Духовное чтение на 8 апреля 2019 года

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Перед Вами календарь духовного чтения, посвященный 8 апреля 2019 года. На его страницах Вы можете подкрепиться следующей духовной пищей:

• Жития святых – Собор Архангела Гавриила;
• Священное Писание – Книга Бытия (глава 13-я: стихи 12-18);
• Толкование св. Писания – Святителем Филаретом (Дроздовым);
• Проповедь пастырей – Из поучений протоиерея Димитрия Смирнова;
• Молитва дня – Стихиры понедельника 5-й седмицы Великого поста.

Жития святых, 51

Собор Архангела Гавриила

Братья и сестры, традиционно на следующий день после великого праздника Святая Церковь вспоминает героев Священной истории, непосредственно участвовавших в событиях праздника и игравших в ней немаловажную роль. Сегодня это архангел Гавриил – бесплотный дух, передавший от Бога Деве Марии радостную весть о славном зачатии от Духа Святого и будущем рождении от Нее в мир Иисуса Христа – Сына Божьего. Имя «Гавриил» переводится с еврейского как «Всевышний – сила моя». В Евангелии от Луки сам он свидетельствует о себе, когда говорит с праведным Захарией, отцом святого Иоанна Крестителя: я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие (Лк. 1,19). Святитель Димитрий Ростовский называет архангела Гавриила «служителем божественной крепости и изъявителем сокровенных таинств Божиих».

Мы привыкли говорить об иерархии ангелов, но наиболее верно выразил суть этого вопроса святитель Иоанн Златоуст: «Есть ангелы и архангелы, престолы, господства, начала и власти; но не одни эти сонмы существуют на небесах, а бесконечные полки и неисчислимые племена, которых не может изобразить никакое слово». А святитель Василий Великий дает нам понять еще одну важную вещь об ангелах: «Все ангелы имеют как одно наименование, так, конечно, и общую всем природу: но одни из них поставлены начальствовать над народами, а другие быть спутниками каждому из верных. Но в какой мере целый народ предпочтительнее одного человека, в такой же, без сомнения, достоинство ангела-народоправителя выше достоинства ангела, которому вверено попечение об одном человеке». Конечно, мы себе и представить не можем высоту достоинства архангела Гавриила, ведь по Церковному Преданию он является предводителем ангелов вместе с архистратигом Михаилом.

К каждому из нас приставлен ангел-хранитель, об этом нам свидетельствует и Священное Писание и многие святые отцы, такие как: святители Василий Великий, Иоанн Златоуст, Амвросий Медиоланский, Феодор Едесский, Филарет Московский и многие-многие другие. Вот как пишет великий святитель каппадокиец Василий: «К каждому из верных приставлен ангел, достойный того, чтобы видеть Отца Небесного… Что с каждым из верных есть ангел, который как воспитатель и пастырь управляет его жизнью, против этого никто не будет спорить, помня слова Господа: не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что ангелы их на небесах всегда видят лицо Отца Моего Небесного (Мф. 18, 10). И псалмопевец говорит: Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его (Пс. 33, 8). Ангел не отступит от всех уверовавших в Господа, если только не отгоним его сами плохими делами. Как пчел отгоняет дым и голубей смрад, так и хранителя нашей жизни, ангела, отдаляет прискорбный и смердящий грех… Поскольку святого ангела, ополчающегося вокруг боящихся Господа, имеет каждый из нас, то грехи могут стать причиной бедствия: нас перестанет закрывать стена, то есть святые силы, которые делают людей непобедимыми, пока пребывают с ними».

Но для того чтобы понять, насколько величественны эти создания – ангелы, хочется привести один эпизод из жития святителя Нектария Эгинского. Однажды, прогуливаясь с послушницей на природе близ монастыря, святитель спросил ее: «Хочешь ли ты увидеть своего Ангела-Хранителя?» Послушница, конечно, изъявила большое желание. «Вот он перед тобой», – ответил святой. И тут же девушка упала в обморок, не вынеся того, что увидела. А святитель потом очень жалел о том, что произошло, говоря, что девушка была еще не готова. Теперь мы можем представить, какой степенью святости обладала Пресвятая Дева Мария, Которая беседовала не с простым ангелом, а с самим архангелом Гавриилом.

Конечно, особой благодати сподобились те, кто носят имя святого архангела. И не только благодати, но и ответственности. Ведь для того чтобы иметь покровителем того, в чьем подчинении находится бесчисленное множество ангелов, каждый из которых сияет как солнце, нужно быть достойным такого покровителя. Только не надо бояться своего славного ангела, не нужно думать, что он суров, ведь часто их изображают в воинском одеянии. Хорошо написал о духовном устроении святых угодников и ангелов святитель Димитрий Ростовский: «Есть ли на небесах у избранных и у ангелов вера и надежда? У ангелов нет ни веры, ни надежды, потому что с того времени, как они утвердились в благодати, они увидели Того, в Кого надо веровать и на Кого надо надеяться. Они всегда видят лицо Отца Небесного, и в них уже нет места ни для веры, ни для надежды, ибо вера и надежда имеют своим предметом невидимое. У избранных Божиих на небесах также нет веры и надежды, потому что они видят Того, в Кого веровали, и имеют Того, на Кого надеялись. И у ангелов, и у избранных есть одна лишь бессмертная любовь».

