Духовное чтение на 6 апреля 2019 года

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

В сегодняшний субботний день предлагаем Вам для духовного прочтения рубрики, включающие в себя следующие публикации:

• Жития святых – Преподобный Захария Печерский, постник. Икона Божией Матери «Тучная Гора»;
• Чтение Апостола – Послание к Евреям (глава 6-я, стихи: 9-12);
• Евангелие дня – Евангелие от Марка (глава 7-я: стихи 31-37);
• Толкование Евангелия святителем Феофилактом Болгарским;
• Поучение – Из наставлений протоиерея Димитрия Смирнова;
• Молитва дня – О упокоении. Суббота 4-й седмицы поста – родительская.

Жития святых, 56

Преподобный Захария Печерский, постник. Икона Божией Матери «Тучная Гора»

Братья и сестры, сегодня Святая Церковь предлагает нам к научению две истории, имеющие между собой некоторые общие черты. Одна история про монаха XIII–XIV веков Захарию из Киево-Печерского монастыря. Два мужа киевских, Сергий и Иоанн, молясь пред явленной чудотворной иконой Пресвятой Богородицы, увидели однажды исходящий от нее великий свет и тотчас положили заключить между собой духовное братство. Иоанн пред своей смертью вручил Сергию сына своего Захарию и тысячу гривен серебра и сто гривен золота с тем, чтобы он отдал серебро и золото Захарии, когда тот придет в совершенный возраст.

Достигши пятнадцатилетнего возраста, Захария просил у Сергия своего наследства, но тот отвечал, что его отец Иоанн раздал все свое имение нищим, а сыну не оставил ничего. Захария просил дать хоть половину или по крайней мере третью часть оставленного ему отцом имущества, но Сергий с укоризною отказал ему и в этом. Тогда юноша сказал: «Если ты не взял ничего из имения моего отца, то иди и клянись мне в церкви Печерской пред чудотворной иконой Пресвятой Богородицы, где ты заключил союз братолюбия с моим отцом». Сергий пришел в церковь и, ставши пред иконой Богородицы, с клятвой сказал, что он не брал ни тысячи гривен серебра, ни ста гривен золота. Но Богоматерь наказала его за ложную клятву: он не мог приблизиться к святой иконе, чтобы облобызать ее. А выходя из церковных дверей, вдруг начал взывать: «Преподобные отцы Антоние и Феодосие, не велите погубить меня сему немилостивому Ангелу, молитесь ко Пресвятой Госпоже Богородице, да отгонит от меня многих бесов, которым я предан, пусть возьмут серебро и золото, запечатанные в моем доме». И все бывшие там пришли в страх. Посланные же принесли запечатанный ящик и, открывши, нашли в нем две тысячи гривен серебра и двести гривен золота – вдвое против прежнего. Тогда Захария, отдав деньги бывшему в то время игуменом Иоанну, просил, чтобы он употребил их как хочет, а сам принял иноческий образ и до самой кончины своей жил в Киево-Печерском монастыре. Это первая история.

Второй рассказ об иконе Божией Матери «Тучная гора». Около 350–400 лет тому назад эта икона находилась в одном из мужских монастырей Твери и была подарена настоятелем Косме Волчанинову в благодарность за хорошо исполненные работы в монастырском храме. Икона как святыня передавалась из поколения в поколение, но один неблагоговейный внук Космы вынес обветшавшую икону на чердак. Его невестка терпела много оскорблений от мужа и его родных. В отчаянии женщина решила покончить жизнь самоубийством в пустой бане. На пути ей явился какой-то монах и сказал: «Куда ты, несчастная, идешь? Воротись назад; иди, помолись Божией Матери Тучной Горе – и будешь жить хорошо и покойно». Взволнованная молодая женщина, возвратившись домой, рассказала все, не скрывая и своего преступного намерения. Стали разыскивать монаха, но не нашли его, никто, кроме нее, его не видел. Случилось это накануне праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Икону немедленно отыскали на чердаке, отчистили от грязи и поставили в доме на почетном месте. Вечером был приглашен приходской священник, который совершил пред иконой всенощное бдение, которое с тех пор ежегодно совершалось в этот день в доме.

