Духовное чтение на 11 апреля 2019 года

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Для духовного и молитвенного прочтения предлагаем календарь, посвященный 11 апреля, состоящий из следующих рубрик:

• Жития святых – Преподобный Иона Псково-Печерский;
• Священное Писание – Книга Бытия (глава 18-я, стихи: 20-33);
• Толкование св. Писания – Святителем Филаретом (Дроздовым);
• Проповедь пастырей – Из поучений протоиерея Димитрия Смирнова;
• Молитва дня – читаемые в четверг 5-й седмицы Великого поста.

Жития святых 54

Преподобный Иона Псково-Печерский

Братья и сестры, сегодня мы вспоминаем основателей замечательного монастыря России – Псково-Печерской обители. Первым пустынножителем Печерским почитается преподобный Марк, но каких-либо сведений о его жизни мы не знаем, первым же основателем монастыря был преподобный Иона. Это было в XV веке. В древней повести летописец после имени преподобного Марка сразу ставит имя преподобного Ионы: «Священник некий, именем Иоанн, от Московской страны, по прозванию Шестник (что значит шествующий от одного места на другое), сей Иоанн бе священствуя во граде Юрьеве Ливонском со Исидором Пресвитером во Храме святого Николая Чудотворца и Великомученика Георгия, его же Великий князь Ярослав Владимирович (Мудрый) о имени своего устроя».

Священник Иоанн Шестник был послан из Москвы на служение в Юрьев (Дерпт) как миссионер. Он приехал с семьей: женой и двумя сыновьями. В Юрьеве он сразу столкнулся с ненавистью и гонениями на православных. Вместе с пресвитером Исидором защищал свою паству от католиков. Но очень скоро подданные папы стали принуждать его и его духовных детей к Унии. Было много сложностей. В 1470 году, прожив там два года и шесть месяцев, отец Иоанн вынужден был удалиться из Дерпта с семьей под защиту Пскова. Именно тогда, по преданию, надел он под рясу кольчатый панцирь (до принятия священнического сана Иоанн был воином, участвовал в сражениях и имел военное снаряжение). В Пскове, где «пробыл мало времени», он служил священником в соборе Живоначальной Троицы.

Вскоре из Дерпта пришла весть о мученической кончине пресвитера Исидора в числе прочих 72 лиц его паствы. Он вел спор с латинянами о вере и был брошен ими в темницу с 72 другими христианами. Они не покорились и в темнице и все были ввержены под лед в реку 8 января 1472 года. Весной того же года их святые мощи были найдены вверху реки.

Отец Иоанн очень скорбел о том, что покинул пресвитера Исидора, и решил обречь себя «на страдания пустынной жизни». Когда Иоанн, как говорит предание, «на торгу в воскресный день услышал о старце и пещере при потоке Каменце», то сразу решил поехать туда. «Пришед на сие место, начаша копати вместе с матушкой Марией в горе церковь за Богом зданною пещерою к западу». Рано-рано, еще до восхода солнца поднимался отец Иоанн и совершал свою коленопреклоненную молитву, прося у Господа благословения на великий свой подвиг.

От суровой жизни и тяжелых трудов заболела верная супруга отца Иоанна Мария. Она принимает монашеский постриг, и, как написано в летописи, «наречено бысть имя ей Васса, в том образе и преставися». После того как преставилась ко Господу сподвижница, сам Иоанн тоже принимает постриг с наречением имени Иона. И он продолжает искапывать в горе небольшую церковь.

«Во время же благочестивого князя Ивана Васильевича иеромонах Иона закончил свой труд, – ископа малую церковь в горе и постави келлии на столбах, прямо церкви Печерныя». Это было летом 1473 года. С радостью отец Иона поспешил в Псков к священникам Троицкой церкви, своим друзьям, прося их вместе с ним освятить храм, но они отказали ему со словами: «Церковь в горе эта необычная и необыкновенная по своему устройству». Огорчился Иона и пошел решать свой вопрос дальше, во святой град Новгород. Припав к ногам архиепископа Феофила, он просил у него, «дабы повеле освятить храм в горе». Архиепископ дал свое благословение. И те же псковские священники в день Успения Божией Матери, 15 августа 1473 года, освятили храм. Во время освящения церкви икона Успения Божией Матери явила чудо: прозрела слепая женщина. Это исцеление воодушевило отца Иону, и повлияло на земца Ивана Дементьева, который «даде своего имения удел земли ко храму Пречистыя Богородицы и на монастырское ограждение по ручей Каменец, с восточныя и южныя стороны на целое поприще». Тогда мало-помалу начали сюда стекаться на жительство иноки. И эта обитель, скрывавшаяся прежде только в глубине земли, с того времени стала процветать и видимым образом на поверхности.

