Духовное чтение на 10 апреля 2019 года

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Перед Вами календарь духовного чтения, посвященный 10 апреля 2019 года, состоящий из следующих духовных и молитвенных рубрик:

• Жития святых – Мученик Иоанн Чернов;
• Священное Писание – Книга Бытия (глава 17-я, стихи: 1-9);
• Толкование св. Писания – Святителем Филаретом (Дроздовым);
• Проповедь пастырей – Из поучений протоиерея Димитрия Смирнова;
• Молитва дня – читаемые в храмах в среду 5-й седмицы Великого поста.

Жития святых 53

Мученик Иоанн Чернов

Мученик Иоанн родился в 1880 году в деревне Алексеевка Рождественской волости Боровского уезда Калужской губернии в семье крестьянина Алексея Чернова. Окончив сельскую школу, Иван, как и отец, стал заниматься сельским хозяйством. После прихода к власти безбожников и коллективизации крестьянских хозяйств Иван Алексеевич из деревни уехал и устроился работать на наро-фоминскую фабрику. Когда администрации стало известно, что он исполняет в Петропавловской церкви обязанности псаломщика, он тут же был с фабрики уволен, и ему пришлось вернуться в деревню.

В 1938 году председатель сельсовета составил справку для НКВД на арест Ивана Алексеевича, поставив ему в вину, что дочь его была в монастыре и сам он был устранен от работы в колхозе как религиозный элемент.

Все жители деревни Алексеевка были прихожанами Введенской церкви в соседнем селе Котово, но к концу 1930-х годов священники, служившие здесь, были арестованы, и Иван Алексеевич стал добиваться назначения в храм священника и возобновления богослужения. Составив соответствующее письмо, он ходил по домам крестьян, собирая подписи за открытие храма. В нем он писал, что жители деревни желают иметь своего священника, чтобы тот мог исполнять требы, чтобы могла совершаться божественная служба, и просят, чтобы власти передали ключи от церкви группе верующих и избранному от них уполномоченному Ивану Алексеевичу Чернову, то есть ему самому.

В день выборов в Верховный Совет Иван Алексеевич, придя на избирательный участок, вместе с бюллетенем с наивной надеждой опустил в урну письмо на имя кандидата в депутаты от их района. Он писал:

«Добрый день, многоуважаемый наш помощник и посредник народа Михаил Петрович, мы Вас посылаем все наши нужды рассказать перед высшими органами. Мы, граждане Советской республики, считаем себя свободными гражданами по сталинской Конституции. Можем свободно выявлять свои нужды от лица верующих в Бога и Святую Церковь. Посодействуй за нас, старичков и старушек, дайте нам молиться Богу за весь мир и за Вас, Михаил Петрович, чтобы нам под Вашим руководством проводить тихую жизнь и ходить в церковь молиться Богу, где мы ощущаем отраду души. Мы радуемся за Конституцию, которая в статье 124-й говорит о свободе отправления религиозных обрядов, что нам дороже всего на свете. Молодым нужно повеселиться, песни попеть, а нам, старичкам и старушкам, в Божий храм сходить, приобщиться и отпеть усопшего. Вот что нам дороже всего земного богатства, все на земле временно, а за гробом вечно.

Дорогие наши собратья и друзья, почтите нашу старость, нам нужны псалмопение, молитва, пост, кротость, повиновение властям. Всякая власть от Бога. Глас народа – глас Божий. Дорогой друг народа, будь защитником партийных и непартийных, верующих в Бога и не верующих, будь ко всем ровным».

Письмо это сразу же попало в НКВД, для которого не представляло большого труда установить, кто его написал. Сотрудники НКВД приступили к допросам некоторых жителей деревни Алексеевка, и те показали, что Иван Алексеевич в марте 1938 года ходил по деревне, собирал подписи за открытие церкви в селе Котово и проводил религиозную пропаганду, говоря о необходимости веры в Бога и улучшения жизни через милость Божию, когда откроем церковь и будем молиться.

21 июня 1938 года сотрудник НКВД выписал справку на арест псаломщика, где в вину ему было поставлено, что он собирает подписи под ходатайством за открытие церкви. 28 июня Иван Алексеевич был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве.

