Существует ли сглаз и порча?

– Такой вопрос часто задают, – отвечает протоиерей Михаил Потокин. – Нужно понимать, что такое сглаз и порча. В определенном смысле слова колдовство существует. Оно связано с темными силами. Мы не можем сказать, что их не существует, что не существует их вмешательства в жизнь человека.

Невидимый мир существует, и он частично человеку противопоставлен. Дьявол называется «человекоубийства искание». То есть он ищет всячески, как человеку повредить. С другой стороны, у человека есть ангел-хранитель. Есть и другой мир духовный, который человека защищает. В этом смысле тоже есть некое понимание, что человек сам себя определяет, к какому миру он ближе. Если он ближе к миру падших духов, тогда он попадает под их влияние. Если он отходит от этого мира, то попадает под защиту ангелов, которые его от этого мира и от мира падших духов защищают.

Мне кажется, колдовство связано с грехом определенным образом. И порча, и сглаз – все это связано с какими-то грехами, которыми человек грешил, а потом Бог попускает такие события с ним. У апостола Павла, помните, когда брат согрешил, то его предали сатане, образно, чтобы дух спасся. Это образно, но если говорить о жизни человеческой, что важнее? Чтобы спаслась душа. Всякие внешние неприятности Церковь ставит не так высоко, потому что душа вечна. Иногда бывает, что по попущению Божию с человеком случаются неприятности, в том числе и от темных сил. В конце концов, можем вспомнить Книгу Иова. Какая уж тут порча, какой сглаз? Все отнято. Помните спор дьявола с Богом о душе Иова? «Душу только его не тронь». Все – дети, имущество, жена, друзья – отнято. Друзья его не поняли: «Ты так согрешил, что ли? Почему у тебя так плохо? Скажи, признайся». Или супруга, которая сказала: «Рцы Богу слово и умри; так жить, как ты, нельзя». То есть человека все оставили. Но он нашел в себе силы противопоставить себя злу, сказав: если мы от Бога все доброе приняли, хвалили Его, значит, мы и злое должны принять.

Мы видим, что часто бывают испытания. Но они даются людям сильным духом, верным. В этом испытании Иов дьявола посрамил. Он отошел от Иова посрамленный, он душу его не завоевал, не получил. Но это исключительный случай. Конечно, Священное Писание нам дает это понять. На это мы можем сказать: да, есть разные случаи. С одной стороны, это следствие греха, грехопадения человеческого, и тогда он попадает под власть этих сил; тогда такие манипуляции, как колдовство, становятся возможны. Или это некое испытание, но для людей уже очень искусных духовно.

– По-житейски понятно, что праведный Иов – это пример. Но как не унывать в  ситуации, если происходит такое, что у тебя все отнимается, уходят друзья и так далее?

Сложно не унывать. Мы немощные люди. Дух уныния всегда рядом. Чуть где-то какая-то болезнь, неприятность на работе, потеря, уже человек склонен унывать. Это первая человеческая реакция, мне кажется. Потом уже мы выбираем, как нам жить. Либо жить этим унынием и всю жизнь плакать над тем, что так случилось, либо смириться. Смириться – не значит, что я буду терпеть, сжав зубы. Я пойму жизнь по-другому. Я пойму, что то, о чем я переживаю, этого не стоит. Иов это понял. Он ценил семью и детей, любил их, он каждый день приносил за них жертву. Но он понял, что в конце концов есть жизнь другая. В этой жизни все будут живы: и дети его, и все, и он в том числе. Есть другие ценности.

Иногда человек проходит испытания. Вначале унывает, а потом приходит и говорит: я понял, есть другая жизнь. Хотя раньше казалось, что нужно жить так, но теперь человек увидел другую жизнь и может жить по-другому. Разные бывают случаи. Не дай Бог никому никаких испытаний, я так считаю, потому что мы все-таки слабые, немощные духом, поэтому нам трудно, нам каждый такой шаг дается с трудом. Но кому он уже выпал, унывать не надо. Надо посмотреть на жизнь по-другому.

Существует ли сглаз и порча?

Чтo такое «привороты», «сглаз» и «порча», и можно ли верить снам?

Существует ли сглаз и порча?

Существует ли сглаз и порча?