Как научиться жить здесь и сейчас?

Посоветуйте, пожалуйста, как научиться жить здесь и сейчас. Чем старше становлюсь (мне 58), тем чаще замечаю, что живу планами на будущее, и во время молитвы одолевают мысли о завтрашнем дне. Все это очень огорчает. Жизнь проходит, а я или в прошлом, или в будущем.

Это искушение, которое присуще всем нормальным грешникам, всем обыкновенным людям, – отвечает священник Константин Корепанов. – Если бы это было так просто, Господь не говорил бы заповедь Свою: «Достаточно каждому дню его заботы. Не заботьтесь о завтрашнем дне». Если бы это было так легко, не надо было давать заповедь, это было бы естественным. Но в том-то и дело, что заповедь требует усилий, – усилий веры, что действительно Бог позаботится обо всем необходимом в грядущем дне.

У меня буквально на этой неделе случился очень важный, значимый для меня опыт – встреча с одним верующим человеком. Я его давно знаю, но каждый раз, когда общаешься с людьми, они открываются с новых граней, и это поражает. Я надеюсь и очень прошу Бога, чтобы мне никогда не переставать удивляться верующим людям, потому что они необыкновенны! И у всех верующих людей, с которыми встречаюсь, я учусь.

Так вот, этот человек мне рассказал историю. Он ведет очень активную социальную деятельность и в связи с этой деятельностью должен постоянно присутствовать на важных официальных заседаниях. Ему назначают встречи, на которые он должен прийти. Он общается с мэрами больших и маленьких городов, крошечных поселков, муниципальных территорий, собирает там разные группы людей; это официальная, даже официозная работа. Понятно, что он как человек, постоянно приглашаемый куда-то, участвующий где-то, должен везде успевать. У него нет машины, он не умеет ее водить, потому пользуется общественным транспортом. И постоянно нервничает: как бы не опоздать.

Однажды он ехал на очередную встречу, но автобуса долго не было. Он стал переживать, потому что по времени опаздывал. Такси не было. Он был в полном расстройстве. Дождался следующего автобуса, ехал и понимал, что на все заседания опоздал. Но когда он вошел в администрацию, как раз приехал тот человек, с которым была назначена встреча, и говорит: «Простите, я должен был отлучиться на какое-то время и очень рад, что Вы меня не ждали». И встреча состоялась в то время, когда он приехал.

Если бы он приехал раньше, он бы ждал больше часа, а так, получается, приехал вовремя. И он говорит: «С тех пор, после этого случая, я снял с себя часы и уже почти год их не надеваю. И никогда никуда не опаздываю, хотя в течение дня у меня может быть две, три встречи в разных районах большого города». Он передвигается так, как получается, и никогда не опаздывает. Если он приезжает позже, то оказывается, что именно к этому времени и надо было приехать, потому что была какая-то незапланированная встреча, какая-то накладка.

Этот человек поверил Богу, что Бог лучше знает, когда нужно быть в том или ином месте. Не у всех такая вера. Я говорю о том, чему учит меня этот человек. Надо уметь учиться. Надо иметь сердце открытое. Бог посылает нам людей (когда мы открыты), которые могут научить нас таким премудростям.

Отвечаю женщине, которая спрашивает, как жить здесь и сейчас. Вот так: довериться, что Бог все устроит. Эта мысль должна неотступно быть: Он все устроит, Он – моя жизнь, Он – моя радость, Он – мудрость, Он – любовь. У Него в моей жизни все выверено, спланировано, Он знает, когда мне послать нужного человека.

Вот я начинаю переживать за будущее… Будь я один, может быть, и не переживал бы, но у меня все-таки есть жена, четверо еще очень маленьких детей, поэтому я иногда забываюсь и чисто по-человечески начинаю переживать. И тут меня отрезвляет память о своей собственной жизни.

