Духовное чтение на 27 апреля 2019 года

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

В сегодняшний субботний день предлагаем Вам для духовного прочтения рубрики, включающие в себя следующие публикации:

• Жития святых – Святитель Мартин I, папа Римский;
• Чтение Апостола – Послание к Римлянам (глава 6, стихи 3-11);
• Евангелие дня – Евангелие от Матфея (глава 28: стихи 1-20);
• Толкование Евангелия — Свт. Григорий Палама;
• Поучение – Из поучений протоиерея Димитрия Смирнова.

Жития святых, 56

Святитель Мартин I, папа Римский

Святитель Мартин I, исповедник и папа Римский, жил в VII веке, то есть еще до отделения западной Римской Церкви от восточного православия. Он был уроженцем Тосканской области в Италии, получил хорошее образование и поступил в клир Римской Церкви. После смерти папы Феодора I в 649 году пресвитер Мартин был избран на престол.

В то время мир Церкви был нарушен ересью монофелитов, получившей широкое распространение. Бесконечные споры монофелитов с православными происходили во всех слоях населения. Император Констанс и Константинопольский патриарх Павел II также были приверженцами ереси монофелитов. Император Констанс издал еретический «Образец веры», или Типос, обязательный для всего населения, которым запрещались всякие дальнейшие споры.

Этот еретический «Образец веры» был получен в Риме в 649 году. Святой папа Мартин, твердый поборник православия, созвал в Риме Поместный Собор, который осудил монофелитскую ересь. Святитель Мартин одновременно послал Константинопольскому патриарху Павлу послание с увещанием вернуться к православному исповеданию. Разгневанный император приказал военачальнику Олимпию доставить святителя Мартина на суд. Но Олимпий, прибыв в Рим, побоялся духовенства и народа, сошедшегося на Собор, и подослал воина, чтобы тайно убить святого папу. Убийство сорвалось, и испуганный Олимпий поспешно уехал в Сицилию, где вскоре был убит в сражении.

В 654 году император послал в Рим с прежней целью другого военачальника, Феодора, который предъявил святителю Мартину тяжкие обвинения в тайном общении с врагами империи – сарацинами, хулении Пресвятой Богородицы и неканоническом вступлении на папский престол. Несмотря на предъявленные римским духовенством и мирянами доказательства полной невинности святого папы, военачальник Феодор ночью с отрядом воинов схватил святителя Мартина и отправил его на один из Цикладских островов (Наксос) в Эгейском море. Целый год томился святитель Мартин на этом почти безлюдном острове, терпя лишения и оскорбления от стражи. Затем измученного исповедника направили на суд в Константинополь.

Больного старца принесли на носилках, но судьи грубо приказали ему подняться и отвечать стоя. Пока шел допрос, воины поддерживали ослабевшего от болезни святителя. На суде выступили лжесвидетели, оклеветавшие святого в изменнических связях с сарацинами. Пристрастные судьи не стали даже слушать оправданий святителя. В глубокой скорби он сказал: «Господу известно, какое великое благодеяние окажете вы мне, если скоро предадите смерти».

После такого суда святителя в разодранной одежде выставили на издевательство толпы, которую заставляли кричать: «Анафема папе Мартину!» Но те, кто знал, что святой папа страдает невинно, со слезами уходили. Наконец сакелларий, посланный императором, подошел к военачальнику и огласил приговор: лишить папу сана и предать смертной казни. Полунагого святителя заковали в цепи и поволокли в темницу, где заключили с разбойниками. Они были более милосердны к святителю, чем еретики.

