Духовное чтение на 26 апреля 2019 года

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Для духовного и молитвенного прочтения предлагаем календарь, посвященный 26 апреля, состоящий из следующих рубрик:

• Жития святых – Мученица Фомаида Египетская;
• Священное Писание – Первое послание к Коринфянам (гл. 1, ст. 18-31; гл. 2, ст. 1,2);

• Евангелие дня — Евангелие от Иоанна (глава 19, стихи 25-42);
• Толкование св. Писания – Свт. Игнатий (Брянчанинов);
• Проповедь пастырей – Из поучений протоиерея Димитрия Смирнова.

Духовное чтение на 26 апреля 2019 года

Мученица Фомаида Египетская

Братья и сестры, сегодня мы познакомимся с житием святой мученицы, ставшей покровительницей всех тех, кто не может справиться со своими плотскими страстями и желает получить исцеляющую Божественную благодать, исправляющую все земное, направляющую нас от перстного к небесному. И промыслительно, что в этом году память святой мученицы Фомаиды выпадает именно на Страстную седмицу, когда мы стремимся отсечь от себя все страстные помыслы и углубиться в размышления о Страданиях Христовых.

Святая мученица Фомаида родилась в городе Александрии в христианской семье в V веке. С детства она была воспитана в благочестии и любила читать Священное Писание. В 15 лет юную отроковицу выдали замуж за рыболова, тоже христианина. Молодые супруги жили в семье родителей мужа, где святую Фомаиду любили за кротость, незлобие, доброту и целомудрие. Свекор святой Фомаиды, по наущению диавола, пленился ее красотой. Когда его сын ушел ночью на рыбную ловлю, он стал склонять невестку ко греху. Напрасно святая Фомаида увещевала обезумевшего старика, напоминая ему о Страшном Суде и наказании за грех. Разъяренный твердостью святой Фомаиды, он в безумии схватил меч и стал угрожать ей смертью. Но святая Фомаида твердо ответила: «Если ты даже рассечешь меня надвое, я не отступлю от заповеди Господней». Ослепленный страстью свекор взмахнул мечом и рассек святую Фомаиду. Святая приняла мученическую кончину за свое целомудрие и верность заповеди Божией в 476 году.

Убийцу постигла Божия кара. Он мгновенно ослеп и не мог найти двери, чтобы убежать. Между тем пришли другие рыбаки и, стучась, звали сына его на ловлю. Отец же отвечал, что сын его уже ушел ловить рыбу, а он сам не может найти двери, чтобы выйти. Они, отворив дверь, вошли и увидели старца с окровавленными руками и одеждой, старавшегося ощупью найти выход, и – лежащую на земле рассеченную святую Фомаиду. От этого зрелища они пришли в ужас и спрашивали: «Что это значит? Кто и для чего совершил подобное злодеяние?» Тогда старец рассказал им о своем грехе и просил свести его к судье для того, чтобы принять достойное по делам наказание. Старец был предан суду и наказан чрез усекновение мечем. А к телу убиенной стекалось множество народа из жителей Александрии, все они дивились столь невероятному и ужасному событию и восхваляли целомудрие святой Фомаиды.

В то время в Александрию пришел из пустынного скита преподобный Даниил. Он велел монахам ближнего Октодекадского монастыря принести тело мученицы и похоронить в монастырской усыпальнице. Некоторые из монахов недоумевали, как можно хоронить женщину вместе с мужчинами монахами. Преподобный Даниил сказал: «Эта отроковица – мне и вам мать. Она умерла за чистоту». Тогда монахи не осмеливались более противиться святому отцу, пошли и, взявши тело святой Фомаиды, погребли его с честью в монастырской усыпальнице. Простившись после этого со всеми отцами, преподобный удалился в свой скит. Один брат в его монастыре испытывал сильные нападения со стороны плотских искушений; придя к преподобному Даниилу, он открыл ему свою сильную борьбу с плотскими страстями. Преподобный Даниил велел ему пойти и помолиться у гробницы святой мученицы Фомаиды. Брат пошел и в точности исполнил все, что велел ему преподобный Даниил, и действительно совершенно освободился от плотских искушений. Возвратившись в скит, он припал к ногам преподобного Даниила и сказал ему:

– Молитвами святой мученицы Фомаиды и твоими, отче, Бог избавил меня от блудных похотей.

Старец спросил:

– Каким образом ты освободился от них?

Брат отвечал:

– Сотворив двенадцать молитв и помазавшись елеем из лампады, находящейся при гробнице святой мученицы, я положил голову на ее гробницу и уснул, и вот явилась мне светлая отроковица, святая Фомаида, и сказала: отче, приими сие благословение и иди с миром в твою келлию, – я принял благословение и пробудился, чувствуя окончательно освобождение от плотской страсти; не знаю, что собственно означает преподанное мне во сне святою благословение, но хорошо сознаю свое избавление от страстей.

Преподобный Даниил сказал по окончании братом своего повествования:

– Столь великое дерзновение имеют пред Богом подвизающиеся за целомудрие.

В последующие времена многие находили у гробницы святой Фомаиды освобождение от страстей и духовную радость. Мощи святой мученицы Фомаиды были перенесены в Константинополь в один из женских монастырей. В 1420 году их видел русский паломник иеродиакон Зосима.