А летописец повествует: «И по сем священноинок Иона, пожив несколько времени в молитвах и трудах, преставился Богу и погребен бысть в той же пещере». Блаженный Иона почил около 1480 года. Когда его переоблачали, то на теле его нашли кольчатый железный панцирь. Когда отец Иона был воином, то носил этот панцирь, а когда стал иноком, он служил ему как вериги. Этот панцирь повесили над гробом отца Ионы. В одно из нападений врагов панцирь был похищен. Гроб же преподобного Ионы был поставлен в «Богом зданной пещере».

Братья и сестры, Псково-Печерский монастырь – это место, которое не может оставить равнодушным ни одного верующего человека. Да что уж говорить, посещение «Богом зданных пещер» производит впечатление и на совершенно неверующих людей. Погружение в таинственный мир пещерных келий дает возможность оценить наш собственных образ жизни. Святым Псково-Печерским подвижникам не нужны были различные удобства, интернет, холодильник и теплая ванна, им нужна была только прокопанная в земле небольшая пещерка, в которой они могли спокойно молиться. Замечу, в этих пещерах нет запаха тления даже от новопоставленных гробов с новопреставленными иноками. Те, кто посетят  пещеры Псковской обители, увидят, как соседствуют кельи с гробами подвижников и небольшие пещерные храмы, как на этой подземной территории сочетается смерть тела и жизнь духа. Для каждого православного период будет очень полезно навестить во время Великого поста обитель, основанную на месте подвигов пустынника преподобного Марка святым подвижником иеромонахом Ионой.

Преподобные отцы Марк и Иона, молите Бога о нас!

Священное Писание, 54

Книга Бытия (глава 18-я, стихи: 20-33)

И сказал Господь: вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма;
сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю. И обратились мужи оттуда и пошли в Содом; Авраам же еще стоял пред лицом Господа. И подошел Авраам и сказал: неужели Ты погубишь праведного с нечестивым? Может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников? Неужели Ты погубишь, и не пощадишь места сего ради пятидесяти праведников в нем? Не может быть, чтобы Ты поступил так, чтобы Ты погубил праведного с нечестивым, чтобы то же было с праведником, что с нечестивым; не может быть от Тебя! Судия всей земли поступит ли неправосудно? Господь сказал: если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу все место сие. Авраам сказал в ответ: вот, я решился говорить Владыке, я, прах и пепел: может быть, до пятидесяти праведников не достанет пяти, неужели за недостатком пяти Ты истребишь весь город? Он сказал: не истреблю, если найду там сорок пять. Авраам продолжал говорить с Ним и сказал: может быть, найдется там сорок? Он сказал: не сделаю того и ради сорока. И сказал Авраам: да не прогневается Владыка, что я буду говорить: может быть, найдется там тридцать? Он сказал: не сделаю, если найдется там тридцать. Авраам сказал: вот, я решился говорить Владыке: может быть, найдется там двадцать? Он сказал: не истреблю ради двадцати. Авраам сказал: да не прогневается Владыка, что я скажу еще однажды: может быть, найдется там десять? Он сказал: не истреблю ради десяти. И пошел Господь, перестав говорить с Авраамом; Авраам же возвратился в свое место.

Толкование священного Писания, 54

 ТОЛКОВАНИЕ ПРЕПОДОБНЫМ ЕФРЕМОМ СИРИНЫМ

Вопль Содомский. Приличное сему месту знаменование слова вопль можно вывести из соответствующего ему здесь слова грехи и также из противополагаемого ему слова правды у Исаии (Ис. 5:7). Но каким образом и какие особенно неправды и грехисоставляют вопль? Вопль к Богу приписывается в Св. Писании крови Авеля (Быт. 4:10), нищим (Пс. 9:13; Иов. 34:28), мученикам (Откр. 6:10). Посему вопль Содома означать может вопль угнетенной беззакониями Содомлян невинности, чего пример видим в Лоте, который, живя между ними, тем, что видел и слышал, ежедневно терзался в доброй душе своей (2 Пет. 2:8). Иначе вопль греховный к Богу может означать такой разврат, который, испровергая самые основания благочестия и благонравия, самые права природы, не может быть исправлен человеческими и естественными средствами, но призывает мстительную руку Божию. Отсюда известное в Церкви наименование грехов вопиющих.

