Духовное чтение на 12 мая 2019 года

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Поздравляем Вас с праздником Воскресного дня!

Христос Воскресе!

В сегодняшнее воскресенье предлагаем Вам к духовному и молитвенному прочтению:

Жития святых – Святитель Василий Острожский, митрополит Сербский;
• Чтение Апостола – Деяния святых Апостолов (глава 6, стихи 1-7);
• Евангелие дня – Святое Евангелие от Марка (глава 15, стихи 43-47; глава 16, стихи 1-8);
• Поучение – Из наставлений протоиерея Димитрия Смирнова.

Жития святых, 57

Святитель Василий Острожский, митрополит Сербский

Дорогие братья и сестры! Сегодня мы снова обратимся к житию одного из самых почитаемых сербских святых. Не прекращаются по сей день бесчисленные чудеса исцелений у ковчега с мощами святителя Василия Острожского в черногорском монастыре Острог. Не иссякает поток паломников и туристов со всех стран, стремящихся посетить место подвижничества и упокоения Острожского чудотворца. Он родился в селе Мрконич в По́повом Поле в Герцеговине 28 декабря 1610 года у набожных родителей Петра и Анастасии Йованович и при крещении получил имя Стоян. С детства он был научен посту, молитве и страху Божьему. Когда Стоян подрос, родители отвели его в ближайший монастырь За́вала, посвященный Введению во храм Пресвятой Богородицы, где игуменом был дядя Стояна – Серафим. В монастыре было много ученых монахов и большая библиотека. Здесь Стоян учился мудрости Священного Писания и святых отцов, а также полезным светским наукам.

Пробыв некоторое время в За́вале, он перешел в монастырь Тврдош, посвященный Успению Пресвятой Богородицы, в котором находилась резиденция Требиньской епархии. Здесь он принял постриг с именем Василий. Вскоре преподобный был удостоен диаконского, а затем и священнического сана.

Из монастыря Тврдош святой Василий направился в Черногорию, где тогдашний митрополит Мардарий задержал его у себя в Цетиньском монастыре. В это время в Черногории при попустительстве Мардария иезуиты активно вели униатскую пропаганду. Святой Василий убеждал митрополита выступить против прозелитизма, но Мардарий его не слушал.

Вскоре митрополит Мардарий согрешил со служанкой, а обвинил в этом молодого слугу Василия. Василий был осужден на повешение, но просил подождать с исполнением приговора до рождения ребенка у служанки. Когда ребенок родился, произошло некое чудо и всем стало ясно, что это ребенок владыки Мардария. Тогда Василия оправдали, а Мардария забросали камнями, насыпав над ним целый каменный курган.

После этого Василий вернулся в Тврдош. Став архимандритом этого монастыря, он, как духовник и пастырь, обходил герцеговинские села, совершая богослужения и наставляя паству в евангельской мудрости. Предпринял тврдошский архимандрит и дальнюю поездку на Русь, откуда привез много богатых церковных даров, священнических облачений, церковные книги и деньги для своей паствы. Помощь от единоверных русских братьев помогла восстановить многие храмы, бывшие в запустении, и открыть народные школы при монастыре и приходских церквях. Эти труды святого Василия вызвали ненависть к нему герцеговинских потурченцев и сторонников латинской унии, которые искали возможность его убить. Вскоре св. Василий направился на Афон. По дороге он заехал в город Печ к патриарху Паисию I Яньевацу и подробно рассказал ему о тяжелом положении православных сербов в Герцеговине, о турецких насилиях и латинской пропаганде. Патриарх отпустил его на Святую Гору, обязав вернуться обратно.

На Афоне св. Василий обошел многие монастыри и скиты, где учился у афонских подвижников. По возвращении его в Печ патриарх Паисий созвал сербских архиереев, которые в праздник Преображения в 1638 году рукоположили 28-летнего Василия в епископы, поставив его митрополитом Требиньским с резиденцией в Тврдоше.

Вернувшись в родные края, святитель начал свои архипастырские труды без оглядки на опасности, которые вновь стали ему грозить. Сила его молитв была так велика, что он уже тогда стал совершать чудеса исцеления. Трудами святого стали обновляться многие монастыри Требиньской епархии.

