Духовное чтение на 22 апреля 2019 года

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Перед Вами календарь духовного чтения, посвященный 22 апреля 2019 года. На его страницах Вы сможете подкрепиться следующей духовной пищей:

• Жития святых – Мученик Гавриил Фомин;
• Священное Писание – Св. Евангелие от Матфея (глава 24, стихи 3-35);
• Толкование св. Писания – Свт. Филарет (Дроздов);
• Проповедь пастырей – Из поучений протоиерея Димитрия Смирнова.

Жития святых, 51

МУЧЕНИК ГАВРИИЛ ФОМИН

Мученик Гавриил Фомин родился в 1882 году в селе Ивачево Зарайского уезда в семье крестьянина Харитона Фомина. Глубоко верующий человек, Гавриил помогал священнику в храме и исполнял при церкви обязанности сторожа, что было ему по домашним обстоятельствам удобно, так как он был человеком неженатым. Иногда он пел на клиросе в Захариино-Елизаветинской церкви села Горетово, отчего некоторые, редко ходившие в храм, думали, что он служит псаломщиком.

В 1925–1926 годах Гавриил Харитонович жил в селе Городец Коломенского района и помогал здесь священнику Никольского храма. В 1928 году он был лишен избирательных прав, в 1932 году арестован и осужден на три года за несдачу хлебозаготовок государству. Все его имущество, включая дом и надворные постройки, было конфисковано, так что он в буквальном смысле остался без крова. Вернувшись из заключения, Гавриил Харитонович поселился в селе Сушково Коломенского района (ныне Луховицы) и стал помогать служившему здесь в Казанском храме священнику Сергию Любомудрову.

Как человек верный Церкви 7 сентября 1938 года он был арестован и обвинен в распространении контрреволюционной клеветы. В тот же день следователь предъявил ему обвинения в ведении среди пассажиров в июне 1937 года на станции Сушково, а также среди колхозников в ноябре 1937 года разговоров о скорой гибели советской власти.

Поскольку Гавриил не согласился признать ложных обвинений, были вызваны «свидетели», некоторые из которых служили негласными сотрудниками НКВД; они и подтвердили свои письменные доносы. После этого Гавриил Харитонович вновь был допрошен, но опять не подтвердил показаний лжесвидетелей. Тогда ему были устроены с ними очные ставки, но и тогда он проявил стойкость и мужество.

2 октября 1938 года следствие было завершено, в обвинительном заключении говорилось, что «допрошенный по делу в качестве обвиняемого Фомин Г.X. виновным себя не признал, но достаточно изобличается тремя свидетельскими показаниями и тремя очными ставками».

После окончания следствия Гавриил Харитонович содержался в Таганской тюрьме в Москве. 25 апреля 1939 года его освидетельствовал врач и установил, что он болен туберкулезом правого голеностопного сустава, что оставляло ему мало шансов пережить заключение.

Почти год мученик пробыл в тюрьме – не приговоренный и не оправданный – пока власти перестраивали систему «троек» и снова вводили судебные слушания, проходившие в том же закрытом режиме, что и заседания троек. Только 16 августа 1939 года наконец состоялись слушания по его делу. На суде Гавриил Харитонович сказал: «Я в церкви был сторожем, и были случаи, пел на клиросе. Виновным себя не признаю, потому что никаких контрреволюционных действий никогда не производил. Со свидетелями, которые вызваны по моему делу, – я их не знаю и в ссорах никогда с ними не состоял, и те разговоры, которые указаны в обвинительном заключении, я никогда нигде не разглашал. Псаломщиком я никогда в церкви не состоял, а наговорили свидетели, потому что были случаи, я пел на клиросе, потому они и думают, что я псаломщик».

В тот же день суд приговорил его к пяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере и трем годам «поражения в гражданских правах». Гавриил Харитонович Фомин скончался 22 апреля 1942 года в Унженском концлагере НКВД и был погребен в безвестной могиле.

Братья и сестры, когда читаем жития новомучеников, то возникает вопрос: неужели свидетели, что вызывались на следствие, все поголовно врали? К сожалению, в подавляющем большинстве случаев это именно так. В житии одного из святых, которого мы будем вспоминать на днях, есть описание того, как сотрудники НКВД работали со лжесвидетелями. Когда приходила директива с требованием определенного количества арестов, следователь отделения НКВД составлял списки тех, кого он предполагал арестовать, а также списки «свидетелей», которые могут подписать лжесвидетельства. Составлялись схемы, согласно которым «свидетелям» распределялись роли: кто какой эпизод антисоветской деятельности обвиняемого должен был подтвердить, а поскольку набор таких эпизодов был невелик, то они перетасовывались, чтобы создать видимость достоверности.

