Духовное чтение на 9 мая 2019 года

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Христос Воскресе!

Для духовного и молитвенного прочтения предлагаем календарь, посвященный 9 мая, состоящий из следующих рубрик:

• Жития святых – Священномученик Василий, епископ Амасийский, и праведная дева Глафира;
• Священное Писание – Евангелие от Иоанна (глава 5, стихи 24-30);
• Проповедь пастырей – Из поучений протоиерея Димитрия Смирнова.

Жития святых 54

Священномученик Василий, епископ Амасийский, и праведная дева Глафира

Дорогие братья и сестры! Сегодня мы вспомним двух святых, пострадавших от лютых гонений IV века по Рождестве Христовом. Священномученик Василий, епископ Амасийский, родился во второй половине III века в Понтийском городе Амасии. Став епископом, он поддерживал и утешал христиан, страдавших от гонений язычников. С 312 по 324 год восточной частью Римской империи правил Ликиний, зять святого равноапостольного царя Константина Великого. Ликиний лицемерно подписал его «Указ о веротерпимости» в 313 году, который разрешал свободное исповедание христианства, но в душе ненавидел христиан и продолжал их преследовать, возвратившись к язычеству.

Ликиний воспылал страстью к служанке своей жены Констанции, праведной деве Глафире. Святая дева рассказала об этом царице и просила защиты. Переодев праведную Глафиру в мужское платье и снабдив деньгами, царица Констанция удалила ее из города в сопровождении преданных слуг. Императору сказали, что служанка сошла с ума и лежит при смерти. Праведная Глафира по пути в Армению остановилась в городе Амасии, где местный епископ, святитель Василий, дал ей приют.

В то время святитель строил в городе храм. Праведная Глафира передала на его постройку все деньги, полученные от Констанции, и в письме к ней просила прислать еще средства на окончание храма. Царица исполнила ее просьбу. Но письмо праведной Глафиры попало к императору. Разгневанный Ликиний потребовал от правителя Амасии выслать к нему святителя и служанку. Однако праведная Глафира скончалась в 322 году, прежде чем приказ дошел до Амасии. А святителя Василия направили к императору. За ним последовали два диакона, Парфений и Фестим, которые поселились вблизи темницы, куда заключили святителя.

Благочестивый христианин Елпидифор подкупил тюремщиков и каждую ночь вместе с Парфением и Фестимом посещал святителя. Накануне дня суда святитель как обычно пел псалмы, но в этот раз со слезами. Диаконы усомнились, не испугался ли святитель будущих мук, но он успокоил их.

На суде святитель Василий решительно отверг предложение императора стать верховным жрецом и был приговорен к смерти. Елпидифор деньгами задобрил воинов, и они позволили святителю помолиться и поговорить с друзьями перед казнью. После этого святитель сказал палачу: «Друг, делай, что тебе приказано», – и спокойно встал под удар меча.

Когда мученик был обезглавлен, Елпидифор пытался выкупить у воинов его останки. Но воины опасались императора и бросили тело и главу святителя в море. После этого Елпидифору во сне предстал ангел Божий, и по его указанию останки святителя были чудесным образом обретены.

Братья и сестры, помолимся нашим святым небесным заступникам, чтобы они перед Престолом Господа и Спасителя нашего не оставляли своих молитв не только о нас грешных, но и о наших почивших сродниках.

Священномучениче Василие и святая праведная Глафиро, молите Бога о нас!

Духовное чтение на 9 мая 2019 года

Евангелие от Иоанна (глава 5, стихи 24-30)

казал Господь пришедшим к Нему иудеям:> Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь. Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут. Ибо как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе. И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий. Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения. Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца.

Поучения св. Отцов 54

ИЗ ПРОПОВЕДЕЙ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

… Многие из нас очень удив­ляются: что же такое, вот я пра­вила читаю-читаю, а все у меня внимание рассеивается, все мне какие-то злые мысли приходят, какие-то нечистые помыслы осаждают. И не понимает че­ловек, что избавиться от этого он может только по благодати Божией, без нее это невозмож­но. А благодать Божия потому и называется благодать, что это благой дар от Бога. А как дар можно восхитить? Невозможно, потому что он превышает вся­кую мыслимую, возможно достижимую чистоту человека. Дар — это всегда даре­ние. И все дело в том, захочет ли Господь как личность нам этот дар дать или не захочет. Какими мы должны для этого стать? Вот в чем задача жизни христианина: стать таким, чтобы Господь ему дар этот дал. Святыми отцами замечено, что если человек усердствует в благочестии, изо всех сил старается заповеди Христовы исполнять, старается прощать, никого не осуж­дать, всем оказывать любовь, старается быть таким, каким его хотел бы видеть Господь, то Господь, видя его усердие, начинает ему в этом помогать и помогает до тех пор, пока человек не освободится от своего прошлого, ветхого человека. И тогда для него начинается новая жизнь во Христе. Вот так постепенно, начиная с малого и кончая великим, каждый достигает в свою меру, кто сколько потрудится. Для каж­дого из нас есть обитель в Царствии Небесном; каждый может этого достичь, надо просто сделать выбор: а что для тебя слаще, Царствие Небесное, о котором ты не знаешь, что это такое, но выбираешь просто по одному доверию слову Божию, или грех, всю сладость и горечь которого ты уже вкусил и испытал? Вот два пути, два образа жизни. Один приводит к ужасу и мраку, другой — к свету и вечному блаженству, поскольку то, к чему человек стремился, он получает в самом своем наивысшем развитии, и это развитие будет опять же в бесконечности возрастать. Почему мы это знаем? Да потому, что любовь не имеет конца. Если кто когда-нибудь любил в жизни хотя бы одного человека, он знает, что от времени эта любовь может только углубляться и совершенствоваться. Так и отношения человека и Бога: они могут только углубляться и совершенствоваться в любви. И это развитие и приближение к Богу, сочетание с Ним бесконечно.

34

На главную страницу сайта