Более полутора веков икона находилась в семье Волчаниновых. Екатерина, дочь Василия, последнего из рода Волчаниновых, выйдя замуж за Георгия Ивановича Коняева, взяла к себе икону Матери Божией как самое дорогое наследие. И в доме Коняева перед этой иконой совершались молебствия и всенощные бдения. В 1863 году при кладбищенской церкви Смоленской иконы Божией Матери было решено устроить придел в честь святителя Тихона и преподобного Макария Калязинского. Тогдашний владелец иконы, Георгий Коняев, в возрасте 97 лет, пожелал передать чудотворный образ Богородицы в храм. Он обратился к причту с просьбой устроить еще один придел для чудотворного образа Матери Божией «Тучная Гора». Спустя три года икона была перенесена в построенный придел. Однако судьба чудотворного образа после 1917 года неизвестна, дошли только списки. Один из таких почитаемых списков иконы находится в Вознесенском соборе города Твери.

Братья и сестры, в обоих приведенных рассказах мы видим, как живо и неожиданно влияет на судьбу людей Владычица наша Богородица и Приснодева Мария. В первом случае неразумный Сергий легкомысленно принес ложную клятву, за что Дева Мария предала его в руки бесов, а во втором – отчаявшаяся, неизвестная нам по имени героиня получила по ходатайству Божией Матери спасение от самого страшного смертного греха – самоубийства. Как в первой, так и во второй ситуации никто не ждал чудесной помощи. Скорее, наоборот, им хотелось, чтобы все шло по их разумению. Первый хотел обмануть, вторая еще хуже – убить себя. Но Богородица пресекла зло.

Как часто мы молимся с желанием каких-то конкретных перемен в нашей жизни? И как часто мы не получаем просимого. Как много в мире зла, которое, казалось бы, никем не останавливается. Почему же это так? Мы не получим ответа на этот вопрос здесь на земле. Но такие жития, как мы прочитали сегодня, дают нам понять, что все мы всегда находимся под присмотром Господа, Его первой Помощницы – Девы Марии и всех святых. Мы всегда под опекой, и значит, если какое-то зло происходит, то у него действительно есть какие-то духовные причины и основания или будут какие-то духовные результаты. Ко всему прочему нельзя забывать слова Спасителя нашего Иисуса Христа: думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. (Лк. 13, 4,5). Все мы знаем, чего от нас хочет Господь: кротости, любви, смирения. Он и все Его святые всегда с нами, до скончания века, чего нам бояться? Потому будем творить волю Божию, а размышления о том, за что и почему в мире бушует зло, оставим в стороне. Эти мысли не принесут нам мира душевного, а значит и пользы. Будем же стяжать смиренномудрие молитвами преподобного Захарии и заступничеством Девы Марии.

Пресвятая Богородице и преподобне отче Захарие, помогайте нам и молите Бога о нас!

Чтение Апостола, 56

Послание к Евреям (глава 6-я, стихи: 9-12)

ратия!> о вас, возлюбленные, мы надеемся, что вы в лучшем состоянии и держитесь спасения, хотя и говорим так. Ибо не неправеден Бог, чтобы забыл дело ваше и труд любви, которую вы оказали во имя Его, послужив и служа святым. Желаем же, чтобы каждый из вас, для совершенной уверенности в надежде, оказывал такую же ревность до конца, дабы вы не обленились, но подражали тем, которые верою и долготерпением наследуют обетования.

Евангелие дня, 56

Евангелие от Марка (глава 7-я: стихи 31-37)

Выйдя из пределов Тирских и Сидонских, Иисус опять пошел к морю Галилейскому через пределы Десятиградия. Привели к Нему глухого, косноязычного и просили Его возложить на него руку. Иисус, отведя его в сторону от народа, вложил персты Свои в уши ему и, плюнув, коснулся языка его; и, воззрев на небо, вздохнул и сказал ему: «еффафа» (то есть: «отверзись»). И тотчас отверзся у него слух и разрешились узы его языка, и стал говорить чисто. И повелел им не сказывать никому. Но сколько Он ни запрещал им, они еще более разглашали. И чрезвычайно дивились, и говорили: все хорошо делает, — и глухих делает слышащими, и немых — говорящими.

