Духовное чтение на 31 мая 2019 года

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Христос Воскресе!

Перед Вами календарь духовного чтения, посвященный 31 мая 2019 года.

• Жития святых – Преподобный Макарий Алтайский;
• Чтение Апостола – Деяния святых Апостолов (глава 15, стихи 5-34);
• Евангелие дня – Святое Евангелие от Иоанна (глава 10, стихи 17-28);
• Проповедь пастырей – Из проповеди протоиерея Димитрия Смирнова.

Жития святых 55

Преподобный Макарий Алтайский

Дорогие братья и сестры! Сегодня мы молитвенно вспоминаем преподобного Макария Алтайского. Не стоит его путать со святителем Макарием Алтайским, который был преемником преподобного и память которого мы совершали 29 февраля. Архимандрит Макарий (в миру Михаил Яковлевич Глухарев) был первым миссионером Русской Православной Церкви в Горном Алтае.

Михаил Глухарев родился 8 ноября 1792 года в семье священника города Вязьмы Смоленской губернии. Первоначальное и очень хорошее образование Михаил получил от отца. При такой подготовке его сразу определили в третий класс духовного училища при Предтеченском монастыре Вязьмы.

За отличные успехи Михаил Глухарев из Вяземского духовного училища был переведен в Смоленскую духовную семинарию, после успешного окончания которой в 1813 году определен учителем в Смоленское духовное училище. Через год его как лучшего воспитанника семинарии направили в только что открывшуюся Санкт-Петербургскую духовную академию, ректором которой был святитель Филарет (Дроздов), впоследствии митрополит Московский.

Михаил Глухарев был принят сразу на второй курс академии. Его глубокие знания резко отличали его среди сокурсников. Был он замечен и ректором академии, так что святитель всю жизнь был духовным наставником и покровителем о. Макария.

На 27 году жизни – 24 июня 1818 Михаил был пострижен в монашество в домовой архиерейской церкви, получив имя Макарий. Затем, практически сразу рукоположен в иеромонахи. В 1821 году отец Макарий был возведен в сан игумена, затем архимандрита и получил в управление Костромской Богоявленский монастырь. Но уже в конце 1825 года был уволен на покой в Киевскую Лавру с магистерским окладом. На тот момент здоровье отца архимандрита было подорвано так, что он уже не мог продолжать деятельность на своем прежнем поприще. В 1826 году он по своему желанию переводится в Глинскую Богородицкую пустынь, что в Курской епархии.

В Глинской пустыни архимандрит Макарий перевел на русский язык «Лествицу», беседы святителя Григория Двоеслова и «Исповедь» Блаженного Августина. По благословению митрополита Московского Филарета архимандрит Макарий подал прошение в Священный Синод о желании быть миссионером на Алтае, обращать в православие живущие там тюркские народы. Как Синод, так и светские власти удовлетворили эту просьбу и 27 мая 1829 года предписали отцу Макарию ехать миссионером в Сибирь.

В Тобольске преподобный и два его помощника получили миссионерские паспорта. С общего согласия у них было образовано братство, один из пунктов которого гласил: «Желаем, да будет у нас все общее: деньги, пища, одеяние, книги и прочие вещи, и сия мера да будет для нас удобной в стремлении к единодушию». Для участия в миссионерской деятельности требования к подвижникам были очень высокие: они должны были владеть глубокими знаниями основ христианского вероучения, свободно говорить на инородческом языке, быть знакомыми с медициной, педагогикой, разбираться в естественных и сельскохозяйственных науках.

Архимандрит Макарий был назначен в Бийский округ, населенный язычниками телеутами. В августе 1830 года, получив походную церковь, 990 рублей ассигнациями на проезд и содержание, с двумя семинаристами отец Макарий отправился из Тобольска в Бийск, где остановился в доме бийского священника Петра Синкина. До прибытия преподобного на Алтай приходскими священниками было крещено не более 300 язычников, поэтому почти все жители Бийского и Кузнецкого округов были язычниками. Проповедь преподобного Макария для кочевых татар, калмыков и телеутов Кузнецкого округа продолжалась 13 лет и 8 месяцев. Всего преподобный окрестил около 700 взрослых и столько же детей.

