здоровье тела, будто смешивая язык постоянного попечения о похоти.

Поучения св. Отцов 54

ИЗ ПРОПОВЕДЕЙ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

Протоиерей Димитрий Смирнов 2… Каждый христианин в купели крещения усыновляется Отцу Небес­ному, поэтому, хотя в нем и действует грех, он должен ставить ему препят­ствие: хочу согрешить, но говорю «нет», потому что я являюсь воином Христовым и должен грех побеждать. А тот, кто от дьявола, он, наоборот, что хочет, то и делает, независимо от того, какова заповедь Божия. Вот человека что-то раздражает, и дьявол хочет, чтобы он прогневался, а Бог хочет, чтобы он проявил мужество и удержался, остался непобедимым воином Хри­стовым. К несчастью, человек обычно служит своему греху: когда у него чешется — он хочет почесаться, потерпеть не хочет; когда его раздражают — он хочет прогневаться, что-то злое сказать, осерчать, на своем настоять. Вот так и получается, что мы вроде бы формально крещеные, вроде верующие, Писание читаем, а в жизни нашей часто это не проявляется.

Господь говорит, что кто уверует в Сына Божия, уверует в слова Гос­подни, примет их, будет их исполнять, тот не умрет, а наследует вечную жизнь. Хочешь Царствия Небесного? Очень просто: не служи греху, не дей­ствуй по своим похотям, а действуй по заповедям Божиим. Заповеди Божии даны в Священном Писании — читай, исполняй. А то получается, что мы даже читаем так, лишь бы прочесть — прочитал, чего-то помечтал и забыл. Если мы хотим быть детьми Отца Небесного, надо нам слушать, что Господь Иисус Христос говорит. И кто примет эти слова в себя — значит, тот от Бога. А кто не примет, тот от дьявола — и тогда ходи в храм, не ходи, все равно в геенну попадешь, раз ты сын дьявола. Если мы Богу молимся, в храм ходим, Святых Тайн причащаемся, Священное Писание читаем, но запо­веди Божии не исполняем, то наше хождение в храм, наша молитва являются хулой на Бога. Иудеи — те по-честному так и говорили Иисусу Христу: Ты самарянин, в Тебе бес. А мы нет, мы просто тихо не делаем того, что Он нам заповедал. Но у нас точно такая же вражда против Христа, только еще более подлая — такое равнодушие. Поэтому если захотим Царствия Небесного, захотим стать детьми Отца Небесного и сродниками всем святым и достичь вечной жизни, будем вникать умом и сердцем в заповеди Божии и исполнять их в жизни своей.

Молитва дня, 25

Дорогие братья и сестры, перед Вами молитвы, читаемые в храмах в четверг 4-й седмицы Великого поста:

10

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Пост благих ходатай, свое преполовение ныне введе, прешедшими деньми благоугодив, и прочими пользование предложив: ибо благих напряжение, множайшее благодеяние творит. Темже всех благих дателю Христу благоугождающе, вопием: постивыйся нас ради, и распятие претерпевый, неосуждены нас сподоби, причаститися и Божественныя Пасхи Твоея, в мире пожившия, и достойно со Отцем Тебе и Духом славящия.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

В тайне добродетели делающии, духовная воздаяния чающии, не посреде торжищ и распутий являют сия, но внутрь сердца носят паче: и всех видяй бываемая в тайне, мзду воздержания подает нам. Пост совершаим, не сетующе лицы, но в клетех душ наших молящеся, непрестанно возопиим: Отче наш, Иже еси на Небесех, не введи нас во искушение, молимся, но избави нас от лукаваго.

Святии мученицы, молите Бога о нас.

Несытною любовию души, Христа не отвергостеся святии мученицы, иже различныя раны страстей претерпевше, мучителей дерзость низложисте, непреклонну и невредиму веру сохранше, на небеса преставистеся. Темже и дерзновение получивше к Нему, просите даровати мир мирови, и душам нашим велию милость.

Слава Господи Кресту Твоему Честному.

Поста водою, души вси омыим, и приступивше к честному и животворящему Кресту Господню, верою поклонимся, Божественное просвещение почерпающе, и вечное спасение ныне приобретающе, мир и велию милость.

Слава Господи Кресту Твоему Честному.

Апостолов похвало Кресте, егоже окружают начала, силы, архангели, покланяющияся тебе от всякаго вреда спасай, и божественное поприще воздержания нас сподоби добре совершающия, день спасительный достигнути, имже и спасаемся.

Слава Господи Кресту Твоему Честному.

Днесь Кресту Господню покланяющеся возопиим: радуйся Древо жизни, ада разорителю. Радуйся радосте мира, и тления потребителю. Радуйся, бесы прогоняяй силою твоею, верных утверждение, оружие нерушимое, облобызающия тя соблюди, освяти, молимся.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Днесь неприкосновенный существом, прикосновен мне бывает, и страждет страсти, свобождаяй мя от страстей, свет подаваяй слепым, от беззаконных устен оплевается, и дает плещи за плененныя на раны. Сего Чистая Дева и Мати на Кресте зрящи, болезненно вещаше: увы Мне Чадо Мое, что сие сотворил еси? Красный добротою паче всех человек, бездыханный, беззрачный являешися, не имея вида, ниже доброты: увы Мне Мой свете, не могу спяща зрети Тя, утробою уязвляюся, и лютое оружие сердце Мое проходит. Воспеваю Твоя страсти, покланяюся благоутробию Твоему: долготерпеливе слава Тебе.

Притчей чтение. [Глава 12, ст. 23–28, глава 13, ст. 1–9.]

Муж разумивый престол чувствия: сердце же безумных срящет клятвы. Рука избранных одержит удобь: льстивии же будут в пленении. Страшное слово сердце мужа праведна смущает: весть же благая веселит его. Разумив праведник себе друг будет: мысли же нечестивых некротки: согрешающих постигнут злая: путь же нечестивых прельстит я. Не улучит льстивый ловитвы: стяжание же честное муж чистый. В путех правды живот: путие же злопомнящих в смерть. Сын благоразумный послушлив отцу: сын же непокорливый в погибель. От плодов правды снесть благий: души же беззаконных погибают безвременно. Иже хранит своя уста, соблюдает свою душу: продерзивый же устнама, устрашит себе. В похотех есть всяк праздный: руки же мужественных в прилежании. Словесе неправедна ненавидит праведник: нечестивый же стыдится, и не возымеет дерзновения. Правда хранит незлобивыя: нечестивыя же злы творит грех. Суть богатяще себе, ничесоже имуще: и суть смиряющеся во мнозе богатстве. Избавление мужа души свое ему богатство: нищий же не терпит прещения. Свет праведным всегда: свет же нечестивых угасает, души льстивыя заблуждают во гресех: праведнии же щедрят и милуют.

34

На главную страницу сайта