Духовное чтение на 28 мая 2019 года

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Христос Воскресе!

Перед Вами календарь духовного чтения, посвященный 28 мая 2019 года. На его страницах Вы сможете прочесть жизнеописание ; Евангелие дня и наставление протоиерея Димитрия Смирнова.

Жития святых – Преподобный Пахомий Великий;
• Священное Писание – Деяния святых Апостолов (глава 12, стих 25; глава 13, стихи 1-12);
 Евангелие дня – Святое Евангелие от Иоанна (глава 8, стихи 51-59);
• Проповедь пастырей – Из поучений протоиерея Димитрия Смирнова.

Жития святых, 52

Преподобный Пахомий Великий

Святой Пахомий наряду с Антонием Великим, Макарием Великим и Евфимием Великим является столпом пустынножительства и основателем монашеского общежития в Египте. Родился он в III веке в Фиваиде (что в Верхнем Египте) от родителей-язычников и получил хорошее светское образование. С юности имел задатки доброго нрава, был целомудрен и рассудителен. Когда Пахомию исполнилось 20 лет, он был призван в войска императора Константина (по-видимому, в 315 году). Новобранцев разместили в здании городской темницы под охраной стражи. Местные христиане пришли с запасами пищи, кормили воинов и усердно им служили. Когда юноша узнал, что эти люди так поступают ради своего Бога, исполняя Его заповедь о любви к ближним, это глубоко запало в его чистую душу. Пахомий дал обещание стать христианином.

Вернувшись с победоносной войны, Пахомий принял святое крещение, поселился в уединенном селении Шенесит и сразу же стал вести строгую подвижническую жизнь. Почувствовав необходимость в духовном руководителе, он обратился к фиваидскому пустыннику Паламону, был принят старцем с любовью и стал ревностно проходить монашеские подвиги по примеру своего наставника.

Однажды, после 10 лет пустынной жизни преподобный Пахомий, идя по пустыне, остановился у развалин селения Тавенниси и услышал голос, приказавший ему построить на этом месте обитель. Пахомий рассказал об этом старцу Паламону, и оба, приняв услышанные слова за указание Божие, отправились в Тавенниси и начали строить небольшое иноческое жилище. Святой старец Паламон благословил начало основания обители, предсказал будущую ее славу и вскоре отошел ко Господу.

Постепенно к преподобному Пахомию стали собираться ученики. Для того чтобы организовать жизнь своих подопечных, преподобный ввел устав общего жития, установив единообразие для всех в пище и одежде. Иноки обители должны были трудиться в назначенных им послушаниях на общую пользу обители. В числе послушаний было переписывание книг, и, более того, каждого приходящего в первую очередь обучали грамоте и благословляли заучить наизусть большую часть Священного Писания. Иноки не должны были иметь собственных денег или принимать что-нибудь от своих родственников. Преподобный считал, что послушание, исполняемое с усердием, выше поста и молитвы, и требовал от иноков точного соблюдения устава, строго наказывая нарушителей.

Число иноков монастыря быстро возрастало, что вызвало необходимость постройки еще семи монастырей поблизости. Количество иноков доходило до 7000, и все они находились под руководством преподобного Пахомия, который посещал все монастыри и управлял ими. В то же время преподобный Пахомий оставался глубоко смиренным иноком, который всегда готов был повиноваться и принимать замечания от каждого брата. Хотя число братии поражает современного человека, попасть в монастырь по Тавеннисиотскому уставу было не так просто.

Святитель Феофан Затворник пишет: «Хотя монастыри прп. Пахомия были многолюдны, прием, однако же, в них был не так скор и неразборчив. Когда кто, приступив к вратам монастыря, изъявлял желание отречься от мира и вступить в братство обители, то его не тотчас вводили внутрь, но дав знать о нем Авве и получив от него наставления относительно его, оставляли его на несколько дней вне, без всякого призора и внимания». Причем не просто без внимания, а относились к нему с презрением, укоряли его и отталкивали, чтобы испытать, что намерение его не мимолетное, а твердое, и что он готов на все искушения. После этого первого испытания, новичка принимали в гостиницу. Его заставляли изучить молитву Господню («Отче наш»), если он ее не знал, и несколько псалмов. Через это обнаруживались способности послушника к учению. Между тем осведомлялись, кто он и чего ради оставляет мир; не сделал ли чего худого и готов ли он отрешиться от всяких родственных чувств и от всякого пристрастия к имуществу и ко всему, что оставляет в мире. Если препятствий нет, то новоначальному показывали обитель, рассказывали об уставе и узнавали об его навыках. Затем с него снимали мирские одежды, облекали в иноческие и вводили во время молитвы в собрание братьев. Мирские одежды отдавались эконому, и тот сохранял их, пока принятый окончательно утвердится в иноческой жизни, после чего отдавали их бедным; если же он оказывался негодным послушником, то его опять одевали в мирские одежды и изгоняли вон.

