Духовное чтение на 1 июня 2019 года

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Христос Воскресе!

В сегодняшний субботний день предлагаем Вам для духовного прочтения рубрики, включающие в себя следующие публикации:

• Жития святых – Благоверный великий князь Димитрий Донской;
• Чтение Апостола – Деяния святых Апостолов (глава 15, стихи 35-41);
• Евангелие дня – Евангелие от Иоанна (глава 10, стихи 27-38);
• Толкование Евангелия – Прав. Иоанн Кронштадтский;
• Поучение – Из поучений протоиерея Димитрия Смирнова.

Жития святых, 56

Благоверный великий князь Димитрий Донской

Дорогие братья и сестры! Сегодня мы молитвенно вспоминаем благоверного великого князя Димитрия Донского. Его преподобную супругу преподобную Евфросинию мы вспоминали несколькими днями раньше. Благоверный великий князь Московский Димитрий, прозванный Донским, родился в 1350 году. О детстве будущего великого князя, сына Иоанна Красного, известно совсем немного. Знаем, что детство святого Димитрия прошло под непосредственным влиянием святителя митрополита Алексия, бывшего другом и советником отцу Димитрия. Девятилетнему Димитрию после смерти отца святитель на долгое время заменил родителя. К тому же с самого начала жизни великий князь был приобщен к среде русского подвижничества, пребывая рядом с преподобным Сергием Радонежским.

С ранних лет великий князь должен был учиться терпению и мужеству, преодолевать себя, глядеть в лицо смертельной опасности.

В Орде тогда также царила междоусобица. Около 1360 года десятилетний Димитрий был вынужден в первый раз предпринять путешествие в Орду. Поездка отрока Димитрия была сопряжена со смертельной опасностью, но и была крайне полезна ему как будущему главе государства.

Из-за борьбы за власть среди князей на Руси уже в 13 лет Димитрия Иоанновича ждал первый военный поход против князя Суздальского. Великий князь-отрок под руководством митрополита постигал науку московской политики, заключавшуюся в сочетании силы и милосердия. Утвердившись в великокняжеском достоинстве, святой Димитрий начинает работу по объединению Московской земли. Москва возвышалась, и святому князю практически на протяжении всей жизни приходилось вести непрекращающиеся войны с многочисленными врагами. Кроме постоянного противостояния Руси внешних держав: Орды и Литвы, великий князь должен был неусыпно помнить о противниках внутрирусских, сильнейшими из которых были княжества Нижегородское, Рязанское и особенно Тверское.

В 1368 году через Русскую землю к Москве шли войска Ольгерда Литовского, все уничтожая на своем пути. Москву он не взял, но его страшным нашествием Московская земля была опустошена. Однако, несмотря на трудности, Димитрий Иоаннович вовсе не собирался отказываться от своей широкой объединительной политики.

Дело возвышения Москвы требовало устроения и собственного дома. В основе жизненного уклада великокняжеского дома находился истинно христианский брак, на который влияли и святитель Алексий и преподобный Сергий: из двенадцати детей Димитрия Иоанновича и Евдокии Димитриевны двое сыновей были крещены игуменом земли Русской.

А в качестве основной личной черты великого князя летописец называет необыкновенную любовь к Богу: «С Богом все творящий и за Него борющийся… Царским саном облеченный, жил он по-ангельски, постился и снова вставал на молитву и в такой благости всегда пребывал. Тленное тело имея, жил он жизнью бесплотных… Божественные дни поста в чистоте хранил и каждое воскресенье Святых Таинств приобщался».

Более полутора века томилась многострадальная Русь под тяжелым игом татарским. И вот преподобный Сергий благословил на подвиг освобождения главного вождя русского ополчения. В 1370-е годы включился великий князь Димитрий Иоаннович в борьбу с Золотой Ордой. В 1376 году состоялся успешный поход на Волжскую Булгарию. Это была первая наступательная победа. В 1378 году Мамай послал на Русь большое войско, навстречу врагу выступил Димитрий Иоаннович, полки которого разбили татар. Выигранная битва на реке Воже была генеральной репетицией сражения на Куликовом поле.

Приближался грозный 1380 год. Готовясь выступить в поход, великий князь Димитрий Иоаннович счел первым долгом посетить обитель Живоначальной Троицы, чтобы там поклониться Единому Богу и принять напутственное благословение от преподобного игумена Сергия. Наступил грозный час битвы. С татарской стороны выехал вперед богатырь огромного роста и страшной наружности – Челубей. А со стороны русского войска выступил один из Сергиевых иноков – схимник Александр Пересвет. Богатыри устремились друг на друга и оба пали мертвыми на землю. Русское войско воспряло духом «И была сеча лютая и великая, и битва жестокая, и грохот страшный, – повествует летописец, – от сотворения мира не было такой битвы у русских великих князей, как при этом великом князе всея Руси». Бог хранил князя; несмотря на многочисленные удары, принятые им от врагов, он остался невредимым от серьезных ранений. Однако много доблестных русских воинов полегло тогда на поле.

Последние годы жизни великого князя Димитрия Иоанновича были очень трудными и его ждали многие испытания: нашествие хана Тохтамыша, разорившего Москву, ее восстановление, болезни, двухлетнее заключение сына в Орде, вражда с Тверью, объединение княжеств.

