Духовное чтение на 22 мая 2019 года. Святитель Николай ЧудотворецМир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Христос Воскресе!

Перед Вами календарь духовного чтения, посвященный 22 мая 2019 года, состоящий из следующих духовных и молитвенных рубрик:

• Жития святых – Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бари;
• Священное Писание – Деяния святых Апостолов (глава 14, стихи 6-18);
• Евангелие дня – Святое Евангелие от Иоанна (глава 7, стихи 14-30);
• Толкование св. Писания – Свт. Иоанн Златоуст;
• Проповедь пастырей – Из поучений протоиерея Димитрия Смирнова.

Жития святых 53

Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бари

Сегодня, 22 мая, Православная Церковь совершает празднование в честь дня перенесения мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар.

Святой Николай, архиепископ Мирликийский, родился в городе Патаре Ликийской области (на южном побережье Малоазийского полуострова), был единственным сыном благочестивых родителей Феофана и Нонны, давших обет посвятить его Богу. Плод долгих молитв ко Господу бездетных родителей, младенец Николай со дня рождения своего явил людям свет будущей своей славы великого чудотворца. Мать его, Нонна, после родов сразу исцелилась от болезни.

Новорожденный младенец еще в купели крещения простоял на ногах три часа, никем не поддерживаемый, воздавая этим честь Пресвятой Троице. Святой Николай во младенчестве начал жизнь постническую, принимал молоко матери по средам и пятницам лишь один раз, после вечерних молитв родителей.

С детских лет Николай преуспевал в изучении Божественного Писания; днем он не выходил из храма, а ночью молился и читал книги, созидая в себе достойное жилище Святого Духа. Дядя его, епископ Патарский Николай, радуясь духовным успехам и высокому благочестию племянника, поставил его во чтеца, а затем возвел Николая в сан священника, сделав его своим помощником и поручив ему говорить поучения пастве.

Служа Господу, юноша горел духом, а опытностью в вопросах веры был подобен старцу, чем вызывал удивление и глубокое уважение верующих. Постоянно труждаясь и бодрствуя, пребывая в непрестанной молитве, пресвитер Николай проявлял великое милосердие к пасомым, приходя на помощь страждущим, и раздавал все свое имение нищим. Творя милостыню, святитель Николай всегда старался сделать это тайно и скрыть свои благодеяния.

С древних времен Николай Чудотворец считается покровителем путешественников, и в первую очередь – моряков. В его житии описан такой случай. Будучи еще совсем молодым человеком, святой Николай отправился на учебу в Александрию. Во время путешествия на корабле случилась трагедия: один из матросов погиб, сорвавшись с мачты. Святой Николай начал искренне молиться о нем, и ко всеобщему изумлению Господь совершил чудо – воскресил несчастного матроса.

За прошедшие века моряки собрали немало свидетельств того, как помогает Николай Чудотворец.     Также к святителю обращаются в своих молитвах и сухопутные путешественники. Даже если вы просто выходите утром из дома и вам предстоит долгий путь, совсем не лишним будет коротко помолиться святому об успешной дороге и возвращении домой.

Николай Чудотворец помогает выйти замуж. Некий бедный человек, отец троих дочерей, не имел денег для приданого, отчаялся выдать их замуж, и чтобы хоть как-то прокормить семью, решился продать девушек в публичный дом. Узнав об этом, епископ Николай не стал просить Бога о чудесной помощи, а решил, что должен в этот раз помочь сам, в меру своих человеческих сил. Ночью он тайно пришел к дому бедного человека и подбросил ему свои собственные сбережения.

О бескорыстном поступке городского епископа узнали не сразу, и то случайно – святитель не хотел никому рассказывать о случившемся. В память об этом его поступке молодые девушки сегодня молятся Николаю Чудотворцу и просят покровительства и помощи в создании семьи. Они верят, что святой помогает им идти по пути спасения, в том числе – и через добрую семейную жизнь. Сохранилось немало свидетельств того, как святой Николай помогает в поисках любви и семейного счастья самым разным людям со всех концов мира.