Дорогие друзья, не будем забывать о наших первейших заступниках, данных нам при крещении, – ангелах-хранителях и будем поминать их в своих молитвах вместе со святыми угодниками Божиими, в честь которых мы крещены.

Святый архангеле Гаврииле и вси святии ангели хранители наши, молите Бога о нас!

Священное Писание, 51

Книга Бытия (глава 13-я: стихи 12-18)

Аврам стал жить на земле Ханаанской; а Лот стал жить в городах окрестности и раскинул шатры до Содома. Жители же Содомские были злы и весьма грешны пред Господом. И сказал Господь Авраму, после того как Лот отделился от него: возведи очи твои и с места, на котором ты теперь, посмотри к северу и к югу, и к востоку и к западу; ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки, и сделаю потомство твое, как песок земной; если кто может сосчитать песок земной, то и потомство твое сочтено будет; встань, пройди по земле сей в долготу и в широту ее, ибо Я тебе дам ее. И двинул Аврам шатер, и пошел, и поселился у дубравы Мамре, что в Хевроне; и создал там жертвенник Господу.

Толкование св. Писания, 51

ТОЛКОВАНИЕ ПРЕПОДОБНЫМ ЕФРЕМОМ СИРИНЫМ

Жители же Содомские были злы и весьма грешны пред Господом

Говоря сие, Моисей осуждает сделанный Лотом выбор местопребывания. В самом деле, Лот поступил бы благоразумнее, когда бы, несмотря на скромное и бескорыстное предложение Аврама о избрании себе страны (Быт. 13:9), предоставил ему, яко старейшему, назначить оную; и когда бы при избрании себе жилища имел в виду не наружные только выгоды, но паче сохранение внутреннего сокровища веры и благочестия. Но привязанность к земному ослепила его и доведет впоследствии до края бездны.

Авраму, после того как Лот отделился от него, Господь сказал. Сие откровение не без причины следует за разлучением Аврама от Лота. Бог являет первому новое знамение своего благоволения за новый опыт его доверенности к Промыслу, с каковою он землю, принадлежащую ему по обетованию, предложил на избрание другому. Аврам думал получить ее от Бога и потому не искал на ее обладание согласия человеческого, так же как не опасался и противоречия. Бог хочет также показать Авраму сим новым откровением, что обетование принадлежит собственно ему, без участия Лота.

Призвание Богом Авраама, Ветхий ЗаветВсю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навсегда. Событие обетования сего известно; кроме, может быть, того, каким образом земля обетованная принадлежит потомству Аврама навсегда, или вовек. В изъяснение сего полагают иные, что обладание значит только потомственное и долговременное обладание и что время обладания сего считать должно до первого только пришествия Христова. В самом деле, слово עלם век означает иногда только некоторое неопределенное продолжение времени. Так, Пасха ветхозаветная названа вечною (Исх. 12:14). Так даже в приветствиях говорили: во веки живи(Дан. 2:4). Другие — что словом вовек гадательно указуется на возобновление и продолжение обетования Аврамова в духовном его знаменовании, после того как оно сперва исполнится или уже исполнилось чувственным образом. По сему обширному разумению обетования пределы земли обетованной могут быть измеряемы только духовным зрением, подобно как и Авраму в откровении повелено было измерять оную глазами; а сия мера бесконечна.

Потомство как прах земной. Дабы увериться в точности сего напряженного изображения потомства Аврамова, нужно только принять в соображение долговременное существование народа еврейского, по которому он, приемлемый во всем своем продолжении, может быть многочисленнее других народов, занимавших обширные страны; неизвестность пребывания десяти колен Израилевых, переселенных царем ассирийским, которые, изменяясь более или менее, конечно, доселе продолжаются в одном или многих народах, известных или неизвестных; наконец, то, что все сущие от веры, все Христовы, суть Аврамово потомство и по обетованию наследники (Гал. 3:7, 29).

Не назначив пределов земли обетованной, Бог повелевает пройти ее в долготу и широту. Сие можно разуметь так, что он повелевает Авраму проходить и обходить предлежащую ему страну по произволению с таким уверением, что всякое место, где он поставит свою ногу, будет принадлежать к земле обетованной. Бог внушает чрез сие Авраму, что мера обетования есть мера веры и что пределы земли обетованной суть колико подвижны, толико обширны и даже невидимы.

И двинул Аврам шатер, и пошел, и поселился у дубравы Мамре, что в Хевроне; и создал там жертвенник Господу

У дубравы Мамре. Имя сие произошло от аморреянина Малфе, союзника Аврамова (Быт. 14:13).