Следователь спросил, признает ли себя Иван Алексеевич виновным в контрреволюционной деятельности, на что тот ответил, что не признает. Были вызваны на очные ставки с ним лжесвидетели, но Иван Алексеевич отверг все их показания. 13 августа следствие было закончено, и 19 сентября 1938 года Особое совещание при НКВД приговорило псаломщика к пяти годам заключения в исправительно-трудовой лагерь. Он был отправлен в один из беломорско-балтийских лагерей.

Иван Алексеевич Чернов скончался от голода в лазарете 14-го лагерного пункта Семеново Пудожского района Карелии 10 апреля 1939 года и был погребен на кладбище в километре от лагеря в безвестной могиле.

Святый мучениче Иоанне, моли Бога о нас!

Священное Писание, 53

Книга Бытия (глава 17-я, стихи: 1-9)

Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен; и поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма, весьма размножу тебя. И пал Аврам на лицо свое. Бог продолжал говорить с ним и сказал: Я — вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов, и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов; и весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя; И поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя; и дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное; и буду им Богом. И сказал Бог Аврааму: ты же соблюди завет Мой, ты и потомки твои после тебя в роды их.

Толкование Писания, 53

ТОЛКОВАНИЕ СВЯТИТЕЛЕМ ФИЛАРЕТОМ (ДРОЗДОВЫМ)

Как Аврам уже утомился ходить одною верою, а не видением, как то видно из обстоятельств рождения Измайлова, то Бог, возобновляя обетование, дает сему образ завета, соединенного с постоянным видимым знаком, который есть обрезание. Сей знак делается потомственным, подобно как и обетование. Если завет обрезания сличить с предшествовавшим ему заветом огненного видения (Быт. 15:18), то завет обрезания можно почесть дальнейшим объяснением, возобновлением, дополнением и совершением первого завета. В первом образовательные действия или знамения заветные представляются наиболее со стороны Бога; во втором — со стороны Аврама.

Сказание о завете обрезания раздробляется на следующие части: приготовление к завету (Быт. 17:1-3), новое изложение обетования заветного (Быт. 17:3-8), изображение видимого завета со стороны Аврама (Быт. 17:9-14), изъяснение обетования в отношении к Саре (Быт. 17:15-16), недоумение Аврама (Быт. 17:17), ходатайство о Измаиле (Быт. 17:18), судьба Исаака и Измаила в особенности (Быт. 17:19-22), исполнение завета со стороны Аврама (Быт. 17:23-27).

Авраам, молитва, Ветхий ЗаветДевяносто девять лет. Время вступления в завет обрезания замечательно по трем отношениям:

в отношении к рождению Измаила. В продолжение тринадцати лет Бог оставлял Аврама в неведении или, что еще тягостнее, в погрешительном гадании о его судьбе;

в отношении к самому Авраму. Девяноста девяти лет от рождения он принял обетование о будущем сыне и подвергнул себя болезненному действию обрезания;

в отношении к Исааку. Обетование о его рождении соединено было с точным назначением времени сего события (Быт. 17:21).

Я Бог всемогущий. Указанием на свое всемогущество Бог приготовляет Аврама к последующему затем повелению и обетованию, дабы сей не сомневался в возможности как получить обетование от руки Его, так равно исполнить повеление с Его помощью. Даже некоторым образом упрекает Аврама, который искал естественных средств к исполнению обетования Его.

Ходи пред лицем Моим и будь непорочен. Чем были Енох и Ной (Быт. 5:22; Быт. 6:9), тем Авраму повелевается быть. Впрочем, можно думать, что Бог здесь дает ему не новую для него заповедь, но утверждает его в принятом уже им поведении и предохраняет от падений. Как исполнили патриархи волю Божию, они сами, не обинуясь, сие исповедуют (Быт. 24:40; Быт. 48:15).

И пал Аврам на лице свое. Бог продолжал говорить с ним и сказал

От страха ли пал Аврам или преклонился в знак благоговения и благодарности, разнословят толкователи. Молчанием Аврама лучше всего изъясняется его внутреннее состояние. Он не отвергает и не подтверждает того, что глаголет Бог: в эту минуту он выше сих действий собственного разума и воли; он предает себя Богу, повергает себя пред Ним и, по выражению Давида, исчезает во спасение Его (Пс. 118:81).