Священное Писание, 53

Деяния святых Апостолов (глава 14, стихи 6-18)

те дни Павел и Варнава> удалились в Ликаонские города Листру и Дервию и в окрестности их, и там благовествовали. В Листре некоторый муж, не владевший ногами, сидел, будучи хром от чрева матери своей, и никогда не ходил. Он слушал говорившего Павла, который, взглянув на него и увидев, что он имеет веру для получения исцеления, сказал громким голосом: тебе говорю во имя Господа Иисуса Христа: стань на ноги твои прямо. И он тотчас вскочил и стал ходить. Народ же, увидев, что сделал Павел, возвысил свой голос, говоря по‐ликаонски: боги в образе человеческом сошли к нам. И называли Варнаву Зевсом, а Павла Ермием, потому что он начальствовал в слове. Жрец же идола Зевса, находившегося перед их городом, приведя к воротам волов и принеся венки, хотел вместе с народом совершить жертвоприношение. Но Апостолы Варнава и Павел, услышав о сем, разодрали свои одежды и, бросившись в народ, громогласно говорили: мужи! что вы это делаете? И мы подобные вам человеки, и благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу Живому, Который сотворил небо и землю, и море, и всё, что в них, Который в прошедших родах попустил всем народам ходить своими путями, хотя и не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями, подавая нам с неба дожди и времена плодоносные и исполняя пищею и веселием сердца наши. И, говоря сие, они едва убедили народ не приносить им жертвы и идти каждому домой.

Духовное чтение на 22 мая 2019 года. Святитель Николай Чудотворец

Святое Евангелие от Иоанна (глава 7, стихи 14-30)

Но в половине уже праздника <пятидесятницы> вошел Иисус в храм и учил. И дивились Иудеи, говоря: как Он знает Писания, не учившись? Иисус, отвечая им, сказал: Мое учение — не Мое, но Пославшего Меня; кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно или Я Сам от Себя говорю. Говорящий сам от себя ищет славы себе; а Кто ищет славы Пославшему Его, Тот истинен, и нет неправды в Нем. Не дал ли вам Моисей закона? и никто из вас не поступает по закону. За что ищете убить Меня? Народ сказал в ответ: не бес ли в Тебе? кто ищет убить Тебя? Иисус, продолжая речь, сказал им: одно дело сделал Я, и все вы дивитесь. Моисей дал вам обрезание (хотя оно не от Моисея, но от отцов), и в субботу вы обрезываете человека. Если в субботу принимает человек обрезание, чтобы не был нарушен закон Моисеев, — на Меня ли негодуете за то, что Я всего человека исцелил в субботу? Не суди́те по наружности, но суди́те судом праведным. Тут некоторые из Иерусалимлян говорили: не Тот ли это, Которого ищут убить? Вот, Он говорит явно, и ничего не говорят Ему: не удостоверились ли начальники, что Он — подлинно Христос? Но мы знаем Его, откуда Он; Христос же когда придет, никто не будет знать, откуда Он. Тогда Иисус возгласил в храме, уча и говоря: и знаете Меня, и знаете, откуда Я; и Я пришел не Сам от Себя, но истинен Пославший Меня, Которого вы не знаете. Я знаю Его, потому что Я от Него, и Он послал Меня. И искали схватить Его, но никто не наложил на Него руки́, потому что еще не пришел час Его.

Толкование Писания, 53

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 14-17 Абие же в преполовение праздника взыде Иисус во церковь и учаше. И дивляхуся Иудее, глаголюще: како Сей книги весть не учився; Отвеща (убо) им Иисус и рече: Мое учение несть Мое, но Пославшаго Мя: аще кто хощет волю Его творити, разумеет о учении, кое от Бога есть, или Аз от Себе глаголю

Абие же в преполовение праздника взыде Иисус, и учаше (ст. 14). Чрез промедление Он сделал их внимательнее. Те, которые искали Его в первые дни праздника и говорили: где есть Он? – теперь, увидев Его неожиданно перед собою, смотри, как поспешили к Нему и старались внимать Его словам, – и те, которые называли Его добрым, и те, которые не считали таким; одни, чтобы получить пользу и подивиться, другие, чтобы схватить Его и задержать. Говорили же они: льстит народы, вследствие Его учения о догматах, так как не понимали того, что Он говорил; а – благ есть, вследствие Его чудес. Итак, Он предстал пред ними, после того как утишил их ярость, чтобы они внимательно могли выслушать Его слова, когда гнев не заграждал уже их слуха. Чему Он учил, евангелист того не сказал; говорит только, что Он учил дивно, что пленил их и произвел в них перемену: такова была сила Его слов! Те, которые говорили: льстит народы, теперь, переменившись в своих мыслях, дивились Ему и потому говорили: како Сей книги весть не учився? (ст. 15). Видишь ли, как евангелист показывает, что и здесь их удивление было полно злобы? Не сказал, что они дивились учению или что принимали слова Его; но просто: дивились, то есть приходили в изумление и в недоумении говорили: откуда Сему сия? (Мк. 6, 2). Между тем это недоумение должно было привести к сознанию, что в Нем не было ничего человеческого. Но так как этого они не хотели исповедать, но ограничивались только удивлением, то послушай, что говорит Сам Христос: Мое учение несть Мое (ст. 16). Опять отвечает на их тайную мысль, обращая их к Отцу и желая тем заградить им уста. Аще кто хощет волю Его творити, разумеет о учении, кое от Бога есть, или Аз от Себе глаголю (ст. 17). Эти слова значат вот что: отриньте от себя злобу, гнев, зависть и ненависть, которую напрасно питаете против Меня, и ничто не помешает вам познать, что Мои слова – поистине слова Божии. Теперь эти страсти омрачают вас и искажают в вас правильное и светлое суждение. А если исторгнете их из себя, то уже не будете подвергаться этому. Но Христос так не сказал, потому что этим слишком уязвил бы их; а все это прикровенно выразил в словах: кто творит волю Его, разумеет о учении, кое от Бога есть, или Аз от Себе глаголю, то есть или Я возвещаю что-либо чуждое, и новое, и противное, потому что выражение: от Себе всегда употребляется в следующем значении: Я не говорю ничего, не угодного Богу, но чего хочет Отец, того – и Я. Если кто волю Его творит, разумеет о учении. Что значит: если кто волю Его творит? Значит: если кто любит жизнь добродетельную и хочет быть внимательным к пророчествам, чтобы видеть, сообразно ли с ними Я говорю или нет, тот уразумеет силу Моих слов.

