Духовное чтение на 19 апреля 2019 года

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Для духовного и молитвенного прочтения предлагаем календарь, посвященный 19 апреля, состоящий из следующих рубрик:

• Жития святых – Священномученики Иоанн и Иаков Бойковы, пресвитеры;
• Священное Писание – Книга Бытие (глава 49-я, стих 1-й; глава 50-я, стихи 1-26);
• Толкование св. Писания – Святителем Филаретом (Дроздовым);
• Проповедь пастырей – Из поучений протоиерея Димитрия Смирнова.

Жития святых 54

Священномученики Иоанн и Иаков Бойковы, пресвитеры

Братья и сестры, сегодня мы поговорим о двух родных братьях священномучениках. Священномученики Иоанн и Иаков родились в городе Бежецке Тверской губернии в семье священника Покровской тюремной церкви города Бежецка Иакова Ивановича и его супруги Александры Васильевны Бойковых. В 1891 году родился Иоанн Бойков, а Иаков родился в 1896 году. Оба они закончили Тверскую духовную семинарию с разницей всего в два года: один в 1915 году, другой в 1917-м.

Иоанн после окончания семинарии поступил псаломщиком в собор в городе Осташкове. Но в 1917 году умер отец-священник, и родственники уговорили Ивана Яковлевича вернуться на родину в Бежецк, куда он приехал в 1918 году и устроился работать учителем. А брат его Иаков после семинарии поступил в Московскую духовную академию и даже успешно окончил первый курс, но из-за кончины родителя и сложного финансового положения в семье был тоже вынужден вернуться в Бежецк и работать учителем. Но не по душе было религиозным молодым людям преподавание в новой, враждебной православию образовательной системе. Они женились, оставили учительство, были рукоположены во священников с той же разницей в два года. Отец Иоанн в 1921 году был рукоположен ко храму села Залужанье Весьегонского уезда Тверской губернии. А отец Иаков в 1923 году – ко храму святой великомученицы Екатерины в селе Закрупье Бежецкого уезда той же губернии. И хотя в это время уже шли интенсивные гонения на Православную Церковь, братьям удалось послужить в священном сане некоторое время.

Трудности старшего брата, отца Иоанна Бойкова, начались в 1929 году со стартом коллективизации. Почти как и везде первым делом этого гнусного процесса стало закрытие храма. После того как храм был закрыт, жена священника Евфросиния Михайловна стала просить его, чтобы он не искал нового места и перестал служить, о том же просили и некоторые из крестьян, видя, что не сегодня-завтра священник может быть арестован. Он решительно отказался, но на всякий случай, чтобы из-за его священства власти не преследовали семью, разрешил жене развестись. Теперь он мог навещать свою семью только тайно, по ночам. Вскоре последовало несколько переводов из храма в храм и наконец арест. Задержан он был по доносу, 12 марта 1931 года на квартире у своей формально бывшей жены. Через месяц, 20 апреля, тройка ОГПУ приговорила отца Иоанна к пяти годам исправительно-трудовых лагерей.

После ареста священника у его жены Евфросинии отобрали дом в Залужанье и все, что в нем было, хотя дом был построен ее родителями, когда она вышла замуж за Ивана Яковлевича. Без дома и средств остались дочери отца Иоанна Нина и Вера, которым было тогда восемь лет и четыре года. Власти отобрали всю одежду, у детей забрали игрушки, родным священника разрешили взять из дома только то, что они успели на себя надеть.

У младшего брата отца Иоанна, священника Иакова Бойкова, дела складывались чуть лучше, но участь ареста его не миновала. После хиротонии в 1923 году Яков Яковлевич прослужил до 1930 года в храме святой великомученицы Екатерины в селе Закрупье Бежецкого уезда, а затем вынужден был вернуться в Бежецк. Но в Бежецке вакантных священнических мест не было, и отец Иаков уехал в село Кириловское Максатихинского района, где прослужил два года. Затем открылась вакансия на место священника в Благовещенской церкви в селе Княжеве недалеко от Бежецка, и отец Иаков стал служить там. В Княжеве он служил до 1938 года, когда и последовал его арест. Жена отца Иакова тоже не раз говорила ему, чтобы он бросил служение, но тот отказывался