Поражает, как страдающий телесными недугами отец Макарий переносил длительные переходы и переправы через горные реки, как он переносил лишения страннической жизни, исполняя свой пастырский долг: оглашая, крестя, навещая духовных чад. А мысли его были заняты тем, как обучить грамоте коренные народы Алтая. Ведь иначе они не могли вникнуть в смысл его проповедей, участвовать в богослужениях. Так была начата огромная исследовательская работа по созданию алтайской письменности, разговорника и словаря объемом в 3000 слов. Основой этой письменности был русский алфавит. Грамоте и письму алтайцы обучались в миссионерской школе в селе Улала при главном стане миссии.

Первый период миссионерской деятельности отца Макария был самым трудным: он понимал, что в первые годы жизни новокрещеные нуждаются во всесторонней помощи и не могут быть предоставлены самим себе. Эту идею он и стал проводить в жизнь в миссии. Он строил для новокрещеных дома, приобретал скот, земледельческие орудия труда, семена зерновых культур для посева, – словом, все, что было необходимо для оседлого образа жизни. На эти нужды он расходовал свой магистерский оклад, кроме того, преподобный первым из сибирских миссионеров стал применять Положение Государственного Совета от 17 июня 1836 года «О льготах инородцам, принимающим Святое Крещение». Согласно ему новокрещеные освобождались от всяких податей и повинностей на три года после крещения.

При Улалинском стане была учреждена женская община, впоследствии преобразовавшаяся в женский монастырь.

Таким образом, за годы служения на Алтае – со дня основания Алтайской Духовной Миссии по 4 июля 1844 года были заложены основы деятельности миссии на полвека вперед.

В 1844 году архимандрит Макарий был уволен из миссии и определен настоятелем Болховского Троицкого Оптина монастыря, куда и отбыл 4 июля. Скончался преподобный 18 мая 1847 года в Болховском монастыре и был похоронен в монастырском соборном храме по правую сторону от алтаря.

Преподобне отче Макарие, моли Бога о нас!

Чтение Апостола, 55

 Деяния святых Апостолов (глава 15, стихи 5-34)

те дни,> восстали некоторые из фарисейской ереси уверовавшие и говорили, что должно обрезывать язычников и заповедовать соблюдать закон Моисеев. Апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения сего дела. По долгом рассуждении Петр, встав, сказал им: мужи братия! вы знаете, что Бог от дней первых избрал из нас меня, чтобы из уст моих язычники услышали слово Евангелия и уверовали; и Сердцеведец Бог дал им свидетельство, даровав им Духа Святого, как и нам; и не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их. Что же вы ныне искушаете Бога, желая возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы? Но мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасемся, как и они. Тогда умолкло все собрание и слушало Варнаву и Павла, рассказывавших, какие знамения и чудеса сотворил Бог через них среди язычников. После же того, как они умолкли, начал речь Иаков и сказал: мужи братия! послушайте меня. Симон изъяснил, как Бог первоначально призрел на язычников, чтобы составить из них народ во имя Свое. И с сим согласны слова пророков, как написано: «потом обращусь и воссоздам скинию Давидову падшую, и то, что в ней разрушено, воссоздам, и исправлю ее, чтобы взыскали Господа прочие человеки и все народы, между которыми возвестится имя Мое, говорит Господь, творящий все сие». Ведомы Богу от вечности все дела Его. Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников, а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе. Ибо закон Моисеев от древних родов по всем городам имеет проповедующих его и читается в синагогах каждую субботу. Тогда Апостолы и пресвитеры со всею церковью рассудили, избрав из среды себя мужей, послать их в Антиохию с Павлом и Варнавою, именно: Иуду, прозываемого Варсавою, и Силу, мужей, начальствующих между братиями, написав и вручив им следующее: «Апостолы и пресвитеры и братия находящимся в Антиохии, Сирии и Киликии братиям из язычников: радоваться. Поелику мы услышали, что некоторые, вышедшие от нас, смутили вас своими речами и поколебали ваши души, говоря, что должно обрезываться и соблюдать закон, чего мы им не поручали, то мы, собравшись, единодушно рассудили, избрав мужей, послать их к вам с возлюбленными нашими Варнавою и Павлом, человеками, предавшими души свои за имя Господа нашего Иисуса Христа. Итак, мы послали Иуду и Силу, которые изъяснят вам то же и словесно. Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного, и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы». Итак, отправленные пришли в Антиохию и, собрав людей, вручили письмо. Они же, прочитав, возрадовались о сем наставлении. Иуда и Сила, будучи также пророками, обильным словом преподали наставление братиям и утвердили их. Пробыв там некоторое время, они с миром отпущены были братиями к Апостолам. Но Силе рассудилось остаться там. [А Иуда возвратился в Иерусалим.]