Явление святой Троицы, АвраамуПойду посмотреть и узнать, довершилось ли и проч. То есть достиг ли уже Содом крайней степени своих беззаконий, и его растление так ли уже совершенно, что и долготерпение бесполезно, и исправление невозможно (1 Цар. 20:33). Дабы согласить испытательное посещение Содома с Божиим всеведением, должно вообразить, что Бог, в оправдание судеб Своих и в наставление родов будущих, благоволит открыть Аврааму, с одной стороны, крайнее нечестие Содомлян, с другой — Своедолготерпение и, наконец, осуждение праведное. В Его воле состоит изъяснить все сие или словами человеческого языка, или другими внятными знамениями. Итак, Он избирает для сего чувственное действие испытательного посещения, которое для имеющих простые о Божестве понятия знаменательнее словесных объяснений. Чувственное посещение Содома нужно было также для избавления Лота, а принятый Богом вид невидимости имел еще то отношение к Аврааму, что вызывал его к ходатайству за Лота, которое и видно в продолжении сего разговора.

Авраам же еще стоял пред лицем Господа. Онкелос думает, что Авраам стоял пред Богом в молитве. Действительно, стоять пред лицем Божиим иногда значит молиться (Иер. 15:1). Но слово еще показывает, что писатель говорит здесь просто о продолжавшемся чувственном предстоянии Авраама Богу явившемуся.

И приблизился Авраам. Или из благоговения стоял он до сего времени в некотором отдалении от Господа; или несколько времени колебался, открыть ли свои чувствования, между тем как Господь казался отходящим.

Неужели Ты погубишь праведного с нечестивым? Сей и последующие вопросы Авраама не должно принимать за простое действие любопытства, испытующего судьбы Божии, поелику в таком случае ни один из них не был бы достоин ответа Божия. Все они имеют знаменование молитвенное о помиловании грешных ради праведных. В особенности Авраам имеет здесь в мыслях Лота, который после и спасен по его молитве (Быт. 19:29). Не произносит же имени его или потому, что сознает дерзость своего ходатайства, или потому, что полагается на всеведение Господа.

Может быть, найдется в этом городе пятьдесят праведников? Авраам не упоминает здесь о младенцах, хотя и сии побуждают иногда Бога к милосердию, как видим в пророчестве (Ион. 4:11). Из сего вновь можно примечать, что предмет его ходатайства есть наипаче Лот.

И отошел Господь. Неизвестно, Авраам ли прекратил свои молитвенные вопрошения, воображая, что в Содоме, конечно, найдутся десять праведников (Быт. 18:32), или Бог прервал свою с ним беседу Своим отшествием. Дабы она не казалась неоконченною, должно приметить, что дополнением ее служат самые приключения Содома и Лота.

Поучения св. Отцов 54

ИЗ ПРОПОВЕДЕЙ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

… Господь хочет, чтобы мы избавились от своих страстей в душе, от грехов, а не чтобы мы стали людьми, которые живут по каким-то внешним правилам. Для Бога важно, какие мы внутри, по существу. Есть люди, которые и в церковь ходят, и на молитву пла­точек надевают, и квартирка у них освящена, и лампадочка есть, и иконочки, и книжечки, и Библия, и молитвослов — ну все есть, что только душе угодно, а глаза завистливые, сердце каменное, язык злой.

Протоиерей Димитрий Смирнов 2Ну что толку в этих сокровищах, которые ты дома приобрел? Иконочки есть — хорошо, лампадочки — хорошо, Библию имеешь — слава Богу, читаешь ее — еще лучше. Но что толку в этом чтении, если человек остается завистливым, злым, предателем, иудой, сварливым, сплетником, всякое зло про другого передает? В этом толк только один: ты в аду из-за этого будешь гораздо ниже, чем самый страшный безбожник, который ни в церковь не ходил, ни Богу не молился. Пото­му что иконки у тебя были, лампадки у тебя были, пост ты соблюдал, в церковь ходил. Библию читал — и ничего в тебя не вошло. Вот какой ты противник Божий, ничто тебя не проняло: ни богослужение, ни пост, ни слово Божие.

