Духовное чтение на 18 мая 2019 года

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Христос Воскресе!

В сегодняшний субботний день предлагаем Вам для духовного прочтения рубрики, включающие в себя следующие публикации:

• Жития святых – Икона Божией Матери «Неупиваемая чаша»;
• Чтение Апостола – Деяния святых Апостолов (глава 9, стихи 19-31);
• Евангелие дня – Евангелие от Иоанна (глава 15, стихи 17-27; глава 16, стихи 1,2);
• Толкование Евангелия – Еп. Михаил (Лузин);
• Поучение – Из поучений протоиерея Димитрия Смирнова.

Жития святых, 56

Икона Божией Матери «Неупиваемая чаша»

Дорогие братья и сестры! Сегодня мы поговорим о почитаемом очень многими образе Пресвятой Богородицы «Неупиваемая Чаша». Редкий случай, когда об очень известной иконе Девы Марии хочется сказать: к сожалению, очень почитаемом образе. Ведь перед этим образом православные преклоняют колени чаще всего, когда кто-то из их близких или же они сами страдают недугом пьянства. А для России эта страсть всегда была одной из самых распространенных бед. Сколько святых угодников Божиих до революции старались отвратить народ от этой пагубной привычки, но пришла печальная безбожная година советской власти и в результате мы имеем просто катастрофическое положение дел в современной России. Бутылка пива у нас стоит дешевле, чем пакет молока. А если говорить о деревнях, то там алкогольное опьянение для многих практически постоянное состояние. Но Господь несмотря ни на что не оставляет нас своей милостью и дал нам величайшую Помощницу и Заступницу Деву Марию.

Богородица принимает всех, приходящих к ней за помощью и покровительством. А для людей, страдающих пьянством, Господь прославил особый образ Пречистой Девы. Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша» по иконографии относится к типу «Оранта», что означает «Молящаяся». Богоматерь на ней изображена с воздетыми вверх руками, перед Ней – Богомладенец, стоящий в чаше. Эта Чаша – Чаша Евхаристическая, Чаша для Причащения – неистощимый источник духовной радости и утешения.

В этой иконе Пресвятой Богородицы со Спасителем нашим есть не только отвлеченное указание на слова Господа Иисуса Христа, сказанные в Евангелии – Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие (Ин. 6, 55), но и прямой призыв для каждого страждущего, для каждого человека, связанного диаволом через пристрастие вину, – иди и причащайся святых Тела и Крови Христовых. А Пресвятая Богородица молится за всех нас грешных и возвещает, что каждому уготована Неупиваемая Чаша небесной помощи и Божьего милосердия.

Появлению этой иконы предшествовало необычное происшествие, произошедшее в 1878 году в Тульской губернии. Некий отставной солдат был одержим страстью к пьянству. Он пропивал все, что у него было, и вскоре стал нищенствовать. От злоупотребления алкоголем у него отнялись ноги, но это не остановило его и он продолжал пить. Как-то во сне бывший солдат, ставший крестьянином, увидел старца, который приказал ему идти в город Серпухов, в монастырь Владычицы Богородицы, где находилась икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша», и отслужить перед ней молебен. Не имея ни гроша, с отнявшимися ногами бедолага не мог отправиться в путь. Но святой старец во второй и третий раз явился ему и грозно повелел исполнить сказанное. На четвереньках отправился отставной солдат в Серпухов. В одном из селений, которые лежали на пути, он остановился для отдыха. Чтобы облегчить боль и страдания путнику, старушка-хозяйка растерла ему ноги и уложила на печь. На следующий день солдату полегчало, но хозяйка оставила его еще на одну ночь, снова растерев ему больные ноги. Опираясь на две, а потом и на одну палку, крестьянин потихоньку дошел до Серпухова.

Во Владычнем монастыре он рассказал о своих дивных сновидениях и попросил отслужить молебен перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Но его просьба привела в замешательство насельниц монастыря: никто в обители не знал такой иконы. Лишь через некоторое время они нашли иконку, висевшую в проходе из храма в ризницу. На оборотной стороне ее была надпись «Неупиваемая Чаша»… В лике же ученика святителя Алексия – преподобного Варлаама крестьянин сразу же узнал явившегося ему во сне святого старца. Домой из Серпухова отставной солдат возвратился уже свободным от своей пагубной страсти.

Весть о чудотворной иконе быстро распространилась по всей России. Люди, страдавшие от пьянства, их родные и близкие спешили вознести молитвы к Пресвятой Богородице об исцелении от недуга, многие приходили уже после, чтобы возблагодарить Владычицу за Ее великую милость.

Чудотворная икона «Неупиваемая Чаша» находилась во Владычнем монастыре до 1919 года, а после его закрытия – в соборе Николы Белого на Калужской улице. К сожалению, дальнейшая судьба первой иконы неизвестна. Однако в 1993 году в Серпуховском Высоцком мужском монастыре, а в 1995-м – в возрожденном Владычнем монастыре были сделаны списки чудотворной иконы, при этом сохранены все пропорции и академический стиль, характерный для подлинника. Все это послужило началом возрождения почитания чудотворной иконы после долгих лет богоборчества.

