Духовное чтение на 6 мая 2019 года. Вмч. Георгий Победоносец

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Христос Воскресе!

Перед Вами календарь духовного чтения, посвященный 6 мая 2019 года. На его страницах Вы можете подкрепиться следующей духовной пищей:

• Жития святых – Великомученик Георгий Победоносец;
• Чтение Апостола – Деяния святых Апостолов (глава 3, стихи 19-26);
• Евангелие дня – Святое Евангелие от Иоанна (глава 2, стихи 1-11);
• Проповедь пастырей – Из поучений протоиерея Димитрия Смирнова.

Жития святых, 51

Великомученик Георгий Победоносец

Дорогие братья и сестры! Сегодня мы поговорим о житии одного из самых почитаемых святых в Православной Церкви. Он стоит в одном ряду с такими святыми, как святитель Николай Чудотворец и целитель Пантелеимон. Речь пойдет о великомученике Георгии Победоносце. И казалось бы, у такого известного и почитаемого святого должно быть совершенно достоверное и подробное житие, но нет.

Традиционное минейное житие повествует нам о том, что великомученик Георгий был сыном богатых и благочестивых родителей, воспитавших его в христианской вере. Родился он в III веке в городе Бейруте у подножия Ливанских гор. Достигнув звания тысяченачальника, святой Георгий сделался любимцем императора и гонителя христиан Диоклетиана. Услышав однажды на суде бесчеловечный приговор об истреблении христиан, святой Георгий воспламенился состраданием к ним. Предвидя, что его тоже ожидают страдания, Георгий раздал свое имущество бедным, отпустил на волю своих рабов, явился к Диоклетиану и, объявив себя христианином, обличил его в жестокости и несправедливости. После безрезультатных уговоров отречься от Христа император приказал подвергнуть святого различным мучениям. Особенно в мучениях святого Георгия житие отличается наибольшей подробностью и жестокостью. Георгий был заключен в темницу, где на грудь ему положили тяжелый камень. Но святой Георгий мужественно переносил страдания и прославлял Господа. Тогда мучители Георгия начали изощряться в пытках. Они били святого воловьими жилами, колесовали, бросали в негашеную известь, принуждали бежать в сапогах с острыми гвоздями внутри. Святой мученик все терпеливо переносил. В конце концов император приказал отрубить мечом голову святому, и святой страдалец отошел ко Христу в Никомидии в 303 году.

Повторюсь, так повествует нам средневизантийская агиографическая традиция. Но если мы отвлечемся от литературного жанра житий и обратимся к церковной науке, то обнаружим, что количество пробелов в жизни святого Георгия гораздо больше, чем объективных данных. Сперва мы посмотрим на основные исторические данные, что дошли до нашего времени. Современник святого Георгия церковный историк Евсевий Кесарийский в своей «Церковной истории» рассказывает: «Когда впервые был оглашен указ о церквах [Диоклетиана], некий человек самого высокого, по мирским представлениям, звания, движимый ревностью по Боге и побуждаемый горячей верой, схватил указ, прибитый в Никомидии в общественном месте, и разорвал его на куски как богохульный и нечестивейший. Это произошло, когда в городе находилось два властителя: один – самый старший – и другой, занимавший после него четвертую ступень в управлении. Этот человек, прославившийся таким образом, выдержал все, что полагалось за такой поступок, сохраняя до последнего вздоха ясный ум и спокойствие».

Собственно, многие предполагают, что этим мучеником, имени которого Евсевий не называет, мог быть именно святой Георгий. В таком случае это все, что нам о нем известно из достоверных источников. Важно отметить, что примерно в тот же период времени был другой Георгий – епископ Александрийский, почивший на полвека позже, в середине IV века. С этим человеком некоторое время исследователи путали святого великомученика. Ряд западных ученых даже усомнился в том, что Георгий Победоносец должен быть почитаемым святым, потому что они решили, что великомученик и Александрийский епископ – это одно и то же лицо. Ведь епископ Георгий был арианином, то есть еретиком. Он родился в Киликии, был поставщиком провизии для армии Константинополя, а когда его уличили в мошенничестве, бежал в Каппадокию. Друзья-ариане простили его после выплаты штрафа и послали в Александрию, где он был избран епископом (в противовес святому Афанасию). Он сам начал жестокие гонения на православных христиан и язычников, причем последние его и убили, подняв восстание.

Со временем ученые разобрались в исторической канве IV века, а одним из самых весомых аргументов стала сама невероятность трансформации еретика епископа в одного из самых популярных святых из числа мирян. Слишком велика была вражда между православными и арианами, чтобы приверженца ереси, да еще гонителя, могли принять за святого. Да и сочинения святителя Афанасия, в которых тот описывал своего противника, имели достаточно широкое распространение, и такая ошибка была бы просто невозможна.

Также Православная энциклопедия говорит нам о том, что существует гипотеза о существовании двух святых с именем Георгий, один из которых пострадал в Каппадокии, а другой в Лидде.