Толкование Евангелия, 56

ТОЛКОВАНИЕ СВЯТИТЕЛЯ ФЕОФИЛАКТА БОЛГАРСКОГО

Блаженный Феофилакт БолгарскийГосподь не медлит в языческих местах, но скоро удаляется от них, дабы, как я сказал, не подать иудеям повода говорить о Себе, что Он поступает противозаконно, смешиваясь с язычниками. Удалясь поэтому из пределов Тира и Сидона, Он приходит в Галилею и тут исцеляет глухонемого, которого недуг был от беса. Он отводит «его в сторону», ибо не был славолюбив, смирив Себя до нашей нищеты и не желая совершать чудес пред многими, разве когда требовала того польза зрителей. «Плюнув, коснулся языка его» в знак того, что все части Святой Его плоти были божественны и святы, так что даже и плюновение разрешало узы языка. Всякое плюновение есть излишек (соков), но в Господе все чудно и божественно. Воззрев на небо, Господь «вздохнул», с одной стороны, молитвенно к Отцу, чтоб Он помиловал человека, и в пример нам, чтобы мы, намереваясь совершать какое-либо доброе дело, взирали к Богу и у Него просили помощи для совершения онаго; а с другой стороны, — воздыхает и из сожаления о человеческой природе, как она до того предана диаволу, что терпит от него такое поругание и страдание. Поэтому-то, когда исцелял Господь, исцеленные и проповедуют о Нем, несмотря на то, что Он запрещал им это и заповедал не говорить ничего. Отсюда научимся и мы, когда благодетельствуем другим, не принимать от них похвал, а когда получаем благодеяния, прославлять благодетелей и разглашать о них, хотя бы они и не желали того.

Поучение, 56

ИЗ ПРОПОВЕДЕЙ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

Что же такое жизнь и смерть с точки зрения Священного Писания, с «точки зрения» Отца, Который пребывает на небесах и на нас на всех смотрит? Жизнь — это есть общение с Богом, смерть — это нарушение общения с Богом. Бог вечен, поэтому общение с Богом называется вечной жизнью, а нарушение этого общения называется вечной смертью. Все мы знаем, что умрем. Уже маленькие дети начиная примерно с трех лет обычно этим вопросом задаются. Но потом постепенно, с погружением человека в грех, этот вопрос как-то уходит от него на десятый план. А ведь наша биологиче­ская смерть есть только указание, напоминание нам о том, что существует еще смерть духовная, — для того, чтобы нас как-то встряхнуть, ужаснуть, заставить задуматься об этом, может быть, самом главном вопросе бытия.

Протоиерей Димитрий Смирнов 2Если после смерти тела существование человека прекратится, тогда наша жизнь теряет всякий смысл. И действительно бывает, что многие по­следовательные атеисты пускают себе пулю в лоб: чего мучиться, спраши­вается, зачем страдать, зачем чего-то добиваться, когда все бессмысленно? Но откровение Божие и наше внутреннее ощущение дает нам знание о том, что с биологической смертью жизнь не кончается. А раз она не кончается, значит, нам нужно быть готовыми к тому, что нас ждет за гробом. И Господь, чтобы нас подготовить к этому вечному бытию, сошел на землю и основал Церковь. В Церкви соединены два плана бытия, жизнь земная и жизнь не­бесная — одна накладывается на другую. Входя в Церковь, человек с самого момента святого крещения начинает жить жизнью вечной — той, которая продолжается после смерти его тела. Церковь — это Богочеловеческий организм, она принадлежит двум мирам, состоит из людей и напоена Духом Святым. Поэтому, когда мы становимся частью Церкви, частью Тела Хри­стова, в нас по благодати, по благому дару Духа Святаго, начинается вечная жизнь — в каждом в своей полноте.

