Духовное чтение на 29 мая 2019 года

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Христос Воскресе!

Перед Вами календарь духовного чтения, посвященный 29 мая 2019 года, состоящий из следующих духовных и молитвенных рубрик:

• Жития святых – Блаженная отроковица Муза;
• Священное Писание – Деяния святых Апостолов (глава 13, стихи 13-24);
• Евангелие дня – Святое Евангелие от Иоанна (глава 6, стихи 5-14);
• Толкование св. Писания – Блаж. Феофилакт Болгарский;
• Проповедь пастырей – Из поучений протоиерея Димитрия Смирнова.

Жития святых 53

Блаженная отроковица Муза

Блаженная отроковица Муза жила в V веке. О ней рассказал своему архидиакону Петру святой Григорий Двоеслов, папа Римский, знаменитый учитель Западной Церкви, живший в VI веке. А рассказал он то, что слышал сам от брата святой Музы, по имени Пров: «Когда Муза была еще юной отроковицей, ей ночью явилась в сонном видении Пресвятая Дева Мария. Матери Божией сопутствовали многие отроковицы столь же юного возраста, как и Муза. Богоматерь спросила Музу:

– Не желаешь ли ты жить вместе с этими отроковицами и всегда следовать за Мной?

На это Муза отвечала:

– Весьма желаю, Госпожа моя».

Тогда Богородица сказала Музе, чтобы она воздерживалась от детских игр и от всего небогоугодного, так как через тридцать дней Муза придет к Ней и присоединится к лику прочих юных дев. С этого времени Муза переменила жизнь свою: оставив детские игры и забавы, она всецело посвятила себя жизни богоугодной.

Видя такую перемену в жизни своей дочери, родители Музы весьма удивились. Когда же они спросили ее о причине такой перемены, то Муза сказала им, что видела во сне Пресвятую Богородицу, рассказала им о заповеди, которую дала ей Пречистая Дева. Она поведала также и о том, в какой день отойдет от жизни этой и присоединится к сонму прочих дев, сопутствовавших Матери Божией.

При наступлении двадцать пятого дня после явления Музе Девы Марии отроковица впала в тяжкую болезнь, она вся пылала как в огне. На тридцатый день, когда приблизилось время преставления блаженной отроковицы, Муза снова увидела Богородицу, пришедшую к ней в сопровождении тех же отроковиц. Матерь Божия стала звать к Себе Музу. Блаженная отроковица отвечала Ей тихим голосом: «Иду, Госпожа моя, иду!» С этими словами блаженная Муза предала душу свою в руки Пресвятой Богородицы и, оставив эту земную жизнь, вселилась в обителях вечных с прочими девами, сопутствовавшими Пречистой Владычице нашей.

В Евангелии мы встречаем слова Господа: Много званных, а мало избранных (Мф. 22, 14). Конечно же, многие святые были именно избранниками Господа, как сказано Богом о пророке Иеремии: Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя (Иер. 1, 5) А некоторые, наверное, были благоразумными званными, которые не пренебрегли своим призванием и старательно потрудились в деле следования Святому Евангелию. Глядя в историю веков, мы как на ладони видим результат жизни людей: кто-то остался безразличным к призванию Господню, кто-то ревностно на него ответил, а кто-то был избран Богом особым образом, подобно блаженной отроковице Музе. Но когда мы смотрим на нашу жизнь, то не можем ответить на вопрос, кто призван, кого Господь еще призовет, а кто отмечен Богом еще от утробы матери, – все это открывается постепенно. Так и родители святой музы не могли даже предполагать, как скоро их дочка станет ходатаицей за весь человеческий род. И очень многие наши новомученики и исповедники XX века не подозревали о том, что для них от Господа уготован мученический венец.

Каждый из нас находится в каких-то отношениях с Господом, и эти отношения налагают на нашу жизнь определенную ответственность. Нести на себе особое избрание – очень трудно и далеко не каждый мог бы его вынести. Быть преподобным, мученицей, блаженной, праведным или святителем – удел не всех, но единиц. А у нас, тех, кто относится к категории «званные», есть другой риск, о котором говорит Господь, – риск не принять Его приглашение на брак и подвергнуться за это осуждению. Отказавшись от благодатных Даров, которые, например, всегда нам доступны в виде Святых Тела и Крови Христовых, можно оказаться по левую руку от Спасителя и услышать слова идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (Мф. 25, 41). Ибо сказал Господь: Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!» войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного (Мф. 7, 21).

Для нас, обычных людей, нет необходимости в каких-то особых откровениях или явлениях святых, нам это только повредит, введет в заблуждение, в тщеславие и гордыню. Нам дано Святое Евангелие, именно через него Спаситель зовет нас на Свой пир в Небесном Царствии. В Евангелии мы находим все необходимые указания для совершения нашего спасения, а у святых отцов – дополнительные пояснения к этим указаниям. Ведь все, что нужно, все дано. Но не так легко оторвать себя от мирских дел, не так легко последовать за призывом, для этого нужно приложить хорошее усилие. А если сил не хватает, то мы обращаемся в молитве за помощью не только к Богу и Деве Марии, но и ко многим святым, и они, как люди, уже прошедшие свой путь и пребывающие с Господом на небесах, безотказно помогают нам.