Далее вызывались претенденты на лжесвидетелей, им предлагалось дать показания на того или иного обвиняемого. Свидетель, естественно, был незнаком с обвиняемым, но следователи умели убеждать и имели рычаги влияния на таких людей, ко всем прочему, им обещали неразглашение информации об их участии в деле. Затем следователь вручал свидетелю чистые бланки протоколов допросов, чтобы тот их заполнил в отделении или дома, либо сотрудник НКВД сам заполнял бланк протокола допроса и требовал, чтобы свидетель его подписал. Случалось, что следователь просил проверенных лжесвидетелей заранее подписать пустые бланки. Естественно лжесвидетели иногда получали поощрение от следователей, например в виде алкоголя.

Для более эффективного ведения дел следователи особенно охотно привлекали к следственному процессу председателей сельсовета или колхоза, как людей, знавших своих односельчан и проживающих в их районе. Следователь сначала составлял конспект об антисоветской и антигосударственной деятельности подозреваемого, потом писал протоколы, а затем вызывал того, от чьего лица протоколы были написаны, а председатель сельсовета – тех, за кого он писал протоколы. Так в течение короткого времени такой тандем мог составить десятки и сотни протоколов показаний лжесвидетелей.

Не хочется даже размышлять на тему внутреннего мира этих подлецов, а особенно следователей. Долго эти люди в основном не жили, каждые несколько лет волна за волной сотрудники ОГПУ, а позже НКВД репрессировали своих предшественников. Это было похоже на змею, заглатывающую свой хвост… но если бы только свой хвост. Сколько прекрасных и добрых людей погубило советское время.

Святый мучениче Гаврииле, моли Бога о нас!

Священное Писание, 51

СВЯТОЕ ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ (глава 24, стихи 3-35)

Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века? Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: «я Христос», и многих прельстят. Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец: ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; всё же это — начало болезней. Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое; и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; претерпевший же до конца спасется. И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец. Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, — читающий да разумеет, — тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто на кровле, тот да не сходит взять что‐нибудь из дома своего; и кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои. Горе же беременным и питающим сосцами в те дни! Моли́тесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу, ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет. И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни. Тогда, если кто скажет вам: «вот, здесь Христос», или «там», — не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперед сказал вам. Итак, если скажут вам: «вот, Он в пустыне», — не выходи́те; «вот, Он в потаенных комнатах», — не верьте; ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого; ибо, где будет труп, там соберутся орлы. И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою; и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их. От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето; так, когда вы увидите всё сие, знайте, что близко, при дверях. Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как всё сие будет; небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут.

Толкование св. Писания, 51

ТОЛКОВАНИЕ СВЯТИТЕЛЕМ ФИЛАРЕТОМ (ДРОЗДОВЫМ)

Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец

Господь дает и причину, почему при виде угрожающих событий мы не должны быть боязливы, а должны быть мужественны. Зрите, говорит, не ужасайтеся, подобает бо всем сим быти. Вот слово, из котораго не вдруг можно почерпнуть углубленный в нем разум. По разсуждению обыкновенному, от безпокоящаго слышания можно было бы найдти успокоение в тех мыслях, что угрожающаго не будет, по крайней мере, вероятно, не будет, или что оно не коснется тех, которые видят опасность; а мысль, что угрожающее непременно должно последовать, может, по видимому, только увеличить, а не уменьшить страх. Но не так велит разсуждать Христос, Божия Премудрость и Божия Истина. Зрите, говорит, не ужасайтеся, подобает бо всем сим быти. Если бы события происходили случайно: то как разсудком нельзя поставить предел угрожающему случаю, так нельзя было бы поставить предел страху. Но когда знаем, что события происходят, не как случится; что жребий человеков и человеческих обществ не предан неограниченно произволу и страстям человеческим; когда помышляем, что все явления на зрелище мира, не только благоприятныя, но и могущия потревожить и устрашить, каковы – брани и слышания бранем, бывают, как подобает быти, по предусмотрению Божию, под невидимым управлением Промысла Божия, в направлении к благим целям Божескаго мироправления: тогда, хотя бы все народы мира возстали, чтобы устрашить нас, этот страх, если уповаем на Бога, может быть так мал, как малы пред Богом все народы, а они, по слову Пророка, аки капля от кади, и яко претяжение веса вменишася (Иса. XL. 15). Как бы ни велика была сила неправды, она не может разрушить истиннаго блага верующих и уповающих на Бога, – блага внутренняго и вечнаго, и благосостояние внешнее и временное может поколебать не более, как сколько попустит Бог; а Он попускает, растворяя Свой суд милосердием, защищая правых, и побуждая к исправлению согрешивших, дабы потом исчерпанную ими меру скорбей и лишений наполнить утешением и воздаянием. Итак, храни веру, правду, упование на Бога, и не будь боязлив, вверяя себя Божию Провидению. Так должно понимать и исполнять слово Христово: зрите, не ужасайтеся, подобает бо всем сим быти.

