Духовное чтение на 18 апреля 2019 года

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Для духовного и молитвенного прочтения предлагаем календарь, посвященный 18 апреля, состоящий из следующих рубрик:

• Жития святых – Священномученик Николай Симо, пресвитер Кронштадтский;
• Священное Писание – Книга Бытия (глава 46-я, стихи: 1-7);
• Толкование св. Писания – Святителем Иоанном Златоустом;
• Проповедь пастырей – Из поучений протоиерея Димитрия Смирнова.

Жития святых 54

Священномученик Николай Симо, пресвитер Кронштадтский

Братья и сестры, обратим свой мысленный взор к жизненному пути одного Кронштадтского священномученика XX века, современника и сподвижника святого батюшки Иоанна Кронштадтского – поговорим о протоиерее Николае Симо. Николай родился 6 декабря 1875 года в городе Аренсбурге Эстляндской губернии в семье священника Адама Симо; в 1888 году отец Адам был назначен в эстонский приход, открывшийся при Андреевском соборе в Кронштадте.

В 1887 году Николай поступил в Рижское духовное училище, окончив которое в 1891 году по первому разряду, продолжил образование в Рижской духовной семинарии; в 1894 году отец перевел его в Санкт-Петербургскую духовную семинарию. Окончив семинарию в 1897 году, Николай обвенчался с девицей Лидией, дочерью священника Павла Панова, и 23 ноября 1897 года был рукоположен во священника к Андреевскому собору в Кронштадте на место отца, переведенного в это время служить в эстонский приход при гатчинском Павловском соборе. Настоятелем Андреевского собора в это время был сам отец Иоанн Сергиев. Отцу Николаю разрешили служить только раз в неделю по воскресным дням, между первой и второй литургией. Неблагоприятные обстоятельства, в которых оказался священник со своей эстонской паствой, привели его к мысли о необходимости постройки отдельной церкви для живших в Кронштадте православных эстонцев, которых в то время было около восьмисот человек.

В 1902 году владельцы здания бывшей англиканской церкви решили продать его вместе с садом и домом, но с условием, чтобы оно использовалось под храм. Кронштадтский купец и благотворитель Николай Андреевич Туркин решил купить это здание для православного эстонского прихода. Духовенство Андреевского собора оказало энергичное противодействие этому предприятию, выказав незаинтересованность в появлении второго храма в непосредственной близости от собора, и обратилось за поддержкой к отцу Иоанну Кронштадтскому, но тот не поддержал своекорыстных соборян, здание было продано купцу Николаю Туркину, и он передал его эстонскому приходу.

1 декабря 1902 года отец Иоанн Кронштадтский с собором духовенства освятил здание как православный храм в честь Воздвижения Креста Господня, богослужение в нем совершалось на русском и эстонском языках.

Став настоятелем Крестовоздвиженского храма, отец Николай целиком посвятил себя служению пастве и по примеру отца Иоанна Кронштадтского стал совершать богослужения ежедневно, что не понравилось духовенству Андреевского собора, и они пожаловались на это кронштадтскому пастырю. И отец Иоанн, спросив отца Николая, правда ли, что он совершает богослужения ежедневно, пожелал, чтобы священник и дальше также ревновал о службе Божией. Поражает, как настойчиво батюшка Иоанн сохранял выбранную им линию созидания Церкви Христовой, вне зависимости от общественного мнения, даже духовенства.

Кроме совершения богослужений, отец Николай преподавал Закон Божий, а также был руководителем кронштадтского отделения Александро-Невского Общества трезвости и членом комитета кронштадтского «Попечительства о народной трезвости».

В 1910 году скончалась супруга священника, и на его попечении осталось трое детей от трех до семи лет. Отец Николай шел путем ревнителя православия, и его служение стало со временем вызывать все большее уважение кронштадтских прихожан, и уже не только эстонцев, но и русских.

В 1917 году скончался один из священников Андреевского собора, отец Иоанн Кронштадтский к тому времени был на небесах с Господом уже почти десять лет, и возникла необходимость заместить вакантное место.

13 декабря того же несчастного 1917 года отец Николай был назначен священником Андреевского собора, а в 1923 году – настоятелем. Но смутное время советских гонений давало о себе знать. Первый раз отец Николай был арестован в марте 1921 года по подозрению в участии в кронштадтском восстании, но через две недели освобожден за невозможностью найти в его деятельности состава преступления.

При попытке захвата церковной власти обновленцами протоиерей Николай показал себя активным противником этого движения. Когда из Петрограда приехал представитель обновленцев с предложением устроить общее собрание двадцаток и духовенства всех кронштадтских приходов, протоиерей Николай и духовенство Андреевского собора заявили, что на собрание они не пойдут. Отцу Николаю сказали, что в случае неявки их могут арестовать гражданские власти. «И пусть арестовывают, у меня котомки уже готовы», – сказал отец Николай.

