Духовное чтение на 8 мая 2019 года

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Христос Воскресе!

Перед Вами календарь духовного чтения, посвященный 8 мая 2019 года, состоящий из следующих духовных и молитвенных рубрик:

• Жития святых – Преподобный Василий Поляномерульский;
• Священное Писание – Евангелие от Иоанна (глава 5, стихи 17-24);
• Толкование св. Писания – Свт. Кирилл Александрийский;
• Проповедь пастырей – Из поучений протоиерея Димитрия Смирнова.

Жития святых 53

Преподобный Василий Поляномерульский

Дорогие братья и сестры! Сегодня речь пойдет о преподобном Василии Поляномерульском. Родился святой в 1692 году, предположительно в Малороссии. От юности своей он, охваченный божественным желанием, удалялся в пустынные и уединенные места, чтобы приобщиться к равноангельской жизни других подвижников. Около 1713 года вместе с другими монахами он удалился в скит Долгоуцы, расположенный в лесу на границе Валахии и Молдавии. Василий руководил им в течение 20 лет. Но поскольку это место не принесло ему того покоя, которого он искал, чтобы посвятить себя нерассеянной молитве, он построил скит в отдалении от обитаемых мест, в Пояна Мэрулуй, или Мерлополянах (что по-русски означает «Яблоневая поляна»), в долине Бузэу. Ныне это уезд Вранча в Румынии.

В 1733 году благодаря поддержке князя Константина Маврокордата он построил там деревянную церковь и кельи, продолжая руководить духовной жизнью скита Долгоуцы. Предоставив свидетельства чистоты своей веры и подлинности подвижнической жизни, преподобный Василий добился для скита статуса ставропигиальной обители. Тем самым он перешел непосредственно в ведение Валашского митрополита, который имел право вмешиваться в монастырские дела только в случае уклонения братии от православной веры.

Жизнь в Поляномерульском скиту была устроена по Афонскому уставу, и обитель слыла второй Святой Горой. Старец Василий сам много раз бывал на Афоне и во время своего второго пребывания там постриг преподобного Паисия (Величковского) в малую схиму. Рассказывая ему об опасности уединенной жизни, он посоветовал ему предпочесть общежитие, которое позволяет монаху обнаружить собственные слабости и познать свою меру и покаяться, каждый день обращаясь с молитвой ко Господу, чтобы сподобиться Его благодати. Иначе монах будет носить в себе тщеславие и гордыню, не замечая, что следует своим собственным страстям. Расставаясь со святым Паисием, старец Василий передал ему суть того образа жизни, которого ревностно придерживался сам.

Помимо молитвы, монахи Поляномерульского скита занимались переводом творений святых отцов-подвижников. К сочинениям трех из них старец Василий составил драгоценные предисловия, в которых он разъясняет, как именно следует понимать то, что святые отцы пишут о молитве Иисусовой. Указывая на опасность исключительно телесного подвига, он подчеркивает важность духовного трезвения и внутренней молитвы, доступной также и мирянам. Хотя святой отдавал предпочтение Иисусовой молитве, он настаивал также на важности церковных служб, однако продолжительность их, считал он, должна быть умеренной.

Старец Василий, сам того не желая, прославился по всей румынской земле. Он даже был приглашен на Церковный Собор, созванный в 1749 году в Бухаресте, когда там находились патриархи Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский. Как писал преподобный Паисий (Величковский), епископы испытали его веру и духовное учение и нашли святого человеком непорочным и непоколебимым в православной вере, признав, что он пребывает в «знании Божественного Писания и учения богоносных отцов […] и в рассуждении духовном и всесовершенном ведении священных правил святой Восточной Церкви».

Приуготовив путь развитию исихастской традиции, старец Василий почил в мире 25 апреля 1767 года в Пояна Мэрулуй. В этом скиту его мощи покоятся и по сей день, в безвестном месте.

Преподобне отче Василие, моли Бога о нас!

Священное Писание, 53

Евангелие от Иоанна (глава 5, стихи 17-24)

казал Господь пришедшим к Нему иудеям:> Отец Мой доныне делает, и Я делаю. И еще более искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцом Своим называл Бога, делая Себя равным Богу. На это Иисус сказал: истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо что творит Он, то и Сын творит также. Ибо Отец любит Сына и показывает Ему все, что творит Сам; и покажет Ему дела больше сих, так что вы удивитесь. Ибо как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет. Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну, дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его. Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь.

Толкование Писания, 53

Свт. Кирилл Александрийский

дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его

«Да вси чтут Сына, якоже чтут Отца: иже не чтит Сына, не чтит Отца пославшаго Его». Причиной и основанием уже прежде перечисленных (достоинств Сына) служит равночестность Сына с Отцем. Возвратившись немного назад и припомнив сказанное прежде, ты точно уразумеешь смысл этого изречения. Итак, «Своим Отцем называл Бога, делая Себя равным Богу» (ст. 18), – потом опять указывал на Себя как на равносильного Ему и сотворца, говоря: «Ибо что Он творит, это и Сын подобно же творит» (ст. 19); а что Он есть также и жизнь и животворец по природе, как и Родивший Его, на это указывал, присоединяя: «ибо как Отец воскрешает мертвых и животворит, так и Сын, коих хочет, животворит» (ст. 21), – но раскрыл и то, что Он будет и судьей всех, при соблаговолении во всем и содействии Отца, в словах: «Ибо Отец не судит никого, но суд весь дал Сыну» (ст. 22). Какая же причина этого? Что побудило Единородного говорить такие слова? «Да все», говорит, «чтут Сына, как чтут Отца». Если Он есть все, что и Отец, поскольку дело касается до Божественного достоинства, то не подобает ли равномерными с Ним (Отцем) почестями увенчивать Того, у Кого нет никакого недостатка в тожестве сущности?

Наставление, 53

ИЗ ПРОПОВЕДИ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

… Как нам приобрести со­вершенную радость? Со­вершенная радость дает­ся Духом Святым, все осталь­ное только эмоциональные пе­реживания, более или менее сильные, в зависимости от то­го, как у человека устроена ду­ша. Эти эмоциональные вспле­ски, в общем, никакой особой важности не представляют. А вот чтобы испытать подлин­ную духовную радость, первым делом нужно избавляться от многопопечительности, потому что, погружаясь в нее, мы, к сожалению, теряем упование на Господа и надеем­ся на свои силы. Вот если бы мы пытались все наши дела воцерковить, на каждое дело испрашивать благословение у Господа, о каждом деле молиться, тогда каждый успех или неуспех мы уже переживали бы с духовной точки зре­ния: угодно это Богу или неугодно или Господь смиряет нас и хочет, чтобы мы подождали. Тогда всякое простое зем­ное дело стало бы для нас еще и духовным переживанием. Когда у нас с Богом нет никакого противостояния, ни­какой борьбы, когда мы полностью покоряемся Ему, полно­стью принимаем те скорби, которые Он нам дает, и живем так, как угодно Ему, вот тогда бывает совершенная радость. Поэтому нужно нам все время делать все новое и новое усилие для того, чтобы всю надежду свою возложить на Бога, чтобы жить по заповедям Божиим и заповеди Божий исполнять не лукавя, но по совести, для того, чтобы достичь примирения с Богом.

Заглавие, окончание 33

На главную страницу сайта