Поклониться иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша» едут со всех уголков России и других стран. Но не только пьянство стало бедой современного мира, перед иконой изливают свои скорби страждущие и от недугов наркомании, курения и других зависимостей. В XIX веке празднование в честь иконы «Неупиваемая Чаша» совершалось 27 ноября – в один день с иконой Божией Матери «Знамение», так как обе эти иконы схожи по иконографии.

В конце XX века, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, после восстановления почитания образа «Неупиваемая Чаша», ее празднование было приурочено ко дню преставления преподобного Варлаама Серпуховского – 5 мая, так как явление чудотворной иконы произошло через предстательство этого святого.

Пресвятая Богородице, помогай нам и спаси нас от бед!

Чтение Апостола, 56

Деяния святых Апостолов (глава 9, стихи 19-31)

те дни> был Савл несколько дней с учениками в Дамаске. И тотчас стал проповедовать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий. И все слышавшие дивились и говорили: не тот ли это самый, который гнал в Иерусалиме призывающих имя сие? да и сюда за тем пришел, чтобы вязать их и вести к первосвященникам. А Савл более и более укреплялся и приводил в замешательство Иудеев, живущих в Дамаске, доказывая, что Сей есть Христос. Когда же прошло довольно времени, Иудеи согласились убить его. Но Савл узнал об этом умысле их. А они день и ночь стерегли у ворот, чтобы убить его. Ученики же ночью, взяв его, спустили по стене в корзине. Савл прибыл в Иерусалим и старался пристать к ученикам; но все боялись его, не веря, что он ученик. Варнава же, взяв его, пришел к Апостолам и рассказал им, как на пути он видел Господа, и что говорил ему Господь, и как он в Дамаске смело проповедовал во имя Иисуса. И пребывал он с ними, входя и исходя, в Иерусалиме, и смело проповедовал во имя Господа Иисуса. Говорил также и состязался с Еллинистами; а они покушались убить его. Братия, узнав о сем, отправили его в Кесарию и препроводили в Тарс. Церкви же по всей Иудее, Галилее и Самарии были в покое, назидаясь и ходя в страхе Господнем; и, при утешении от Святого Духа, умножались.

Евангелие дня, 56

Евангелие от Иоанна (глава 15, стихи 17-27; глава 16, стихи 1,2)

Сие заповедаю вам, да любите друг друга. Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир. Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше. Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня. Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем. Ненавидящий Меня ненавидит и Отца Моего. Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы греха; а теперь и видели, и возненавидели и Меня и Отца Моего. Но да сбудется слово, написанное в законе их: «возненавидели Меня напрасно». Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне; а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною. Сие сказал Я вам, чтобы вы не соблазнились. Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу.

Толкование Евангелия, 56

Еп. Михаил (Лузин)

Сие заповедаю вам, да любите друг друга

Сие заповедую вам и пр.: еще раз напоминает Господь ученикам Своим об этой новой Своей заповеди — взаимной любви их между собою (Ин. 13:34—35), имея в виду говорить с ними о той вражде, какой воскипит в отношении к ним мир, и укрепит их дух в борьбе их с этой враждой к ним мира. В обществе Моих последователей должна быть крепкая взаимная любовь и единство, — таков основной характер Моего Царства (Ин. 13:35); но к этому есть и внешние побуждения: при такой любви и единодушии успешнее будет борьба Моих последователей с миром, которому в его нападениях на Царство Мое даст также единодушие вражда и ненависть к Богу и ко Мне, каковая ненависть обрушится на последователей Моих. Утешением и укреплением при сем последователям Христовым должна быть мысль, что эта ненависть и вражда мира направлена собственно против Христа и Отца Его Небесного, и, следовательно, если они будут страдать от этой вражды и ненависти, то это будут страдания за Христа и Бога, и за эти страдания будет великая награда, враждующим же — наказание.

 

Поучение, 56

ИЗ ПРОПОВЕДЕЙ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

… Нам всем дана удивительная, благодатнейшая возможность родить­ся здесь, в этой особенной стра­не. На ее огромных пространствах, соб­ственно, и жить-то нельзя, и именно по­этому Господь дал эту землю обетован­ную для Православия. Ни один народ не выжил бы в таких условиях чисто физи­чески, здесь просто жить дается с боль­шим трудом. Везде в остальных землях жить много легче, и все удивляются: по­чему Русь так страдает? Потому что здесь святость, и через этот тяжелый крест мы приобщаемся к жизни вечной. Другого пути у нас нет, только путь скорби, страданий, болезни и постоянных испытаний, потому что Господь любит нас за то, что мы храним Православие. И мы должны не толь­ко хранить, но и возделывать, мы должны откликаться на эту любовь Божию, как откликнулись наши святые, ко­торые все были страдальцами и тружениками. Мы тоже должны приобщаться к их труду и к их страданиям, кото­рые открывают нам путь к вечной радости.

36, желтый 2

На главную страницу сайта