Протоиерей Николай был арестован 13 октября 1930 года. По делу было привлечено шестьдесят четыре человека: почитателей отца Иоанна Кронштадтского и ревнителей монархии. В то время, когда отец Николай уже находился под следствием, ОГПУ стало арестовывать и тех, кто был не согласен с декларацией митрополита Сергия (Страгородского) и усмотрел в ней недостойное Предстоятеля Церкви потакательство безбожной власти. 14 февраля 1931 года к этому делу были присоединены дела протоиерея Николая Симо и некоторых других священников и мирян Кронштадта. Протоиерей Николай не изменил своей позиции во время следствия и отказался давать какие бы то ни было сведения сотрудникам ОГПУ. В результате протоиерей Николай Симо был приговорен к расстрелу и казнен 18 апреля 1931 года, а погребен в безвестной могиле.

Священномучениче Николае, моли Бога о нас!

Священное Писание, 54

Книга Бытия (глава 46-я, стихи: 1-7)

И отправился Израиль со всем, что у него было, и пришел в Вирсавию, и принес жертвы Богу отца своего Исаака. И сказал Бог Израилю в видении ночном: Иаков! Иаков! Он сказал: вот я. Бог сказал: Я Бог, Бог отца твоего; не бойся идти в Египет, ибо там произведу от тебя народ великий; я пойду с тобою в Египет, Я и выведу тебя обратно. Иосиф своею рукою закроет глаза твои. Иаков отправился из Вирсавии; и повезли сыны Израилевы Иакова, отца своего, и детей своих, и жен своих на колесницах, которые послал фараон, чтобы привезти его. И взяли они скот свой и имущество свое, которое приобрели в земле Ханаанской, и пришли в Египет, — Иаков и весь род его с ним. Сынов своих и внуков своих с собою, дочерей своих и внучек своих и весь род свой привел он с собою в Египет.

Толкование священного Писания, 54

 ТОЛКОВАНИЕ СВЯТИТЕЛЕМ ИОАННОМ ЗЛАТОУСТОМ

И отправился Израиль со всем, что у него было, и пришел в Вирсавию, и принес жертвы Богу отца своего Исаака

Ни мало не медля, праведник отправился в путь; он ускорял, спешил посмотреть на своего возлюбленного сына, увидеть царем Египта того, кого он считал уже давно умершим и добычею зверей. Пришедши к кладезю клятвенному, он вознес благодарственную молитву Господу, и «пожре жертву Богу отца своего Исаака».

Слыша это, научимся тому, чтобы когда предпринимаем ли что-нибудь, беремся ли за какое-либо дело, или отправляемся в путешествие, – прежде всего возносить молитвенную жертву Господу, и не иначе, как испросив Его помощь, начинать предпринимаемое дело, и таким образом подражать благочестию древних праведников. «Пожре, – сказано, – жертву Богу отца своего Исаака», – чтобы видно было, что он шел по следам отца своего, и это обнаруживал в служении Богу, подобно Исааку. И как он сам предварительно благодарственною молитвою показал свою признательность к Богу, то тотчас же последовали и знамения вышнего благоволения. Предусматривая дальность пути и смотря на свою старость, он боялся, чтобы внезапная смерть не лишила его радости видеть сына, и поэтому молил Господа продолжить его жизнь, чтобы он мог насладиться совершенною радостию.

 

Поучения св. Отцов 54

ИЗ ПРОПОВЕДЕЙ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

… Если мы увидим в себе грех, познаем его, раскаемся и бу­дем у Бога просить с верой: «Господи, спаси мою душу, очисти меня»,— Господь это сделает, Он всю нашу душу очистит. Он через пророка сказал: «Если будут грехи ваши, как багряное,— как снег убе­лю». И мы знаем, кто первый вошел в рай: разбойник. Ну разбойник из­вестно чем занимается. Но Господь увидел, что он хочет измениться, и изменение его было такой сокрушительной силы, что Господь пове­рил ему и очистил его.

Это для нас большая надежда. Но только у нас должна быть сила вот этой веры, должен быть мощный переворот нашей жизни. Поэтому надо нам кончать спать, скорей просыпаться, начинать шевелиться. Потому что, если этого не произойдет, мы так во тьме греховной и перейдем в мир иной, так в грехах и умрем.

А смерть грешника люта: за ней мрак и ужас бесконечного пребывания в непрестанной злобе. Поэтому Господь говорит: «Там будет плач и скрежет зубов».
Плач о том, что утратил, а скрежет зубов о том, что уже ничего нельзя изменить, остается только зубами скреже­тать в бессильном отчаянии. И вот от всего этого Господь нас хочет избавить.

34

На главную страницу сайта