Духовное чтение на 16 мая 2019 года

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Христос Воскресе!

Для духовного и молитвенного прочтения предлагаем календарь, посвященный 16 мая, состоящий из следующих рубрик:

• Жития святых – Преподобные Иулиания и Евпраксия Московские;

• Священное Писание – Деяния святых Апостолов (глава 8, стихи 26-39);

• Евангелие дня  – Евангелие от Иоанна (глава 6, стихи 40-44);

• Проповедь пастырей – Из поучений протоиерея Димитрия Смирнова.

Жития святых 54

Преподобные Иулиания и Евпраксия Московские

Преподобные Иулиания и Евпраксия Московские родились в начале XIV века, были родными сестрами святителя Алексия, митрополита Московского, и происходили из знатного рода черниговских бояр. В благочестивом семействе родителей святителя было пятеро сыновей и две дочери: Иулия (в монашеском постриге Евпраксия) и Ульяна (Иулиания). Любовь к старшему брату побудила сестер устроить обитель во славу святого Алексия, человека Божия, – покровителя их брата в монашестве. Первоначально монастырь был воздвигнут на Остожье (ныне является территорией Московского Зачатьевского монастыря). В то время эта местность была частично покрыта лесом, а большую ее часть покрывали луга с сенокосами, от изобилия стогами и называлась она Остожье, Стоженец, ныне Остоженка. Место это было уединенным, тихим, что было очень благоприятно для создания обители. С одной стороны протекала речка Остоженка, сейчас уже несуществующая, с другой – Москва-река.

Первой игуменией обители стала Иулиания. Летопись того времени говорит, что она была «от града Ярославля, дщи некоего богата родителя и славна». Однако очень распространено предание, что первой игуменией обители была одна из сестер святителя Алексия. Вся проникнутая духом христианского благочестия, она мудро руководила вверенными ей сестрами, обучая их монашескому жительству не только повелением и советом, но и личным примером.

Преподобная Иулиания, подобно своему брату, рано презревшая мирские удовольствия и обученная монашеству духовным подвигом, следовала в управлении обителью опыту древних подвижников. Имея светлый ум, она ясно сознавала необходимость различия в обращении с насельницами монастыря, благословляла новоначальных на послушания сообразно способностям и характеру каждой и силою своего мудрого правления смогла объединить различных по происхождению и мирским привычкам людей в духовную семью. Всецело проникнутая духом христианского благочестия, обучала она монашескому житию не столько повелением, сколько советом, просьбой и собственным примером. Эти душевные свойства снискали ей всеобщую любовь не только монашествующих, но и мирян.

Верной помощницей преподобной Иулиании была ее сестра – монахиня Евпраксия. Все труды по устроению обители они несли вместе. В монастыре все делалось по совету и благословению их старшего брата, и около южной части ограды была выстроена келья, в которой он часто останавливался.

Сестры святителя Алексия просияли подвижнической жизнью. За милосердие и кротость, духовную мудрость и смирение еще при жизни они почитались в народе как святые.

Преподобные жены имели любящие и милующие сердца и всегда были готовы оказать помощь голодным, убогим, обездоленным, приходящим под кров святой обители. Во время бед Земли Русской становились они утешительницами, молитвенницами, кормилицами, целительницами всех страждущих и болящих. Так, оказывая любовь ближним, в кротости и смирении преподобные сестры соделывали свое спасение.

Но вот подошли к концу дни земной жизни основательниц обители. Скончалась любимая всеми игумения в 1393 году в четвертую субботу по Пасхе, в ночь на 3 мая и была погребена близ храма.

Смерть начальницы общежития замечена летописцем того времени: «По Великом дни (по Пасхе) на четвертой недели в субботу на ночь преставися игумения Алексеевская Ульяна, дщи некоего богата родителя и славна, сама же зело богобоязлива, чернечьствовавши лет более 30 и игумения бывши 90 черницам, и общему житию женскому начальница бывши, и за премногую добродетель любима бысть от всех и почтена всюду и положена подле церкви».

Через год преставилась и сестра игумении монахиня Евпраксия. Над местом погребения преподобных сестер вскоре была сооружена часовня. Позднее, в 1766 году, на этом месте был построен храм в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», который в 1887 году соединили с собором Рождества Пресвятой Богородицы и освятили в честь Казанской иконы Божией Матери.