В Хевроне. Как Хеврон получил сие имя Хеврона, внука Халевова; во времена Моисея и даже Иисуса Навина еще назывался древним именем Кириаф-Арба (Нав. 15:13; Суд. 1:10; 1 Пар. 2:42-43), то справедливо догадываются, что слова: что в Хевроне, внесены в текст Моисея Ездрою или кем‑либо другим для объяснения местоположения дубравы Мамре, когда сие последнее имя сделалось уже незнакомо.

Проповедь пастырей 51

ИЗ ПРОПОВЕДИ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

Самое святое на свете дело может оказаться грехом, и потом человек будет нести за него ответ­ственность. Можно и среди добрых и хороших дел незаметно погубить свою душу. Как же нам жить, чтобы все наши дела приносили пользу душе? Для этого нужно непрестанно думать о спасении своей души и о том, полезно ли это дело для нее или не­полезно. Теоретически это очень просто определить, а практически каждый из нас будет впадать в мил­лион заблуждений до тех пор, пока методом проб и ошибок не поймет, что же полезно для души, а что вредно.

Протоиерей Димитрий СмирновОбщее правило таково: то, что мы делаем против любой своей страсти, полезно для нашей души, а если мы каким-нибудь образом служим своей страсти, то это для нашей души вредно. Есть и правило святых отцов: из двух добродетелей надо выбирать большую, а из двух зол — меньшее. Вот, например, что лучше, в храм пойти или больного посетить? Как раз в таких вопросах, которые нам жизнь задает, и проявляется, насколько мы преуспели в христианстве, потому что здесь важна рассудительность. Нельзя ли отложить посещение больного на завтра? насколько он тяжело болен? зачем идти в храм именно сегодня? и так далее. Только оценив весь комплекс этой проблемы, помолясь Богу, чтоб Господь нас вразумил, мы можем выбрать правиль­ное решение и тогда уже ничтоже сумняшеся поступим так, как Бог вразумил.

Вот, например, подходит ко мне человек и просит милостыню. Но одно дело, если у него нет рук или ног или он больной, не в состоянии работать; ему помочь — это моя святая обязанность. Другое дело, когда у человека здоровые руки и ноги, и он может работать, но не хочет и пользуется слабостью и неразумием людей. Тогда, давая ему деньги, я не пользу ему приношу, а развращаю его. Так же и не всякое удовлетворение просьбы ребенка есть добро, чаще всего это бывает зло. Мама должна трезво рассуждать: зачем это ему надо? не прихоть ли это? нужно ли это? Мало ли что захочется! Ни в коем случае нельзя потакать всем желаниям. Или мы у апосто­ла Павла читали, что жена должна слушаться мужа. Но вот муж говорит: дай мне денег, я пойду водку себе куплю. Как же должна поступить жена, давать или не да­вать? В каждом конкретном случае надо решать эту проблему целиком: дать деньги на водку — это зло, но иногда не дать — зло еще большее. Поэтому надо поступать не по страсти: хочу давать, не хочу, — а рассуждать, все время думать, все время молиться, все время трезво оценивать ситуацию.

Молитва дня, 51

Дорогие братья и сестры, в понедельники 5-й седмицы Великого поста давайте прочтем с Вами стихиры, читаемые в церкви в этот день:

2, заглавие, свеча, пост 2

Стихиры понедельника 5-й седмицы Великого поста

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Краснейшее время наста, достохвальный день возсия воздержания братие, потщимся очиститися, яко да явимся чисти Сотворшему, и красоту Его получим, молитвами Того родившия, единыя Чистыя Богоматере.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Господи, давый нам предварити днешний день, седмицу святую предсияющую светло, Лазарево от мертвых востание страшное, сподоби рабы Твоя страхом Твоим преити поприще пощения все совершающия.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Наша помышления божественным ралом возделавше божественнаго пощения, добродетелей клас плодопринесем, яко да не взалчем во веки, наслаждающеся сладостию неиждиваемою радующеся.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Многолетныя страсти внутрь ношу, омрачающия окаянную душу мою, к Твоей безлетне Слове, безначальнаго Отца силе непобедимей, сокрушенным сердцем припадаю и молюся: ущедри, и спаси мя.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Доброе пощение питает сердца, умащающее помышления богоугодная, и страстей бездну изсушающее, тучами умиления очищает, верою хвалу приносящих Вседержителю.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Впадшему в разбойники уподобихся аз, Владыко всех прегрешеньми моими упад, и от них немилостивно уязвихся: но не остави мене неисцельна, не от Самарии, но от Пречистыя Девы пришедый, Иисусе спасительное имя, помилуй мя.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Многоименитая Отроковице, радуйся святая Дево, Богородительнице Марие, верных похвало, клятвы избавление, лествице небесная, недомысленное чудо, купино неопалимая, земле неделанная.

Святии мученицы, молите Бога о нас.

Что вы наречем святии? херувимы ли? яко на вас почил есть Христос. Серафимы ли? яко непрестанно прослависте его. Ангелы ли? тела бо отвратистеся. Силы ли? действуете бо чудесы. Многая ваша имена, и большая дарования: молите спастися душам нашим.

35

На главную страницу сайта