Духовное чтение на 17 апреля 2019 года

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Перед Вами календарь духовного чтения, посвященный 17 апреля 2019 года, состоящий из следующих духовных и молитвенных рубрик:

• Жития святых – Преподобномученица Мария (Лелянова), Гатчинская, монахиня;
• Священное Писание – Книга Бытия (глава 43-я: 26-31; глава 45-я: 1-16);
• Толкование св. Писания – Лопухин А.П.;
• Проповедь пастырей – Из поучений протоиерея Димитрия Смирнова.

Жития святых 53

Преподобномученица Мария (Лелянова), Гатчинская, монахиня

Преподобномученица Мария родилась в 1874 году в Санкт-Петербурге в семье владельца сургучной фабрики купца Александра Ивановича Лелянова, в Крещении была наречена Лидией. Семья жила неподалеку от Новодевичьего монастыря рядом с Преображенской церковью на Забалканском проспекте. Отец скончался, когда Лидии исполнилось три с половиной года, а ее сестре Юлии полтора года, и они остались на попечении матери и старших братьев.

Лидия училась в женской гимназии, но незадолго перед ее окончанием заболела энцефалитом, вследствие чего у нее развились болезнь Паркинсона, а затем ревматизм и подагра. Сдавать выпускные экзамены ее привезли в инвалидной коляске. Родные предприняли много усилий, чтобы помочь девушке, показывали ее знаменитым отечественным докторам, возили за границу для консультаций с европейскими специалистами, но никто не смог ей помочь. Болезнь приняла тяжелые и неизлечимые формы, и в 1909 году по совету врачей семья переехала в город Гатчину.

В течение двадцати лет Лидия неподвижно лежала на спине, любое движение и прикосновение приносили ей нестерпимую боль. Но Лидия не роптала и со смирением переносила болезнь, восприняв ее как волю Божию, которой она вполне и покорилась; благодаря этим страданиям она научилась непрестанно молиться и приобрела память смертную.

После того, как мать и братья скончались и Лидия осталась жить с сестрой Юлией, сестрам стали помогать поселившиеся у них в квартире единомышленные с ними православные женщины. Кроткую больную часто посещало духовенство, у ее постели служились молебны, и даже образовался кружок женщин, которые пели на молебнах уже не только у нее дома, но и в храмах. При полной неподвижности тела и даже лица способность речи у Лидии сохранилась: она говорила с полузакрытым ртом, как бы сквозь зубы, стараясь произносить слова медленно и раздельно, чтобы быть правильно понятой.

Долгое и смиренное терпение тяжких скорбей очистило душу праведницы, и Господь наделил ее дарами прозорливости и духовного утешения. Со временем к ней стало приходить много народа, чтобы испросить совета и с просьбой помолиться; приходили не только миряне, но и священники, и архиереи. Митрополит Петроградский Вениамин (Казанский), будущий священномученик, благословил постричь подвижницу в монашество. В 1922 году в городе Гатчине на подворье Пятигорского Богородицкого женского монастыря в храме Покрова Божией Матери при огромном стечении народа архимандрит Александро-Невской лавры Макарий (Воскресенский) постриг Лидию в мантию с именем Мария.

Каждый день монахиню Марию посещало множество народа: люди ожидали очереди в прихожей, многие приносили ей продукты и деньги, которые она раздавала нуждающимся. По воспоминаниям профессора Ивана Михайловича Андреева, монахиня Мария имела огромный дар утешения и исцеления скорбящих душ. Вот юноша, унывавший после ареста и ссылки отца-священника, вышел от матушки с радостной улыбкой, сам решившись принять сан диакона. Молодая женщина от грусти пришла к светлой радости, также решившись на монашество. Пожилой мужчина, глубоко страдавший о смерти сына, вышел от матушки выпрямленный и ободренный. Пожилая женщина, вошедшая с плачем, вышла спокойная, утвердившись духом…

Незадолго перед своим арестом и мученической кончиной у подвижницы побывал митрополит Петроградский Вениамин, который, подарив ей свою фотографию, написал: «Глубокочтимой страдалице матушке Марии, утешившей, среди многих скорбящих, и меня грешного».