Ко времени ареста отца Иакова его брат отец Иоанн Бойков уже скончался в лагере от туберкулеза летом 1934 года. Оба священника много писали своим родным из лагерей, эти письма сохранились, и по ним мы можем судить о тех тяжестях, что они переносили и об их духовном устроении. Можно сказать, что старшему брату отцу Иоанну, арестованному раньше, пришлось легче. Хотя он и заболел туберкулезом, но условия в его лагере были куда более щадящими, нежели у отца Иакова. А вот младшему брату досталось очень тяжелое испытание лагерями с 1938-го по 19 апреля 1943 года, когда он скончался там от голода, как и многие другие заключенные в военное время.

Но и сама обстановка в лагерях у священномучеников была разная. Отец Иоанн был вполне сыт, и окружение у него было приличное. А вот как писал отец Иаков о своих тяжелых испытаниях зимой 1938 года: «Дорогие и горячо любимые Маня и Верочка! Не хотел было писать вам, вернее сказать, огорчать вас своими письмами, да ничего не сделаешь. Я писал вам о своих злоключениях на 1-м пункте… В предыдущем письме от 23 декабря я сообщал, что у меня украли теплые сапоги. Теперь меня на днях раздели самым наглым образом. Дело было так: 27 декабря назначили меня помощником дневального в барак, где сосредоточена была одна шпана и бандиты. Я был рад месту, перетащил туда свои пожитки и принялся за работу, но не прошло и двух часов, как дневальство окончилось самым плачевным образом. Как только стало смеркаться, я ненадолго прилег. И в это время успели у меня взломать сундук и выкрали из него чулки нитяные, две рубахи чистые, брюки летние, бумагу, карандаши, нитки, иголки, мыло банное, сахар, пуговицы. Остальное, должно быть, не успели, так как я скоро встал. Пока я возился со взломанным сундуком, у меня на глазах бандиты вытащили мешок с вещами, унесли его на верхние нары и там обработали. Мне выкинули пустой мешок… Осталось только то, что на себе, и все это с наглым смехом и издевательствами. Собрал я все, что осталось после этого грабежа, и пошел из барака вон… Банку мятую, из которой кипяток пил, и ту унесли. Пришлите взамен какую-нибудь банку стеклянную из-под консервов. Вот мои печальные новости. В течение какой-нибудь недели меня разули и раздели». Тяжело, братья и сестры, действительно тяжело было нашим святым священномученикам заканчивать свой путь здесь на земле.

Священномученики Иоанне и Иакове, молите Бога о нас!

Священное Писание, 54

Книга Бытие (глава 49-я, стих 1-й; глава 50-я, стихи 1-26)