19 мая 1389 года великий князь Димитрий Иоаннович преставился. Кончина его, последовавшая на 41-м году жизни, поразила всю Русь. Он был похоронен в Архангельском соборе рядом с гробницами его отца, деда и прадеда. Теперь благоверный князь вместе с великим князем Александром Невским является усердным ходатаем перед Престолом Божиим о жизни всех христиан и особенно о судьбах нашей Родины.

Святый благоверный великий княже Димитрие, моли Бога о нас!

Чтение Апостола, 56

Деяния святых Апостолов (глава 15, стихи 35-41)

те дни> Павел же и Варнава жили в Антиохии, уча и благовествуя, вместе с другими многими, слово Господне. По некотором времени Павел сказал Варнаве: пойдем опять, посетим братьев наших по всем городам, в которых мы проповедали слово Господне, как они живут. Варнава хотел взять с собою Иоанна, называемого Марком. Но Павел полагал не брать отставшего от них в Памфилии и не шедшего с ними на дело, на которое они были посланы. Отсюда произошло огорчение, так что они разлучились друг с другом; и Варнава, взяв Марка, отплыл в Кипр; а Павел, избрав себе Силу, отправился, быв поручен братиями благодати Божией, и проходил Сирию и Киликию, утверждая церкви.

Евангелие дня, 56

Евангелие от Иоанна (глава 10, стихи 27-38)

казал Господь пришедшим к Нему иудеям:> Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей. Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего. Я и Отец — одно. Тут опять Иудеи схватили каменья, чтобы побить Его. Иисус отвечал им: много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями? Иудеи сказали Ему в ответ: не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом. Иисус отвечал им: не написано ли в законе вашем: «Я сказал: вы — боги»? Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание, — Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: «богохульствуешь», потому что Я сказал: «Я — Сын Божий»? Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне; а если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем.

Толкование Евангелия, 56

Прав. Иоанн Кронштадтский

а если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем

Может ли быть истина высказана разительнее и сильнее?

Так и ты, невер: если не веришь в Самого Господа, Коего земная жизнь удалена от тебя на 1858 лет, то верь в чудные дела Его, которые Он явно в тебе производит. Вот невидимая сила мучит, убивает твою душу за неверие, ты не знаешь мира и радости, но, если ты с верою причастишься Его Таин, мучение вдруг исчезнет, настанет радость и спокойствие. Не чудные ли это дела Господни? Ничто не в состоянии прогнать твоих убийственных мучений, а Тело и Кровь Господа сейчас прогоняют. Когда не верите Мне, верьте делам Моим.

 

Поучение, 56

ИЗ ПРОПОВЕДЕЙ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

… Каждый человек, родивший­ся на земле, даже еще со­всем маленький и мало что понимающий, уже хочет жить хо­рошо. Если что-то ему не по нраву, он начинает кричать, и, пока ма­ма не догадается, что ему мешает, и не исправит, он не успокоится. Каждый хочет, чтобы все было хо­рошо. Для одного счастье — что-то купить, для другого — что-то сде­лать, для третьего — что-то вы­пить или съесть. В чем человек видит счастье, к тому он и стре­мится. Один хочет быть сильным и занимается спортом, другой — богатым и играет в азартные иг­ры или занимается бизнесом, это тоже игра, и довольно азартная. Третий хочет что-то своими рука­ми делать — он учится какому-нибудь ремеслу. Каждый стре­мится к тому, что дает ему ощу­щение счастья.

Но счастье потому так и назы­вается, что дает радость сиюминутную, сейчас. Если чело­век хочет власти и получает, наконец, эту власть, он уже на второй день понимает, что радости она ему не приносит, потому что это очень тяжелая работа. Человек, который научился ремеслу, все равно несчастлив: что-то не полу­чается, очень много рутинной работы, всякой канители. И так с чем угодно. Вот мечтает девушка: «Выйду замуж, детки у меня будут как Ангелы». А начинается — и стирка, и надо к ребенку вставать, и он болеет, безобразничает, не слушается. Кто может сказать, что дети для него счастье? Да, какие-то отдельные минуты среди дня бывают; посмот­ришь, как дитя играет, или самое сладкое, когда оно спит, подойдешь, наклонишься, умилишься: «Спит, ох, слава Богу, хоть бы еще поспал». Вот оно, счастье. А остальное все? Остальное все труд, остальное все несчастья, хлопоты и болезни. Так в любом деле.

То, что человек пытается себе устроить на земле и чего пытается достичь, не приносит на самом деле счастья, толь­ко редкие минуточки. Но человек ничего другого не знает, поэтому все равно цепляется за это, стремится к своему.

Проще, конечно, пьянице или наркоману, потому что это самое доступное: если есть деньги, выпил, и тут же счастье, вот оно, только надо дозу точно рассчитать, и тогда на то время, пока ты пьян, вроде счастлив. Ты можешь валяться на лестнице, и все равно тебе хорошо и ничего не болит. Но потом, к сожалению, наступает протрезвление, и опять надо где-то доставать деньги, и опять начинаются мучения. Откуда появилось это стремление к блаженству? Где и кто на земле видел блаженство? Его нет, наоборот, страдание, кровь, болезни, взаимные обиды, ругань, непони­мание. А где оно, счастье, блаженство? Никто его не видел. Почему же люди к нему стремятся? Как можно хотеть ананаса, если в жизни его не ел? Стремление к блаженству заложено у нас в генах, оно есть в каждом человеке независимо от того, где он родился, какого он цвета кожи, на каком языке говорит. Это стремление неистребимо: мы как дети Адама носим в себе желание жизни в Боге.

36, желтый 2

На главную страницу сайта