Святая блаженная Муза, моли Бога о нас!

Священное Писание, 53

Деяния святых Апостолов (глава 13, стихи 13-24)

те дни>, отплыв из Пафа, Павел и бывшие при нем прибыли в Пергию, в Памфилии. Но Иоанн, отделившись от них, возвратился в Иерусалим. Они же, проходя от Пергии, прибыли в Антиохию Писидийскую и, войдя в синагогу в день субботний, сели. После чтения закона и пророков начальники синагоги послали сказать им: мужи братия! если у вас есть слово наставления к народу, говорите. Павел, встав и дав знак рукою, сказал: мужи Израильтяне и боящиеся Бога! послушайте. Бог народа сего избрал отцов наших и возвысил сей народ во время пребывания в земле Египетской, и мышцею вознесенною вывел их из нее, и около сорока лет времени питал их в пустыне. И, истребив семь народов в земле Ханаанской, разделил им в наследие землю их. И после сего, около четырехсот пятидесяти лет, давал им судей до пророка Самуила. Потом просили они царя, и Бог дал им Саула, сына Кисова, мужа из колена Вениаминова. Так прошло лет сорок. Отринув его, поставил им царем Давида, о котором и сказал, свидетельствуя: «нашел Я мужа по сердцу Моему, Давида, сына Иессеева, который исполнит все хотения Мои». Из его‐то потомства Бог по обетованию воздвиг Израилю Спасителя Иисуса. Перед самым явлением Его Иоанн проповедовал крещение покаяния всему народу Израильскому.

Духовное чтение на 29 мая 2019 года

Святое Евангелие от Иоанна (глава 6, стихи 5-14)

Иисус, возведя очи и увидев, что множество народа идет к Нему, говорит Филиппу: где нам купить хлебов, чтобы их накормить? Говорил же это, испытывая его; ибо Сам знал, что́ хотел сделать. Филипп отвечал Ему: им на двести динариев не довольно будет хлеба, чтобы каждому из них досталось хотя понемногу. Один из учеников Его, Андрей, брат Симона Петра, говорит Ему: здесь есть у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки; но что это для такого множества? Иисус сказал: велите им возлечь. Было же на том месте много травы. Итак возлегло людей числом около пяти тысяч. Иисус, взяв хлебы и воздав благодарение, раздал ученикам, а ученики возлежавшим, также и рыбы, сколько кто хотел. И когда насытились, то сказал ученикам Своим: соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало. И собрали, и наполнили двенадцать коробов кусками от пяти ячменных хлебов, оставшимися у тех, которые ели. Тогда люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали: это истинно Тот Пророк, Которому должно прийти в мир.

Толкование Писания, 53

Блаж. Феофилакт Болгарский

Ст. 14-15 Тогда люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали: это истинно Тот Пророк, Которому должно придти в мир. Иисус же, узнав, что хотят придти, нечаянно взять Его и сделать царем, опять удалился на гору один.

Смотри, как народ любит чрево. Тогда как Иисус творил бесчисленные и самые поразительные чудеса, они не удивлялись. А вот из-за пищи говорят: Сей есть Тот Пророк; не обвиняют уже Его в нарушении субботы, не мстят уже за нарушение закона, но за хлебы считают Его столь великим, что не только пророком называют, но и считают достойным царства. Но Он удаляется, научая нас презирать мирские достоинства. Он удаляется на гору один только, не взяв ни одного из учеников, для того, чтобы испытать любовь их, смотря по тому, снесут ли они отсутствие Его.

 

Наставление, 53

ИЗ ПРОПОВЕДИ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

… Господь пришел в дом Марфы, Марии и Лазаря и, по Своему обычаю, учил.
Представим на секундочку: пришел в мир Христос Спаситель, и мы с вами сидим у Его ног и слушаем Его чудесные слова. Он не где-то в книге, Он здесь, живой, можно своим плечом касаться Его колена — и вдруг нам предлагают вместо этого какую-то ерунду: полы подмести или еще что-то столь же бредовое по сравнению с этим главным.

Как часто, когда мы собираемся идти в храм, нам говорят: нужно сделать это, сде­лать то. Вместо того чтобы идти на встречу с Богом, слушать Его слова, причащаться Его Тела и Крови, нам предлагают какую-то ерунду. Если и можно уступить скрепя серд­це, то только по одной причине: по любви к человеку, который эту ерунду предлагает. Он раздражен, он негодует, он не может понять, что вообще происходит в храме, почему нас влечет сюда. И если мы все-таки пойдем, его может даже инсульт хватить, бывали такие случаи. Поэтому ради него, в надежде, что он все-таки когда-то одумается, уступить можно. А у Марии даже не было выбора, уступать или нет, потому что за нее вступился Сам Господь. Марфа вполне способна была Его понять, поэтому Господь к ней и обратился. Но бывают случаи, когда ничего невозможно объяснить, даже если Сам Господь скажет чело­веку. Вот открой Евангелие и покажи: видишь, так Господь говорит. Но что ему слова Господни, если он Бога ставит ни во что? Ему это скучно, непонятно, тяжело, душно, далеко, некогда и прочее и прочее. Слово Божие для него не аргумент.

Заглавие, окончание 33

На главную страницу сайта