В начале 1932 года безбожники приступили к арестам монахов и монахинь ранее закрытых монастырей. В лице монахини Марии многие сестры разоренных обителей нашли себе большое утешение и окормлялись у нее. Однако сама монахиня Мария была арестована 19 февраля 1932 года. При аресте двое сотрудников ОГПУ подошли к постели монахини и, ухватив страдалицу за вывернутые руки, поволокли по полу и по земле, а затем, раскачав за руки и за ноги, забросили в кузов грузовика.

Нахождение монахини Марии в тюрьме из-за ее болезни было в то время невозможно, и ее поместили в тюремную больницу, здесь следователь и допросил ее. Подтвердив, что она является сторонницей митрополита Иосифа (Петровых), монахиня Мария сказала: «Я считаю, что митрополит Сергий напрасно велел молиться за советскую власть, – ей это не нужно. И вообще, пусть за нее молится кто сам хочет… Я считаю, что за власть молиться нужно в том случае, если это власть».

Свидетели, допрошенные следователями ОГПУ, единодушно показали, что в городе и окрестностях монахиню Марию все считают святым человеком, наделенным от Бога даром прозорливости. 22 марта 1932 года выездная сессия Коллегии ОГПУ приговорила монахиню Марию к лишению права проживания в крупных городах и их округах.

Милостию Божией монахиня Мария скончалась 17 апреля 1932 года в тюремной больнице в Петрограде и была погребена на Смоленском кладбище.

Святая преподобномученица Марие, моли Бога о нас!

Священное Писание, 53

Книга Бытия (глава 43-я: 26-31; глава 45-я: 1-16)

И пришел Иосиф домой; и они принесли ему в дом дары, которые были на руках их, и поклонились ему до земли. Он спросил их о здоровье и сказал: здоров ли отец ваш старец, о котором вы говорили? жив ли еще он? Они сказали: здоров раб твой, отец наш; еще жив. И преклонились они и поклонились. И поднял глаза свои, и увидел Вениамина, брата своего, сына матери своей, и сказал: это брат ваш меньший, о котором вы сказывали мне? И сказал: да будет милость Божия с тобою, сын мой! И поспешно удалился Иосиф, потому что воскипела любовь к брату его, и он готов был заплакать, и вошел он во внутреннюю комнату и плакал там. И, умыв лицо свое, вышел, и скрепился, и сказал: подавайте кушанье. Иосиф не мог более удерживаться при всех, стоявших около него, и закричал: удалите от меня всех! И не оставалось при Иосифе никого, когда он открылся братьям своим. И громко зарыдал он, и услышали Египтяне, и услышал дом фараонов. И сказал Иосиф братьям своим: я — Иосиф. Жив ли еще отец мой? Но братья его не могли отвечать ему, потому что они смутились пред ним.

Иосиф признается братьям, открываетсяИ сказал Иосиф братьям своим: подойдите ко мне. Они подошли. Он сказал: я — Иосиф, брат ваш, которого вы продали в Египет; но теперь не печальтесь и не жалейте о том, что вы продали меня сюда, потому что Бог послал меня перед вами для сохранения вашей жизни; ибо теперь два года голода на земле: остается еще пять лет, в которые ни орать, ни жать не будут; Бог послал меня перед вами, чтобы оставить вас на земле и сохранить вашу жизнь великим избавлением. Итак, не вы послали меня сюда, но Бог, Который и поставил меня отцом фараону и господином во всем доме его и владыкою во всей земле Египетской. Идите скорее к отцу моему и скажите ему: так говорит сын твой Иосиф: «Бог поставил меня господином над всем Египтом; приди ко мне, не медли; ты будешь жить в земле Гесем; и будешь близ меня, ты, и сыны твои, и сыны сынов твоих, и мелкий и крупный скот твой, и все твое; и прокормлю тебя там, ибо голод будет еще пять лет, чтобы не обнищал ты и дом твой, и все твое». И вот, очи ваши и очи брата моего Вениамина видят, что это мои уста говорят с вами; скажите же отцу моему о всей славе моей в Египте и о всем, что вы видели, и приведите скорее отца моего сюда. И пал он на шею Вениамину, брату своему, и плакал; и Вениамин плакал на шее его. И целовал всех братьев своих, и плакал, обнимая их. Потом говорили с ним братья его. Дошел в дом фараона слух, что пришли братья Иосифа; и приятно было фараону и рабам его.