Другой человек в Бога не верует и лучше живет, чем иной верующий, и Господь ему снисхождение окажет. Потому что, какой с него спрос? В церкви никогда не был, никто его не научил, ни хороший поп, ни плохой слова ему не сказал. Он ничего не знает, Библию никогда в жизни не читал, книжек хороших, где о нравственности говорится, где высмеивается зло — «Евгения Онегина» или Достоевского, Чехова, — не знает; читал только газеты и программу «Время» смотрел. Иногда по совести поступал, иногда против совести. Что с него взять? С него спрос меньше.
Поэтому какой же ты христианин, если в храм ходишь, все внешнее исполняешь, а внутри остаешься самым страшным злодеем: ты злой, раздражительный, власто­любивый, все время кричишь, шумишь, всем только указываешь, всех только все заставляешь, всех под себя подминаешь и хочешь, чтобы все были как ты. Ты один прав, а все кругом дураки и во всем виноваты. Так же нельзя, это же противно духу Евангелия. Уж лучше бы ты в церковь не ходил, сидел бы дома, спокойненько телевизор смотрел, газетку читал, чай попивал и никого бы не обижал — ты был бы ближе к Богу.

Молитва дня, 25

Дорогие братья и сестры, перед Вами молитвы, читаемые в храмах в четверг 5-й седмицы Великого поста:

10

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Моими помышлении в разбойники впад, пленен бых окаянный умом, и люте уязвихся, всю мою душу ураних, и отнюд лежу наг добродетелей на житейстем пути. Священник же видев мя ранами боляща безысцельна, презрев не воззре на мя: левитянин же паки не терпя душетленныя болезни, и той видев мя мимо иде. Ты же благоволивый, не от Самарии, но от Марии воплотитися Христе Боже, человеколюбием Твоим подаждь ми исцеление, изливая на мя великую Твою милость.

Святии мученицы, молите Бога о нас.

Аще кая добродетель, и аще кая похвала подобает святым? Мечем бо преклониша выи, Тебе ради преклоншаго небеса и сошедшаго: излияша кровь свою Тебе ради истощившаго Себе, и зрак рабий приимша: смиришася до смерти, нищету Твою подражающе. Ихже молитвами по множеству щедрот Твоих, Боже помилуй нас.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Господи, Ты священныя ученики Твоя, словесная небеса показал еси. Сих священными ходатайствы, земных мя зол избави, воздержанием вознося разума всегда, к страстем помышление мое, яко Щедр и Человеколюбец.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Имуще вси время пощения, яко содейственника Божественным деянием, плачим от всего сердца, и Спасу возопиим: Твоими ученики Господи Многомилостиве, спаси любовию Тя поющия, яко Щедр и Человеколюбец.

Святии апостоли, молите Бога о нас.

Апостоли прехвальнии, мира молитвенницы, немощных врачеве, здравия хранителие, во обоем нас соблюдите, пощения время проходящия: во обоих божественно мирствующия, ум несмущен страстей храняще, да поем вси песнь Христу воскресшему, яко Победителю.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Все житие мое со блудницами и мытарями изжися: убо возмогу ли поне в старости покаятися, о нихже согреших, Содетелю всех и врачу недугующих? Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Тяжестию небрежения содержимь есмь, в тине валяюся, стрелою устрелен велиара, и оскверняю мое еже по образу: обратителю небрегущих, и Избавителю прегрешивших: Господи прежде даже до конца не погибну, спаси мя.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Бых преткновение человеком, возделав яко земный земная, браку сопрягохся Твоим повелением, и преступих осквернив ложе мое: от земли создавый не презри создания Твоего: Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Рядник бых души моей, о плоти моей промышление творя, демонов поругание поставлен бых, сластем работая и безместием: благоутробием Твоим пощади, прогонителю демонов: Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Волею согреших паче всех, сего ради оставлен есмь, имам противника души моей, плоти мудрование, и помрачает мя. Просвещение сущих во тьме, и наставниче заблуждаемых: Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя.

34

На главную страницу сайта