Духовное чтение на 6 мая 2019 года. Вмч. Георгий Победоносец

В итоге, дорогие братья и сестры, мы не находим никакой ясности в этом вопросе. Однако эта неясность не говорит о том, что мы должны усомниться в существовании такого святого, как Георгий Победоносец. Потому как есть ряд принципиальных моментов, по которым мы можем с твердостью утверждать реальность святого Георгия. Во-первых – это церковная литургическая жизнь. У нас есть масса святых, о которых мы почти ничего не знаем, но совершенно не сомневаемся в их реальности. То, что память святого вошла в литургическую, евхаристическую жизнь Церкви, в самое сердце ее духовной жизни, говорит о том, что эта память имеет действительное основание. Другой вопрос, что именно из-за огромной популярности святого Георгия Победоносца в его житиях возникло такое количество поздних вставок и вымысла.

А во-вторых – это жизнь великомученика Георгия в Церкви сейчас. Реальность святых всегда проверяется и утверждается личным опытом каждого из нас, огромного количества верующих людей, которые получают четкий отклик и несомненную помощь от святого. Потому будем с твердой верой обращаться к святому Георгию, и он обязательно нас услышит и помолится за нас Господу Богу нашему, Пресвятой Троице.

Святый великомучениче Георгие, моли Бога о нас!

Чтение Апостола, 51

Деяния святых Апостолов (глава 3, стихи 19-26)

те дни сказал Петр народу:> покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши, да придут времена отрады от лица Господа, и да пошлет Он предназначенного вам Иисуса Христа, Которого небо должно было принять до времен совершения всего, что говорил Бог устами всех святых Своих пророков от века. Моисей сказал отцам: «Господь Бог ваш воздвигнет вам из братьев ваших Пророка, как меня; слушайтесь Его во всем, что Он ни будет говорить вам; и будет, что всякая душа, которая не послушает Пророка того, истребится из народа». И все пророки, от Самуила и после него, сколько их ни говорили, также предвозвестили дни сии. Вы сыны пророков и завета, который завещевал Бог отцам вашим, говоря Аврааму: «и в семени твоем благословятся все племена земные». Бог, воскресив Сына Своего Иисуса, к вам первым послал Его благословить вас, отвращая каждого от злых дел ваших.

Евангелие дня, 51

Святое Евангелие от Иоанна (глава 2, стихи 1-11)

На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей: что́ Мне и Тебе, Же́но? еще не пришел час Мой. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте. Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры. Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их доверху. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, — а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, — тогда распорядитель зовет жениха и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе. Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его.

Проповедь пастырей 51

ИЗ ПРОПОВЕДИ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

Протоиерей Димитрий Смирнов

… Господь пришел на землю для того, чтобы усыновить нас Отцу Своему и дать нам Царство. Отцу наследуют дети, и Господь сошел на землю, чтобы сделать нас наследни­ками Отца Небесного. Это возможно только через соединение со Христом. Он Сын Божий и Наследник, и если мы станем Ему братьями и сестрами, то и мы сделаемся сынами и на­следниками Царствия Небесного. Соединение со Христом происходит через Церковь, кото­рая есть Тело Христово. Чем глубже наше вхождение в Церковь, тем глубже наше усы­новление Богом. Но происходит оно посте­пенно, потому что не каждый может в себя сразу вместить новую жизнь.

Начинается соединение с веры; вера — от слышания, а слышание — от слова Божия, как сказал апостол Павел. Человек может ходить в церковь и не быть христианином, и даже ничего толком о Христе не знать, и никогда не быть с Ним соединенным. Может даже и причащаться, не понимая, чего он причащается. И это довольно часто наблюдается. Пока слово Божие человека не коснется, он не может быть христиа­нином, но, даже если коснулось, это не значит, что он сразу им стал. Господь ска­зал: «Блаженны слышащие слово Божие и хранящие его», то есть живущие словом Божиим, сохраняющие его в своем сердце, те, в чьей жизни слово Божие все время действует. Это действие происходит очень незаметно и постепенно. Господь даже од­нажды сказал, что «не придет Царствие Божие приметным образом». Оно растет как из зерна горчичного, потихонечку, пока не вырастает в большое дерево.

Надо, чтобы каждый задал себе вопрос: зачем я хожу в храм, какова цель моего хождения, какой смысл в моей вере, чего я хочу от Бога, кем я хочу стать? И если наши цели и желания совпадают с тем, что хочет Бог, то Он нам будет в этом по­могать. Даже если наши цели какие-то иные, Господь и здесь может нам помочь. Кто-то жалуется на свое здоровье — Господь может дать облегчение. У кого-то трудная ситуация в семье или на работе — если человек просит Бога, Всемилости­вый Господь, видя его веру, помогает ему. Но не для того пролита кровь Христа Спасителя, чтобы нас на работе никто не обижал. Это просто смешно. Если уж апостолов обижали, если оружие прошло душу Самой Матери Божией, то ясно, что Господь приходил не для того, чтобы нам жить здесь хорошо и благополучно. Он пришел, чтобы сделать нас причастными Царствия Божия.

35

Духовное чтение на 6 мая 2019 года. Вмч. Георгий Победоносец

Духовное чтение на 6 мая 2019 года. Вмч. Георгий Победоносец