Я — вот завет Мой с тобою. Речь сия кажется пресеченною и не в правилах словосочинения. Но сколько она неправильна, столько знаменательна. В человеке нет ничего ненавистнее, как я: в Боге нет ничего величественнее, как Я. И в обычаях древности говорить без я считалось нужным пред высшими благоприличием, и потому Я, по превосходству, приличествует Существу Всевышнему. Итак, краткое слово Я заключает в себе целое вступление к следующей речи: «Я Бог всемогущий, который един есмь все и пред которым все ничто, хощу, повелеваю, обещаю».

Ты будешь отец множества народов. Множество народов, происшедших от Аврама, известно. Достопримечательно, что он именуется не только многих лиц, но и многих народов отцом — именем, которое выражает теснейшее родство и означает главу одного семейства. Посему наименование отца многих народов в полном своем значении заключает не только то, что потомство Аврама разделится на многие народы, но и то, что многие народы соединятся под ним в единое семейство.

Но да будет тебе имя: Авраам. Переименование в человеческих обычаях иногда означает власть переименующего и назначение переименуемого к новому званию или служению, как, например, Иосифнаречен Цафнат–панеах (Быт. 41:45), Даниил — Белтшацар (Дан. 1:7); а иногда соответствует некоторой уже случившейся перемене состояния, как Ноеминьдала себе имя Мара (Руфь 1:20). Богом даются новые имена человекам также иногда в память особенного происшествия, как Иакову дано имя Израиля в память борьбы с Богом (Быт. 32:28), а иногда в изъявление особенного их предопределения, как Симон наречен Петром (Ин. 1:42; Мф. 16:18). Сего последнего рода есть имя Авраам, то есть отец великого множества.

Имена, имеющие происхождение Божественное, суть великой важности, потому что не суть случайные знаки понятий, как имена просто человеческие. Те суть чувственные отпечатки сущности вещей; они соединены с глубоким познанием вещей; они заключают в себе силу вещей, которая и оказывается тогда, когда произносит их не одними чувственными органами, но всею силою духа.

…Печатию обетования о Исааке и залогом его рождения Бог полагает на Аврааме новое имя его… Совершаемый в жизнь духовную также получает новое имя, то есть новую жизнь, новое свойство, которым он отпечатлен, и новое высшее назначение в действовании.

И цари произойдут от тебя. Еврейские, иудейские, израильские, идумейские, сарацинские и проч. Наконец, от Авраама сам Царь царей и Господь господей(Откр. 19:16) и поставляемые им цари и священники (Откр. 1:6).

Буду твоим Богом и потомства твоего после тебя. О важности обетования сего нетрудно сделать заключение из того, что в продолжение одной настоящей беседы Божией с Авраамом, но произносится троекратно (Быт. 17:7, 8, 19), и, наконец, относится к Исааку преимущественно пред Измаилом, как главная и существенная принадлежность завета. Внешний образ или выражение обетования сего делается понятным из сравнения оного с обыкновением идолослужителей присвоять себе и называть своим то мнимое божество, которое они почитают в идолах своего дома, города, страны и от которого почитают себя вправе требовать особенного покровительства. Примером сего служит Лаван (Быт. 31:30). Может быть, мысль и желание усвоять себе богов были безобразным произведением первоначально истинного, но впоследствии поврежденного предания о предопределенном усвоении Божества избранному племени. Бог, противополагая истину заблуждению, открывает Аврааму, что Он точно будет его Богом и его потомства, паче прочих человеков и народов.

И Бог есть Бог Авраама и потомков его: по имени: Бог Авраамов, Исааков, Иаковлев (Исх. 29:45-46); по сохранении истинного богопознания и богослужения в их потомстве; наипаче же по воплощению.

По сему‑то в порядке обетовании прежде полагается завет вечный и вечное наследие земли Ханаанской, что исполнилось прежде Рождества Христова, а обетование: буду их Богом, есть заключение всех обетований.

Наставление, 53

ИЗ ПРОПОВЕДИ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

… Господь имеет такое смирение, какого не имеет ни один че­ловек. Это действительно Бо­жественное смирение. Чего только Господь от нас не терпит! Не только от нас, а от всех пяти миллиардов людей, населяющих землю. Это про­сто уму непостижимо. Иоанн Бого­слов даже желал бы огонь низвести на землю: ну, сколько же можно? Ну, когда же это все сгорит в отчаянном огне? И, тем не менее, у Господа хватает любви, чтобы нас терпеть. На то Он и Бог — это море любви. А мы еще какие-то счеты сводим, на Бога обижаемся. Почему? По слепоте. Прозре­ние же духовное начинается с того, что человек начинает видеть свои грехи.