Как же (Его учение есть) Его и не Его? Он не сказал: это учение не Мое, но, сказав прежде: Мое и таким образом усвоив его Себе, потом уже присовокупил: несть Мое. Как же одно и то же может быть и Его, и не Его? Его, потому что Он говорил не как наученный; не Его, потому что оно было учение Отца. А как же Он говорит: все Отчее – Мое, и все Мое – Отчее (17, 10)? Если оно потому не Твое, что оно Отчее, то те слова (все Отчее – Мое) будут ложны, так как по этому самому оно должно быть Твое. Но слова: несть Мое весьма ясно показывают, что Его учение и учение Отца – одно и то же. Он как бы так говорил: (Мое учение) ничуть не отлично (от учения Отца), как учение другого (лица). Хотя во Мне ипостась и другая, но Я и говорю, и делаю так, что нельзя подумать, будто Я говорю и делаю что-либо отличное от Отца: Я говорю и делаю то же самое, что и Отец.

 

Наставление, 53

ИЗ ПРОПОВЕДИ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

… Чего бы мы ни достигли — даже если мы сможем молитвой двигать горы, — но по сравнению с тем, что может Бог, все это покажется просто смешным и немощным. Поэтому ценность человека не в том, что он может сотворить: исцелять больных, воскрешать мертвых, двигать горами, — а в его устремленности ко Христу. Не все святые угодники Божий были чудотворцами. Это особый дар, который Господь дает отдельным людям за их величайшее смирение. Главным условием того, чтобы творить чудеса, должно быть именно смирение, потому что, когда человек наделен от Бога неким даром, любым: имеет ли он голос или какое-то образование, знает какой-то особенный язык, который другие не знают, или множество языков, или хорошо в физике разбирается, — у него есть искуше­ние этот дар присвоить себе, есть опасность возгордиться, ну а возгордившись, ко­нечно, пасть.

Как только человек возгордится, Божественное присвоит, поставит себя выше Бога, он тут же слетает вниз и разбивается, и восхождение к Небу ему приходится начинать сначала. Но после каждого падения восхождение бывает еще сложнее, чем было до того. Поэтому все святые отцы, которые опытно прошли духовную жизнь и достигли спасения, говорят, что самый безопасный путь и способ спасения — это идти медленно, выверяя каждый шаг, не торопясь. Всякая торопливость и желание достичь чего-то особенного есть тоже проявление гордости. А в духовной жизни все идет от простого к сложному. Почитаем Евангелие, почитаем Деяния святых апостолов, и мы увидим, что апостолы Евангелия совсем другие, чем апостолы Дея­ний, как будто о разных мужах идет речь. А если сравнить те слова, которые Петр говорил, когда он ходил со Христом по Галилее, с теми словами, которые он писал в своих посланиях, кажется, что это совершенно другой человек: насколько он пре­успел в мудрости, сколько ему Господь открыл, так он духовно возрос.

И каждого из нас Господь тоже призвал, Он о каждом из нас промышляет, каждому дает определенные обстоятельства жизни сообразно его устроению, спо­собностям и возможностям. Каждому свою меру искушений, каждому свою меру скорбей, каждому свой крест. Ни у кого крест не похож на крест другого, у всех все разное. Для чего Господь это предпринимает? Чтобы нас спасти, чтобы мы не отвратились от Него, а шли этим спасительным путем.

Заглавие, окончание 33

На главную страницу сайта