Евангелие дня, 55

Святое Евангелие от Иоанна (глава 10, стихи 17-28)

казал Господь пришедшим к Нему иудеям:> Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего. От этих слов опять произошла между Иудеями распря. Многие из них говорили: Он одержим бесом и безумствует; что слушаете Его? Другие говорили: это слова не бесноватого; может ли бес отверзать очи слепым? Настал же тогда в Иерусалиме праздник обновления, и была зима. И ходил Иисус в храме, в притворе Соломоновом. Тут Иудеи обступили Его и говорили Ему: долго ли Тебе держать нас в недоумении? если Ты Христос, скажи нам прямо. Иисус отвечал им: Я сказал вам, и не верите; дела, которые творю Я во имя Отца Моего, они свидетельствуют о Мне. Но вы не верите, ибо вы не из овец Моих, как Я сказал вам. Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную.

Наставление, 55

ИЗ ПРОПОВЕДИ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

… Лука и Клеопа на пути из Иерусалима встре­тили Христа, но не узнали своего Учителя. А когда на трапезе Господь преломил хлеб, они Его узнали, но Он стал невидимым. Почему так? Неужели Он сразу не мог открыться им? И зачем Он стал невидим, в чем тут дело?
Господь всемогущ. Неужели Ему трудно прийти сегодня вечером к каждому домой и сказать: ты почему не веруешь? Выключи телевизор, пойдем в церковь. Вряд ли кто откажется, так с ужасом и пойдут и даже бегом побегут. Только Богу это совсем не нужно. Господь хотел бы, чтобы мы жили верой. А что такое вера? Вера — это тот Божественный дар, это сила, которая Христа, невидимо здесь присутствующего, делает явно видимым, но не глазами тела, а очами души. И вот именно поэтому Господь удержал глаза ученикам: Он хотел их веры. А когда вера была явлена, Он им открыл­ся, а потом стал невидим, потому что нет нужды в том, чтобы Ему явно присутствовать.
Господь хочет от каждого человека подвига веры, чтобы человек жил бы именно этой Божественной силой, которая невидимое делает видимым, и причем делает его очень важным, вот как для Луки и Клеопы: они шли по какому-то делу, отошли от Иерусалима уже довольно далеко, а когда узрели Христа, то бросили все и вер­нулись назад. Потому что все житейское попечение, когда человек встречается со Христом, становится ненужным пустяком. Поэтому настоящие христиане все­гда поступают не по целесообразности мира сего, а все свои поступки сообразуют с душевной пользой.
Все-таки самое главное в нашем бытии — это встреча с Богом, а еще лучше сказать, не только встреча, а, собственно, жизнь с Ним, постоянное духовное видение того, что Он пребывает в мире, и действует, и участвует в нашей жизни. Вся духовная жизнь — это есть постоянное возвращение к Богу, постоянная па­мять о Нем, постоянное сообразование всех своих слов, мыслей, поступков, чувств именно с Его волей — так, как будто мы Его уже узрели, как будто действительно мы Его видим. Потому что вера наша говорит, что Бог вездесущ и Бог всеведущ. Следовательно, даже если мы Его не видим, даже если мы Его не чувствуем, Он нас видит, и Он нас чувствует. И мы должны руководствоваться не своими чувствами — наши чувства врут, они все искажены грехом, — а мы должны руководствоваться верой в то, что Он видит нас, и чувствует, и знает, и любит, и хочет спасти.

35

Духовное чтение на 31 мая 2019 года

Духовное чтение на 31 мая 2019 года