И после кончины преподобные не оставляли созданной ими обители. Господь сподобил Своих угодниц благодатных даров, обнаружившихся многими чудесами, которые творили преподобные Иулиания и Евпраксия по усердной молитве всех, призывающих их на помощь. К концу XIX века были подготовлены документы для канонизации подвижниц, но события 1917 года помешали этому осуществиться. Прославление преподобных Иулиании и Евпраксии было совершено лишь в 2000 году. Но поистине преподобные Иулиания и Евпраксия были достойными последовательницами учения нашего Спасителя и подражательницами добродетелям святых жен-мироносиц.

Преподобные Иулиания и Евпраксия, молите Бога о нас!

Духовное чтение на 16 мая 2019 года

Деяния святых Апостолов (глава 8, стихи 26-39)

Филиппу Ангел Господень сказал: встань и иди на полдень, на дорогу, идущую из Иерусалима в Газу, на ту, которая пуста. Он встал и пошел. И вот, муж Ефиоплянин, евнух, вельможа Кандакии, царицы Ефиопской, хранитель всех сокровищ ее, приезжавший в Иерусалим для поклонения, возвращался и, сидя на колеснице своей, читал пророка Исаию. Дух сказал Филиппу: подойди и пристань к сей колеснице. Филипп подошел и, услышав, что он читает пророка Исаию, сказал: разумеешь ли, что́ читаешь? Он сказал: как могу разуметь, если кто не наставит меня? и попросил Филиппа взойти и сесть с ним. А место из Писания, которое он читал, было сие: «как овца, веден был Он на заклание, и, как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзает уст Своих. В уничижении Его суд Его совершился. Но род Его кто разъяснит? ибо вземлется от земли жизнь Его». Евнух же сказал Филиппу: прошу тебя сказать: о ком пророк говорит это? о себе ли или о ком другом? Филипп отверз уста свои и, начав от сего Писания, благовествовал ему об Иисусе. Между тем, продолжая путь, они приехали к воде; и евнух сказал: вот вода; что препятствует мне креститься? Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно. Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий. И приказал остановить колесницу, и сошли оба в воду, Филипп и евнух; и крестил его. Когда же они вышли из воды, Дух Святой сошел на евнуха, а Филиппа восхитил Ангел Господень, и евнух уже не видел его, и продолжал путь, радуясь.

Духовное чтение на 16 мая 2019 года

Евангелие от Иоанна (глава 6, стихи 40-44)

казал Господь пришедшим к Нему иудеям:> Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день. Возроптали на Него Иудеи за то, что Он сказал: «Я есмь хлеб, сшедший с небес». И говорили: не Иисус ли это, сын Иосифов, Которого отца и Мать мы знаем? Как же говорит Он: «Я сшел с небес»? Иисус сказал им в ответ: не ропщите между собою. Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день.

Поучения св. Отцов 54

ИЗ ПРОПОВЕДЕЙ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

… Каждый из нас должен посто­янно задавать себе вопрос: вот то-то и то-то со мной произо­шло — что Господь хочет мне этим сказать, чему Он меня хочет научить? Вот вроде я затеваю доброе дело, нуж­ное, важное и абсолютно хорошее, но почему ничего не получается, почему так трудно, почему все какие-то пре­пятствия? Да потому, что цель Господ­ня не в том, чтобы ты сделал это дело, а в том, чтобы спасти твою душу. Поэтому хотя дело и по­лезное, и преполезное, но, тем не менее, гораздо полезнее, чтобы ты к этому не привязывался.

Господь знает, что это дело доброе, благословенное, и оно все равно устроится. У Бога нет никаких сроков, для Него не важно, сегодня это произойдет или пятнадцать лет спустя. Он нас всех видит, и знает, и помнит, и хочет всех спасти. А спасти можно только одним способом: все время человека возвращать мыслью к небу, к спасению, к душе, к духовности. Поэтому всегда, когда нас посещает какая-то скорбь, теснота, неудача, какое-то испытание, мы должны знать, что это Господь нас зовет к Себе. Господь нас отлепляет от нашей земной жизни. Господь таким образом хочет возвести наши очи горе. И действительно, когда нам трудно, тяжело, больно, мы начинаем молиться: «Господи, Господи». Нам тогда как-то это легче сделать. То есть от скорбей происходит великая духовная для нас польза.

34

На главную страницу сайта