Протоиерей Димитрий Смирнов… «Со внешними обходитесь благоразумно». Люди сейчас стали как дикие звери. Вот ты пошел в лес — и вдруг волк. Ну что делать? Надо какой-то такой путь избрать, чтобы этого волка не зацепить, чтобы с ним мирно разойтись, может быть, даже его попугать, чтобы он ушел, постараться, чтобы это кончилось без крови. А то если поступить неблагоразумно, волк может броситься. Как бывает, кабан идет, и, если ты его не трогаешь, он убежит, но если ты в него кинешь камень, он тебя растерзает. Так же и с людьми внешними надо обходиться как с дикими зверями, стараться их ничем не задевать, не вступать с ними ни в какие отношения, в споры.

А некоторые выходят замуж за диких зверей. Вышла, а потом говорит: он у меня то, он у меня это. Ну, а ты смотрела, за кого шла? Что, он крест на себе носит? Что, он в церковь ходит? Что, он молится день и ночь? Нет, он просто хороший человек. Ну, понятно, волчонок тоже хороший, симпа­тичный, ушки у него, глазки. Но он все равно волк: захотел — к этой волчице побежал, захотел — к той. Он дикий зверь, у него нет никаких тормозов. И медведь хороший, и носорог хороший, и все люди очень хорошие. Но если они не знают заповедей Божиих, то ты ему ткнешь — и он тебе ткнет; ты ему помешал — он тебя отодвинул; ты ему сказал — он тебе в глаз. Учителя вот уговаривают детей: будьте хорошими, будьте примерными. Это все равно, что подойти к тигру в клетке и сказать: будь хороший, оленей больше не ешь, кушай только гречневую кашу. Ну, он же не понимает. Нужно из дикого зверя стать сперва человеком, а потом ангелом. Целый путь надо пройти. Поэтому надо благоразумно с внешними обращаться, «пользуясь временем».

Молитва дня 53

Дорогие братья и сестры, в среду 5-й седмицы Великого поста предлагаем к молитвенному прочтению следующее краткое молитвословие:

Молитва, чтение, храм

СТИХИРЫ СРЕДЫ 5-Й СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Брашно любовь творяще, воздержанием страсти удержим вернии, и Богу нас ради вознесшемуся на Кресте, и копием прободшемуся в ребра, пожити благоугодно ведемся, да пищи насладимся вечныя и лучшия, славяще Спаса душ наших.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Древом древле смерть обретохом, ныне же паки жизнь Древом крестным: страстей убо стремления умертвим вернии, и достигнути спасительное Воскресение всех Благодетеля молим, деяньми божественными сияюще, и добродетельми украшаеми, славяще Спаса душ наших.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Живоносный Твой Крест похваляем Господи, и нас ради священная плоти Твоея страдания: копие же, заколения, посмеяния, оплевания, биения и заушения с багряницею, и венец терноплетенный, имиже от клятвы вся избавив спасл еси ны. Темже молим Тя, постов время мирно скончати подаждь нам.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Поползнувся от праваго пути Твоего, от страстей окаянный низпадохся в ров, левит же со священником видевше мя, претекоша. Ты же Христе помиловал еси мя, и оружием Креста греховное рукописание растерзав, безстрастием уяснил еси, и Отцу соседателя сотворил еси. Темже зову Тебе: непостижиме Господи слава Тебе.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Из Иерусалима снидох поползнувся, от написанных в нем языком заповедей Твоих: во Иерихон же идый подражательным стремлением, в нем древле ради злобы от Тебе, ко убийству издавшихся людем Твоим преслушанием, душетленным прилучихся страстем, якоже разбойником. От них уязвена исполу умерщвлена, гвоздьми и копием плотию уязвивыйся волею, греха ради человеча, и общее совершивый Крестом спасение во Иерусалиме, исцели мя Господи, и спаси мя.

Святии мученицы, молите Бога о нас.

Мученицы Твои Господи, забывше сущая в житии, нерадивше и о муках будущия ради жизни, и сея наследницы явишася: темже и со ангелы радуются, тех молитвами даруй людем Твоим велию милость.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Господи, егда Тя солнце виде на Древе висима Солнца правды, лучи сокры, и луна свет во тьму преложи: Всенепорочная же Мати Твоя утробою уязвляшеся.

Заглавие, окончание 33

На главную страницу сайта