Ум пытливый может сказать: каким образом подобает быти и таким событиям, как брани, слышания браней, бедствия, страдания, даже лучших из человеков, и это под управлением премудраго, праведнаго и благаго Провидения? – Это возражение может показаться сильным; но в самом деле оно только дерзновенно: потому что чрез него земный прах покушается возлететь на небо, судить Творца и Судию мира, и постигнуть тайны его мироправления. Подробное изследование предложеннаго вопроса потребовало бы более времени, нежели мы теперь имеем. Дадим совопроснику краткий ответ. Не слышал ли ты, что Христос о бранях, и слышаниях браней, и о бедствиях Своих последователей сказал: подобает всем сим быти? Можешь ли сомневаться и о том, что Христос есть самая Премудрость, самая Правда, самая Благость? Как же можешь сомневаться и о том, что если чему по его предусмотрению, под Его владычеством, подобает быти, то непременно бывает и будет сообразно с премудростию, правдою и благостию?

 

Проповедь пастырей 51

ИЗ ПРОПОВЕДИ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

… Основная причина всех наших грехов, основная причина того, что мы Бога не видим, что мы плохо переносим скорби, что мы привязаны к миру, привязаны к плоти, к еде, к одежде и прочей чепухе и только иногда и как-то не в полную силу у нас возникает желание Царствия Небесного, — основная причина этого наша гордость и отсутствие в нас смирения. И преуспеяние в смирении, собственно, и есть спасение души, потому что смирение — основное свойство Христовой души. А то, что в нашей жизни идет против смирения, то есть шествие против Христа. Если мы смиряемся, то это путь на Голгофу, это путь к совознесению нашему на небо и путь совоскресения со Христом. Вот это нам нуж­но усвоить глубоко и прочно: что нет друго­го пути на небо, кроме смирения и добро­вольного принятия страданий. Но как достичь вожделенного смирения, как вообще понять, что это такое? Путь ко смирению, учит нас Священное Писание, идет через терпение. И особый промысл Божий, особая любовь Бога к нам выражается в том, что хотя мы все любим комфорт, любим безмятежную, сытую, спокойную жизнь, любим хорошее к нам отношение всех вокруг, любим вежливость, похвалу, чистоту, порядок, всяческое вообще благое внеш­нее устроение, — несмотря на это каждому из нас постоянно приходится скорбеть. Скорбеть телесно, скорбеть душевно, скорбеть духовно — всеми составами нашего естества; скорбеть от непонимания, от предательства, от непослушания детей, от бо­лезней, от жизненных обстоятельств, от погоды, от всяких катаклизмов. И если мы хотим воспитать в себе смирение, привлечь эту царицу христианских добродетелей, необходимую для нашего спасения, нам надо все это терпеть.

Поэтому когда с нами случается нечто, как нам кажется, страшное, мы должны благодарить Бога от всего сердца за то, что Он Сам дает нам возможность по­терпеть, потому что, претерпя это, мы получим еще маленькую крупицу смирения, которое будет очередным нашим шагом на Голгофу, а через нее — к воскресению вместе со Христом. А каждый раз, когда мы уклоняемся, когда мы ропщем, когда мы отвергаем терпение, тем самым мы отвергаем наше спасение. Вот эта блаженная мысль должна засесть в нашем уме, а через ум войти и в наше сердце, чтобы мы не только чисто теоретически, умом, но и сердцем своим приняли всю спасительную силу страдания.

35

На главную страницу сайта