Иосиф и ИаковИ окончил Иаков завещание сыновьям своим, и положил ноги свои на постель, и скончался, и приложился к народу своему. Иосиф пал на лицо отца своего, и плакал над ним, и целовал его. И повелел Иосиф слугам своим — врачам, бальзамировать отца его; и врачи набальзамировали Израиля. И исполнилось ему сорок дней, ибо столько дней употребляется на бальзамирование, и оплакивали его Египтяне семьдесят дней. Когда же прошли дни плача по нем, Иосиф сказал придворным фараона, говоря: если я обрел благоволение в очах ваших, то скажите фараону так: отец мой заклял меня, сказав: «вот, я умираю; во гробе моем, который я выкопал себе в земле Ханаанской, там похорони меня». И теперь хотел бы я пойти и похоронить отца моего и возвратиться. И сказал фараон: пойди и похорони отца твоего, как он заклял тебя. И пошел Иосиф хоронить отца своего. И пошли с ним все слуги фараона, старейшины дома его и все старейшины земли Египетской, и весь дом Иосифа, и братья его, и дом отца его. Только детей своих и мелкий и крупный скот свой оставили в земле Гесем. С ним отправились также колесницы и всадники, так что сонм был весьма велик. И дошли они до Горен‐гаатада при Иордане и плакали там плачем великим и весьма сильным; и сделал Иосиф плач по отце своем семь дней. И видели жители земли той, Хананеи, плач в Горен‐гаатаде, и сказали: велик плач этот у Египтян! Посему наречено имя месту тому: плач Египтян, что при Иордане. И сделали сыновья Иакова с ним, как он заповедал им; и отнесли его сыновья его в землю Ханаанскую и похоронили его в пещере на поле Махпела, которую купил Авраам с полем в собственность для погребения у Ефрона Хеттеянина, пред Мамре. И возвратился Иосиф в Египет, сам и братья его и все, ходившие с ним хоронить отца его, после погребения им отца своего. И увидели братья Иосифовы, что умер отец их, и сказали: что, если Иосиф возненавидит нас и захочет отомстить нам за все зло, которое мы ему сделали? И послали они сказать Иосифу: отец твой пред смертью своею завещал, говоря: так скажите Иосифу: «прости братьям твоим вину и грех их, так как они сделали тебе зло». И ныне прости вины рабов Бога отца твоего. Иосиф плакал, когда ему говорили это. Пришли и сами братья его, и пали пред лицом его, и сказали: вот, мы рабы тебе. И сказал Иосиф: не бойтесь, ибо я боюсь Бога; вот, вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро, чтобы сделать то, что теперь есть: сохранить жизнь великому числу людей; итак, не бойтесь: я буду питать вас и детей ваших. И успокоил их, и говорил по сердцу их. И жил Иосиф в Египте сам и дом отца его; жил же Иосиф всего сто десять лет. И видел Иосиф детей у Ефрема до третьего рода, также и сыновья Махира, сына Манассиина, родились на колени Иосифа.  И сказал Иосиф братьям своим: я умираю, но Бог посетит вас и выведет вас из земли сей в землю, о которой клялся Аврааму, Исааку и Иакову. И заклял Иосиф сынов Израилевых, говоря: Бог посетит вас, и вынесите кости мои отсюда. И умер Иосиф ста десяти лет. И набальзамировали его и положили в ковчег в Египте.

Толкование священного Писания, 54

Свт. Филарет (Дроздов)

И повелел Иосиф слугам своим — врачам, бальзамировать отца его; и врачи набальзамировали Израиля

Врачам. Вероятно, что искусство врачевания и бальзамирования тел обычай у древних египтян соединял в одном роде людей.

Приготовить к погребению. То есть бальзамировать. Иосиф следует здесь обычаю египтян. По описанию Геродота (L. II, с. 86), бальзамирование состояло в извлечении мозга чрез ноздри и внутренностей чрева чрез отверстие в левом боку, в наполнении очищенной внутренности благовонными веществами, в осолении всего тела погружением в селитру и, наконец, в обвитии оного и в покрытии смолистым веществом.

Поучения св. Отцов 54

ИЗ ПРОПОВЕДЕЙ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

… Только любовь дает возмож­ность человеку вести жизнь подвижническую. Если чело­век возлюбит Бога, возлюбит Его заповеди, тогда он сможет. И ме­ра этой любви зависит от веры: на­сколько мы сможем вместить в се­бя слово Божие. Поэтому каждому из нас нужно молиться Богу о том, чтобы Он умножил в нас веру. Но вера — это не просто умозаключе­ние, что Бог есть. Это все знают. Мы знаем, что Христос на землю прихо­дил; это уже научный факт. Мы зна­ем, что Христос воскрес. Ну и что? Этого мало. Нужно еще верить в то, что действительно, когда тебя уда­рят по правой щеке, нужно, просто необходимо для спасения подстав­лять левую. А вот это уж никто не может. И пока это сможешь, нужно очень долго к этому идти. Придется заставлять себя, и молиться, и не делать того, что хочется, а делать то, что нужно, и так постепен­но, пока сможешь, когда тебя ударят в правую, подставить левую. Ну а когда сможешь, нужно и дальше идти: дальше уже речь о любви к врагам и прочее и прочее, что вообще в голове не укладывается.

Богу нужно от нас именно это. И если мы все-таки этого достигнем, то тогда только мы можем достичь веры пра­вославной, достичь любви и, следовательно, спасения. От чего спасения? От этого всего, что нас окружает, и от того, что есть в нас: от греха.

34

На главную страницу сайта