Толкование Писания, 53

Лопухин А.П.

И пришел Иосиф домой; и они принесли ему в дом дары, которые были на руках их, и поклонились ему до земли

Поднесение подарков и падение ниц — обычные на Востоке формы приветствия лиц высокопоставленных, особенно властителей. В падении ниц всех братьев пред Иосифом с буквальной точностью исполнились давние сны Иосифа, в свое время послужившие источником злоключений Иосифа: не только все братья теперь преклонялись пред Иосифом, но в лице их преклонились пред ним и отец их всех, и мать Иосифа — Рахиль (в лице Вениамина). Сама обстановка свидания — при покупке хлеба — напоминала о первом сне Иосифа, по содержанию относящаяся к земледельчески-хозяйственному быту, к собиранию хлеба.

 

Наставление, 53

ИЗ ПРОПОВЕДИ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

Неизреченным образом, вкушая Пречистые Страшные Тайны Господни, душа че­ловека соединяется с благодатью Божией. Если человек с покаянием, с чувством собственного недостоинства, с намерением исправиться принимает Тайны Христовы, то огонь Божественный, нетварная энергия Божия, которая подается человеку в Святом Причаще­нии, сжигает то зло, в котором он раскаялся перед Богом, и человек делает шаг навстречу к Богу. Это самый большой дар, который мы получили. Как Иоанн Кронштадтский говорил, подобного ему нет ни на небе, ни на земле. Того, что мы вкушаем здесь, не имеют и сами Ангелы, это превыше всяческого разумения, и это человеку дается даром.

Протоиерей Димитрий СмирновА как же человек на это реагирует? Один говорит: «Я еще не готов, я еще немнож­ко погрешу». Другому лень почитать правило. Третьему лень немножко ущемить свое чрево. А четвертый вообще говорит: «Я на прошлой неделе был, а сегодня дома полежу». Это свидетельствует о том, что человек просто не по­нимает, что здесь происходит. Тебе дается даром Божест­венная жизнь, даром, ни за что, потому что заслужить это нельзя. Даже если не тысячу дней и ночей на камне простоишь, а всю жизнь простоишь на камне, все равно быть достойным этого дара невозможно. И то, что мы к приятию его как-то пытаемся готовиться и что-то совершаем, ни­как не идет ни в какое сравнение с тем, что мы получаем. Получив этот дар, человек в этот момент становится свят. Большинство из нас, конечно, этого не чувствуют и не понимают, но вера наша свидетельствует, что это воистину так. Ну и что дальше? Выходя из храма, куда употребляем мы эту Божественную силу, которую здесь получили? На что мы ее растрачиваем? Не на подвиг, не на то, чтобы уси­лить нашу молитву, не на то, чтобы простить всех, против кого мы имеем обиду, не на то, чтобы совершить какое-то доброе дело. А на что? На пустоту, на грех. Получается некий механический ритуал, и это ужасно. Даже самый главный, драгоценный дар Божий, который мы имеем, мы, оказывается, и его не употребляем во благо, потому что живем какой-то своей, отдельной от Бога жизнью. Как мы далеки еще от истинного восприятия того, чему Господь нас учит! Поэтому апостол Павел говорит: «Умоляю вас, чтобы дар этот не был втуне, напрасно». А у нас получа­ется все равно, что свинье надеть бриллиантовое колье на шею: она ничего не понимает, ей что глиняные черепки, что бриллианты.

Заглавие, окончание 33

На главную страницу сайта