Когда я оканчивал школу (в Советском Союзе), у меня был определенный план, определенная программа действий; все было спланировано на много лет вперед. Думал ли я, что жизнь повернется так, как повернулась? Нет. Думал ли я, что попаду в те армейские условия, в которые попал? Нет. Думал ли я, что попаду к священнику, который жил святой жизнью и сумел открыть для меня Бога, заразить своей верой? Я прожил с ним совсем немного, но и этого могло бы не быть, если бы Бог об этом не позаботился. Это не я позаботился, это Он прислал человека, который привез меня к этому священнику. Потом другие вещи: я не планировал этого, это Бог за меня сделал, посылая меня в одно место, в другое место. И в конце концов я сижу здесь, но не потому, что когда-то поставил себе такую цель – сидеть перед камерой, а потому, что так было угодно Богу.

Планировал ли я это? Нет. Готовился ли к этому? Нет. Все планы, которые я строил на жизнь, никак не были связаны с тем, чем я сейчас занимаюсь. Я занимаюсь тем, к чему никогда не готовился, о чем никогда не помышлял, и никакие планы меня не могли бы к этому приготовить никогда в жизни. Я смеюсь сейчас, рассказывая своим близким людям, что моя жизнь последние двадцать лет в своей фабуле была настолько стабильна, что я место на кладбище себе нашел. Я знал, где я лягу, примерно представлял, как это будет. Конечно, не в 50 лет, но думал, что еще лет десять – и упокоюсь на том месте. Я знал, как это будет, потому что я жил  в том поселке двадцать лет, и все меня там устраивало. Никаких  возможностей, предрасположенности к тому, что меня оттуда заберут, не было. Но в один день, в один вечер вся моя жизнь перевернулась совершенно неожиданно, непостижимо, она просто стала иной. Я никаких планов на это не строил. Я думал одно, а получилось совсем иначе. И мне никогда не быть похороненным на том месте, которое я для себя планировал.

Поэтому, вспоминая свою прошедшую жизнь, бросая туда ретроспективный взгляд, я понимаю, что все планы ничего не стоят. Бог готовит для нас встречи с теми людьми, которым я могу быть полезен, а чаще всего с теми людьми, которые мне могут быть полезны. И это никак не запланировать, никаким образом. И чем острее понимаешь, как Бог ведет тебя по жизни (ты как слепой котенок, а Он тебя ведет), тем больше ослабляется напряженность.

Наверное, Вы никогда не водили слепых детей. А я начал свою педагогическую деятельность в школе для слепых и слабовидящих детей. Когда берешь слепого человека за руку и ведешь, он очень напряжен. Ему не один год, ему уже 12-13 лет, он в этой школе живет уже лет пять, но он напряжен, потому что не знает тебя. Вот ты ведешь его, разговариваешь, приводишь его в одно место, куда он хотел, в другое место, что-то объясняешь – и понимаешь, что он постепенно становится мягче, податливее, потому что понимает, что ничего плохого с тобой ему не грозит.

Этот опыт общения со слепыми детьми я часто перелагаю на себя: ты постепенно учишься Богу доверять. Сразу это не получится, это должны быть некие усилия той же самой веры. Ты вспоминаешь: «Бог вел меня по жизни, Он меня привел в Церковь». Хотя ведь очень мало людей моего возраста, которые с детства верующие. Никто этого не планировал, но Бог нас к этому привел. Пастырей, конечно, не хватает, как уже сегодня говорилось телезрительницей, но ведь их очень много. Откуда же они взялись-то? Ведь это выпускники советских и российских школ, как правило, даже не православных гимназий, которые ни сном ни духом не думали о том, что станут священниками. Но они ими становятся. Почему? Их Бог приводит: Он берет человека, ничего не подозревающего, и в конце концов человек сам не понимает, как оказался в семинарии, в сане, и делает это дело, искренне удивляясь, как же все это получилось, ведь он этого не планировал.

И опыта любого человека достаточно при внимательном рассмотрении, чтобы понять: в его жизни было много чудесных вмешательств Бога. Когда человек научится эти Божественные вмешательства видеть в своей жизни, постепенно научится Богу доверять.

Как научиться жить здесь и сейчас?

Женское понятие о счастье

Как научиться жить здесь и сейчас?

Как научиться жить здесь и сейчас?