Тавенниссийский монастырь представлял собой большое поселение, состоящее из 30-40 домов, в каждом из домов было по 12 келий, в каждой келье жило по 3 монаха. 3-4 дома составляли трибу. При монастыре были церковь, трапезная, пекарня, больница, гостиница (для паломников), огород, а также склады для провизии и инвентаря.

Суровый и строгий к себе, преподобный Пахомий имел великое милосердие и снисхождение к недостаточно зрелым духовно инокам. Он учил всячески опасаться осуждения других и сам боялся даже в мыслях осудить кого-либо. С особой любовью относился преподобный Пахомий к больным инокам. Он посещал их, ободрял унывающих, убеждал благодарить Бога и возлагать надежду на Его святую волю. Больным он ослаблял пост, если это было необходимо для их выздоровления.

Под конец своей жизни преподобный Пахомий сам тяжко заболел от бывшей в тех местах моровой болезни. За ним с сыновней любовью ухаживал его ближайший и любимый ученик преподобный Феодор. Скончался преподобный Пахомий около 348 года в возрасте 53 лет и был погребен у горы возле обители.

Преподобне отче Пахомие, моли Бога о нас!

Священное Писание, 52

Деяния святых Апостолов (глава 12, стих 25; глава 13, стихи 1-12)

те дни> Варнава и Савл, по исполнении поручения, возвратились из Иерусалима [в Антиохию], взяв с собою и Иоанна, прозванного Марком. В Антиохии, в тамошней церкви, были некоторые пророки и учители: Варнава, и Симеон, называемый Нигер, и Луций Киринеянин, и Манаил, совоспитанник Ирода четвертовластника, и Савл. Когда они служили Господу и постились, Дух Святой сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их. Сии, быв посланы Духом Святым, пришли в Селевкию, а оттуда отплыли в Кипр; и, быв в Саламине, проповедовали слово Божие в синагогах Иудейских; имели же при себе и Иоанна для служения. Пройдя весь остров до Пафа, нашли они некоторого волхва, лжепророка, Иудеянина, именем Вариисуса, который находился с проконсулом Сергием Павлом, мужем разумным. Сей, призвав Варнаву и Савла, пожелал услышать слово Божие. А Елима волхв (ибо то́ значит имя его) противился им, стараясь отвратить проконсула от веры. Но Савл, он же и Павел, исполнившись Духа Святого и устремив на него взор, сказал: о, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диавола, враг всякой правды! перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних? И ныне вот, рука Господня на тебя: ты будешь слеп и не увидишь солнца до времени. И вдруг напал на него мрак и тьма, и он, обращаясь туда и сюда, искал вожатого. Тогда проконсул, увидев происшедшее, уверовал, дивясь учению Господню.

Духовное чтение на 28 мая 2019 года

Святое Евангелие от Иоанна (глава 8, стихи 51-59)

казал Господь пришедшим к Нему иудеям:> Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек. Иудеи сказали Ему: теперь узнали мы, что бес в Тебе. Авраам умер и пророки, а Ты говоришь: «кто соблюдет слово Мое, тот не вкусит смерти вовек». Неужели Ты больше отца нашего Авраама, который умер? и пророки умерли: чем Ты Себя делаешь? Иисус отвечал: если Я Сам Себя славлю, то слава Моя — ничто. Меня прославляет Отец Мой, о Котором вы говорите, что Он Бог ваш. И вы не познали Его, а Я знаю Его; и если скажу, что не знаю Его, то буду подобный вам лжец. Но Я знаю Его и соблюдаю слово Его. Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался. На это сказали Ему Иудеи: Тебе нет еще пятидесяти лет, — и Ты видел Авраама? Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь. Тогда взяли каменья, чтобы бросить на Него; но Иисус скрылся и вышел из храма, пройдя посреди них, и пошел далее.

Проповедь Пастырей, 52

ИЗ ПРОПОВЕДИ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

… Конечно, без помощи Божи­ей спастись невозможно, и надо нам стараться по­мощь Божию стяжать. Она дает­ся только за смирение, а смире­ние рождается из терпения. Каж­дый день, по милости Божией, нам, каждому в свою меру, что-то приходится потерпеть: что-то нас раздражает, кто-то нас обижает, что-то у нас болит, что-то проис­ходит не так, как нам хочется. Нас это мучает, но изменить это мы не можем, что есть, то есть, ничего тут не сделаешь. Еще варенья себе в чай добавить, какую-то малость чуть-чуть приукрасить — это мы мо­жем, но принципиально ни людей, нас окружающих, ни свои обстоятельства мы не можем изменить. Вот она, некая данность, и нам надо потерпеть, потерпеть. И если мы будем терпеть со спокойной, мужественной, твердой радостью, то мы увидим, что жизнь наша — та же самая на­ша жизнь, — она легче становится, потому что благодать Божия приходит и начинает нас поддерживать.

32

На главную страницу сайта