Братья и сестры, недавно мы слушали в храме житие преподобной Марии Египетской. Она была женщиной очень легкого поведения, она не торговала собой, а как говорила потом старцу Зосиме: «Думала я, что весь смысл жизни состоит в утолении плотской похоти». Друзья, а что мы видим нынче на экранах телевизоров, в Интернете, журналах и кино? Не стали ли слова Марии девизом нашего времени? Блудная страсть легко не лечится. Преподобной Марии Египетской пришлось 17 лет провести в пустыне — год за год греха, чтобы очиститься. Поэтому такие заступницы небесные, как святая мученица Фомаида нам сегодня очень нужны, ведь далеко не каждый, кого одолевают плотские страсти, способен на такие подвиги, как преподобная Мария Египетская, но всякий может обратиться с надежной и упованием:

Святая мученице Фомаидо, моли Бога о нас!

Диакон Михаил Кудрявцев

Духовное чтение на 26 апреля 2019 года

Первое послание к Коринфянам (глава 1, стихи 18-31; глава 2, стихи 1,2)

Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия. Ибо написано: «погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну». Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев — соблазн, а для Еллинов — безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, — Христа, Божию силу и Божию премудрость; потому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков. Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, — для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом. От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением, чтобы было как написано: «хвалящийся хвались Господом». 2. И когда я приходил к вам, братия, приходил возвещать вам свидетельство Божие не в превосходстве слова или мудрости, ибо я рассудил быть у вас не знающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого…

Духовное чтение на 26 апреля 2019 года

Евангелие от Иоанна (глава 19, стихи 25-42)

При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина. Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе. После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду. Тут стоял сосуд, полный уксуса. Воины, напоив уксусом губку и наложив на иссоп, поднесли к устам Его. Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух. Но так как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу,- ибо та суббота была день великий,- просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их. Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним. Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней, но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода. И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили. Ибо сие произошло, да сбудется Писание: кость Его да не сокрушится. Также и в другом месте Писание говорит: воззрят на Того, Которого пронзили. После сего Иосиф из Аримафеи — ученик Иисуса, но тайный из страха от Иудеев,- просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошел и снял тело Иисуса. Пришел также и Никодим,- приходивший прежде к Иисусу ночью,- и принес состав из смирны и алоя, литр около ста. Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи. На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен. Там положили Иисуса ради пятницы Иудейской, потому что гроб был близко.

Антифон на утрени Великой Пятницы

Днесь висит на древе, Иже на водах землю повесивый: венцем от терния облагается, Иже Ангелов Царь; в ложную багряницу облачается, одеваяй небо облаки; заушение прият, Иже во Иордане свободивый Адама; гвоздьми пригвоздися Жених Церковный; копием прободеся Сын Девы. Покланяемся страстем Твоим, Христе. Покланяемся страстем Твоим, Христе. Покланяемся страстем Твоим, Христе, покажи нам и славное Твое Воскресение.

[В сей день повешен на Древе на водах землю повесивший; венцом из терний венчается Ангелов Царь; в ложную багряницу облекается Покрывающий небо облаками; принял по лицу удар в Иордане освободивший Адама; гвоздями был пригвожден Жених Церкви; копьем был пронзен Сын Девы. Поклоняемся страданиям Твоим, Христе. Поклоняемся страданиям Твоим, Христе. Поклоняемся страданиям Твоим, Христе. Покажи нам и славное Твое воскресение!]

Толкование священного Писания, 54

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина

Богоматерь разделила страдания Богочеловека, приняла в них участие самое живое и действительное. Как ветхая Ева в раю соделала ветхого Адама участником своего преступления, так Новый Адам соделал новую Еву причастницею страданий, искупивших преступление праотцев. Богоматери во время страданий Господа и по причине этих страданий была попущена ужаснейшая скорбь. Скорбью было поражено ее сердце, как бы смертоносным оружием.

 

Поучения св. Отцов 54

ИЗ ПРОПОВЕДЕЙ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

… Для животных понятие брака не существует, так же как не существуют понятия «сын», «мать». Котенок знает мать, пока он хочет молока. Как только ему исполнится месяцев восемь-девять, он уже взрослый кот, он может свою мать воспринимать как жену, для него никаких запретов не су­ществует. Запреты существуют только для человек?.. Поэтому когда человек начинает искать поводы для того, чтобы расширить сферу действия своих инстинктов вне брака, то он становится сначала животным, а потом уже и демоном, потому что дальше начинаются различные извращения, которые никакое животное себе никогда не позволит, — например, жить в браке и не рожать детей.

Возможно ли для кошки придумать какие-то ухищрения, чтобы не ро­жать котят? До этого извращения может додуматься только человек. Значит, это хуже, чем просто скотство, это падение гораздо ниже, это уже крайность дьявольская, демоническая. Бог устроил человека — мужчину и женщину — для воспроизведения рода человеческого. А человек брак превращает в блуд, ухитряется так, чтобы не было детей. Это все равно, что съесть обед, а потом его вывернуть из себя и начать все сначала. Теряется просто разумный смысл.

Но для многих это стало совершенно обычной жизнью. А потом, когда брак начинает рушиться, человек думает, что это происходит ни с того, ни с сего, не понимая, что если брак устроен не на заповедях Божественных, если муж и жена живут не так, как Бог заповедал, а по-скотски или по-дьявольски, то, естественно, сила Божия, которая в браке должна существовать как в домашней Церкви, уходит. Господь отворачивается от этого безобра­зия, бесстыдства, и все рушится. Человек должен заповеди ставить выше своих желаний и тех помыслов, которые ему дьявол вкладывает.

34

На главную страницу сайта