Но как же узнать, являемся ли мы членами этого Божественного ор­ганизма, началась ли в нас Божественная жизнь, началось это блаженство бессмертия или же мы, хотя и в храм ходим, но в нас продолжается смерть? Это видно по тому, как мы живем. Каждый из нас, рожденный от грешных родителей, является человеком грешным. В нас живет ветхий, греховный человек. Этому ветхому, то есть старому, греховному человеку присущи всякие страсти, греховные помыслы, желания, стремления. Но с тех пор, как мы уверовали во Христа Спасителя, в нас начал жить и другой человек, новый. У него тоже есть стремления: стремление к небу, стремление к мо­литве, стремление к храму, доброе дело сделать, освободиться от греха. И вот в нас борются два человека. Ветхий, который тянет нас в грязь, который тянет нас к смерти, потому что все ветхое должно умереть; это ветхое — греховно, оно влечет нас в бездну, влечет от Бога. А новое, наоборот, устрем­ляется к Богу. И куда наша воля склоняется? Либо к попечению о теле (то тут у меня болит, там у меня закололо, покушать хочу, себе чего-то купить, достать, настоять на своем — все для своего тела, для своего покоя душев­ного, для своего благополучного бытия на земле) — или, наоборот, в нас стремление нести свой крест, стремление к благодати Божией, к подвигу христианскому, к самоотречению.

И если это стремление победит и наша воля будет направлена на добро, то тогда ветхий человек будет отмирать, а новый возрастать до тех пор, пока мы не преобразимся. Наша земная жизнь и дана нам для преображе­ния, чтобы мы из ветхих, завистливых, блудных, жадных, сварливых, лю­бящих свое мясо превратились в ангелов небесных, которые пренебрегали бы собой ради пользы и блага ближнего, ради того, чтобы Богу послужить. Поэтому Господь и говорит: кто слова Мои соблюдает, исполняет Мои заповеди, тот смерти не увидит вовек.

 

Молитва дня, 56

Дорогие братья и сестры, в субботу 4-й седмицы Великого поста, совершается последнее поминовение усопших родственников во дни Святой Четыредесятницы. Давайте и мы с Вами позаботимся о своих ближних усопших, и вознесем сердечные молитвы, испрашивая у Бога прощения их грехов и Царствия Небесного.

КОНДАК

Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная.

ИКОС

Сам Един еси Безсмертный, сотворивый и создавый человека: земнии убо от земли создахомся и в землю туюжде пойдем, якоже повелел еси, Создавый мя, и рекий ми: яко земля еси и в землю отъидеши, аможе вей человецы пойдем, надгробное рыдание творяще песнь: Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа.

МОЛИТВА ЗА УСОПШИХ

02. Канун (подсвечник в Храме, где ставятся свечи о упокоении).Боже духов и всякия плоти, смерть поправый и диавола упразднивый, и живот миру Твоему даровавый! Сам, Господи, упокой души усопших раб Твоих: святейших патриархов, преосвященных митрополитов, архиепископов и епископов, во священическом церковном и монашеском чине Тебе послуживших; создателей святаго храма сего, православных праотец, отец, братий и сестер, зде и повсюду лежащих; вождей и воинов за веру и отечество живот свой положивших, верных убиенных в междуусобной брани, утонувших, сгоревших, на мразе замерзших, растерзанных зверьми, без покаяния внезапно скончавшихся и не успевших примириться с Церковью и со своими враги; в изступлении ума самоубиенных, тех, о коих заповедали и просили ны молитися, о коих несть кому молитися и верных, погребения христианскаго лишенных (имя) в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, отнюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание. Всякое согрешение, содеянное ими словом или делом или помышлением, яко благий Человеколюбец Бог прости, яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Ты бо еси един кроме греха, правда Твоя — правда во веки, и слово Твое — истина.

Яко Ты еси Воскресение, и Живот и Покой усопших раб Твоих (имя), Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем со безначальным Твоим Отцем, и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

36, желтый 2

На главную страницу сайта