В это время турки убили Восточно-Герцеговинского митрополита Паисия Требешанина, и тогдашний патриарх св. Гавриил (Раич), впоследствии пострадавший как священномученик, воссоединил Восточную и Западную Герцеговинские епархии в единую Захолмскую митрополию под началом св. Василия. Турецкие притеснения вынудили святителя покинуть свою резиденцию под Никшичем и обосноваться в монастыре Острог у игумена Исайи. В Остроге св. Василий вместе с другими подвижниками обновил Введенскую церковь, а также соорудил Крестовоздвиженский храм. Его трудами Острожская пещера превратилась в настоящий монастырь.

Поблизости от Острога жил князь Раич со своими шестью сыновьями, который чинил монахам всяческие притеснения. Будучи в 1667 г. у печского патриарха Максима, святитель поведал ему о насилиях князя, и патриарх написал Раичу письмо, в котором пригрозил проклятием всякому, кто дерзнет вредить монастырю и его насельникам. И сам Василий предсказывал князю, что если он не прекратит творить неправду, то лишится своих сыновей. Это пророчество вскоре исполнилось. Опечаленный князь Раич принес искреннее покаяние в своих грехах, и Господь, по предсказанию св. Василия, вновь утешил его потомством.

Неустанно подвизаясь в посте и молитве, святитель достиг конца своей земной жизни и 29 апреля 1671 года мирно предал свою душу в руки Господа в своей келлии. Из скалы, у которой находилась его келлия, выросла виноградная лоза. Тело святого монахи погребли во Введенской церкви монастыря Острог.

Святителю отче Василие, моли Бога о нас!

Чтение апостола, 57

Деяния святых Апостолов (глава 6, стихи 1-7)

те> дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей. Тогда двенадцать Апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах. Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости: их поставим на эту службу; а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова. И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святого, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников; их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки. И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере.

Евангелие дня, 57

Святое Евангелие от Марка (глава 15, стихи 43-47; глава 16, стихи 1-8)

Пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова. Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер? И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу. Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба. Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали. 16. По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его. И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца, и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба? И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик. И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись. Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам. И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись.

Проповедь пастырей, 57

ИЗ ПРОПОВЕДИ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

Духовное чтение на 12 мая 2019 года

…Однажды апостол Павел сказал: закон является детоводителем ко Христу, педаго­гом. Чтобы достичь общения с благодатью Божией, надо выполнять некие правила, некий закон. Здесь существуют определен­ные этапы, постепенные шаги, без которых никакая духовная жизнь невозможна. Как без знания самой элементарной арифметики — таблицы умножения, правил сложения и вычитания — не может идти речи ни о ка­кой высшей математике, так же и в духовной жизни нельзя перепрыгнуть через несколько ступенек.

Самый начальный этап, первое, чему мы должны научиться, — это каждое воскресенье быть в храме. Если мы этому не на­учимся, мы не научимся никогда ничему. Если человек не посещает храм хотя бы раз в неделю, то ни о какой духовной жизни вообще речи быть не может, за исключением особенных обстоятельств: человек служит в армии, лежит в больнице и так далее. Но является ли посещение храма каждое воскресенье духовной жизнью? Нет, конечно, нет. Можно всю жизнь каж­дое воскресенье ходить в храм и так ничего и не понять, но и без этого невозможно.

В математике используется такое понятие: необходимое и достаточное условие. Так вот это условие необходимое, но не достаточное. А что же еще? Нужно на­учиться читать утренние и вечерние молитвы, молитвы перед едой и после еды. Если мы себя еще к этому не приучили, никакого следующего шага сделать невоз­можно. Но даже если мы уже регулярно, не опуская никогда, читаем молитвы утренние, вечерние, перед едой, после еды, на всякое дело, после всякого дела, можно ли это назвать молитвой? Конечно, нет, избави Бог кто так думает, это еще не молитва, это просто чтение правила, более или менее внимательное. Но без этого необходимого шага мы не сможем приблизиться к Царствию Небесному.

Дальше нужно исправить свою жизнь по ветхозаветным заповедям, которые даны были за полторы тысячи лет до Христа. А если человек научится ветхозавет­ным заповедям, уже не будет убивать, воровать, блудить, врать, творить себе ку­мира, будет ходить каждое воскресенье в храм — будет ли это духовная жизнь? Нет, избави Бог так думать, это будет только шаг по направлению к ней. В духов­ной жизни можно идти только по ступеням, от более простого к более сложному, как в любом деле.

37, красный

Духовное чтение на 12 мая 2019 года

 

Духовное чтение на 12 мая 2019 года