Между тем император пришел к умиравшему Константинопольскому патриарху Павлу и рассказал ему о суде над святым Мартином. Тот отвернулся от императора и сказал: «Горе мне! Еще новое деяние к моему осуждению», и просил прекратить мучения святителя Мартина. Император опять послал к святителю в темницу нотария и других лиц для дополнительного допроса. Святитель отвечал им: «Если даже и раздробят меня, не буду в общении с Константинопольской Церковью, пока она пребывает в зловерии». Мучители были поражены мужеством исповедника и заменили смертную казнь ссылкой в отдаленный Херсонес Таврический. Там святитель и скончался, изнуренный болезнью, нуждой, голодом и лишениями в 655 году. Он был погребен вне города во Влахернской церкви во имя Пресвятой Богородицы. Впоследствии, ересь монофелитов была осуждена на VI Вселенском Соборе в 680 году, а мощи святого исповедника папы Мартина перенесены в Константинополь, а потом в Рим.

Братья и сестры, без сомнения жизненный путь святителя Мартина заслуживает титула креста. Мало кто из людей в истории Церкви показал такую стойкость и ревность в защите православия. Божьей милостью Божественная благодать, укреплявшая святого исповедника в его крестных подвигах, питает его и ныне, только уже в Царствии Небесном, где он пребывает в вечном блаженстве со Спасителем нашим, Пресвятой Богородицей и всеми святыми.

Святителю отче Мартине, моли Бога о нас!

Чтение Апостола, 56

Послание к Римлянам (глава 6, стихи 3-11)

Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха. Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти. Ибо что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога. Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем.
Евангелие дня, 56

Евангелие от Матфея (глава 28: стихи 1-20)

По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб. И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали как мертвые; Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь — Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам. И, выйдя поспешно из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его. Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се, Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня. Когда же они шли, то некоторые из стражи, войдя в город, объявили первосвященникам о всем бывшем. И сии, собравшись со старейшинами и сделав совещание, довольно денег дали воинам, и сказали: скажите, что ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали; и, если слух об этом дойдет до правителя, мы убедим его, и вас от неприятности избавим. Они, взяв деньги, поступили, как научены были; и пронеслось слово сие между Иудеями до сего дня. Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились. И, приблизившись, Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.

Толкование Евангелия, 56

Свт. Григорий Палама

И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле

Это нужно понимать в отношении человеческой природы (Богочеловека); потому что ту власть, которую, как Бог, Он имел от вечности, и силу и славу и пренебесную высоту и достоинство, ныне и как Человек, Он приемлет. Этим Он говорит: Мне, восставшему из мертвых, дана всякая власть на небе и на земле. Уже не царствует смерть над телом: потому что его смертность поглощена жизнью, которая – во Мне. Уже смерть не является последней и окончательной судьбой человека: потому что ее сменила бессмертная жизнь во Мне, и чрез Меня все смертные перейдут в жизнь. Смерть уже не удержит в земле тела смертных: потому что Я Мое земное Тело посажу на престоле на небесах, и с ним царствуя небесами, приду снова и буду судить всю землю, как Царь вселенной, и достойных земли, оставлю в ней; а, найденных праведными – вместе с их телами вознесу на небеса и дарую им царство небесное.

 

Поучение, 56

ИЗ ПРОПОВЕДЕЙ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

… С тех пор как человек отпал от Бога, основные его бе­ды происходят от гордости. Человек рождается уже с этим корнем зла и вокруг только одну гордость видит и поэтому, есте­ственно, считает, что так и надо. На гордости построены и взаимо­отношения людей: вот она про тебя сказала, да как ты это тер­пишь, да разве это можно!
Многое построено на гордо­сти, но мало кто знает, что это дело богопротивное и, если чело­век по таким принципам живет, его жизнь превращается в без­умие, потому что в ней все наобо­рот. Человек стремится получше одеться, стремится выделиться, стремится, чтобы его заметили, похвалили, дали ему ор­ден, и считает, что так и надо быть первым, быть во всем примером. А это, оказывается, очень плохо и очень вред­но, потому что качества, которые в результате этого при­обретаются в душе, удаляют человека от Бога. И если такой человек уверует в Бога, у него ничего не получается ни с молитвой, ни с постом, ни с ближними. Он тыркается, барахтается, а ничего не получается духовного, пото­му что ничего духовного нельзя совершить без благодати Божией. А благодать Божия никак не может войти в то ме­сто, где пребывает гордость.

36, желтый 2

На главную страницу сайта